Возбуждение уголовного дела




 

Информация о преступлении, предусмотренном ст. 159.1 УК РФ, поступает как из банков и небанковских кредитных организаций, так и от иных кредиторов, а также из территориальных подразделений Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в случае хищения путём мошенничества бюджетных кредитов. Информация о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 176 УК РФ, поступает из банков, небанковских кредитных организаций. Причиной обращения является то, что заёмщики не исполняют принятые на себя обязательства по договору. Кредитор может направлять информацию в органы внутренних дел либо до обращения в арбитражный суд субъекта РФ или суд общей юрисдикции, в зависимости от сторон, с иском к заёмщику, либо после такого обращения. В последнем случае, кредитор направляет сообщение в органы внутренних дел в связи с тем, что заёмщик не исполняет решение соответствующего арбитражного суда (суда общей юрисдикции). У кредитора в большинстве случаев отсутствует информация о том, предоставляло ли лицо (руководитель организации или индивидуальный предприниматель, применительно к преступлению, предусмотренному ч. 1 ст. 176 УК РФ) заведомо ложные сведения, в том числе о своих хозяйственном положении либо финансовом состоянии, для получения кредита. Обращение кредитора в органы внутренних дел обусловлено желанием принудить заёмщика к исполнению принятого на себя обязательства. В связи с этим целью проверки сообщения кредитора является выяснение обстоятельства о том, представлял или не представлял заёмщик заведомо ложные сведения, в том числе о своем хозяйственном положении или финансовом состоянии. Если будет установлено, что представлял, то признаки преступления присутствуют. Если, при этом, заёмщиком является организация или индивидуальный предприниматель, то возможно наличие признаков преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 176 УК РФ.

Информация о преступлении, предусмотренном ч. 2 ст. 176 УК РФ поступает в ОВД из территориальных подразделений Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Если поступят данные о том, что организация незаконно получила государственный целевой кредит, то данные об этом, как и в случае указанном выше должны быть проверены надлежащим образом. Это связано с тем, что сообщение в ОВД может быть направлено так же в связи с непогашением полученного государственного целевого кредита. Если будет направлена информация о том, что организация использует государственный целевой кредит не по прямому назначению, то будут предоставлены документальные данные, подтверждающие наличие данного способа в совершенном преступлении.

Не смотря на специфичность проведения предварительной проверки по каждому из способов совершения рассматриваемых преступлений можно привести перечень общих проверочных мероприятий.

Исходя из этого, в стадии возбуждения уголовного дела необходимо выполнить следующие действия:

1) истребовать от кредитора следующие документы, если они не были представлены им при направлении соответствующего сообщения:

1. заверенную копию учредительных документов кредитора;

2. заверенную копию свидетельства о регистрации кредитной организации, выданного Банком России (если потерпевшим является кредитная организация);

3. копию приказа о назначении на должность управляющего структурным подразделением кредитной организации (если потерпевшим является кредитная организация);

4. копии учредительных документов заёмщика и документов о государственной регистрации организации (индивидуального предпринимателя);

5. копии заявления (заявки) заёмщика на получение кредита, анкеты заёмщика и документов, представленных заёмщиком для получения кредита;

6. копию кредитного договора;

7. копию распоряжения о предоставлении кредитной организацией денежных средств заёмщику (если потерпевшим является кредитная организация);

8. копию выписки о перечислении суммы кредита на расчетный или корреспондентский счет организации-заёмщика либо на банковский счет индивидуального предпринимателя-заёмщика;

9. копии документов о погашении суммы кредита заёмщиком.

2) затребовать из налоговой инспекции, в которой зарегистрирована организация (индивидуальный предприниматель) заверенных копий бухгалтерских балансов соответствующего субъекта предпринимательской деятельности;

3) опросить сотрудников отдела кредитования, юридического отдела и службы безопасности, осуществлявших проверку документов, предоставленных заёмщиком о порядке выдачи кредитов в их кредитной организации и их действиях по проверке данных документов (если потерпевшим является кредитная организация);

4) опросить лиц, которые по документам, представленным заёмщиком кредитору, являются его контрагентами по сделке, на которую получается кредит;

5) провести оперативно-розыскное мероприятие «Обследование помещений, зданий, сооружений», осмотрев административные и производственные помещения организации или индивидуального предпринимателя. В ходе осмотра необходимо отразить наличие или отсутствие материальных объектов, характеризующих хозяйственное положение или финансовое состояние заёмщика, указанных им в документах, представленных кредитору;

6) опросить работников организации (индивидуального предпринимателя) о показателях, характеризующих хозяйственное положение или финансовое состояние заёмщика, указанных им в документах, представленных кредитору;

7) опросить главного бухгалтера или бухгалтера, выполняющего его функции в организации или у индивидуального предпринимателя о достоверности сведений о хозяйственном положении или финансовом состоянии организации (индивидуального предпринимателя), указанные в документах, представленных кредитору;

8) опросить учредителей организации о достоверности сведений о хозяйственном положении или финансовом состоянии организации, указанные в документах, представленных кредитору;

9) опросить представителя банка, предоставившего банковские гарантии или поручителя (при установлении признаков преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 176 УК РФ);

10) опросить сотрудников проводивших оценку надежности (ликвидности) банковской гарантии и поручителя (при установлении признаков преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 176 УК РФ);

11) опросить физическое лицо или представителя организации, которым был причинен ущерб (при наличии данного последствия от незаконного получения кредита) и истребовать от них документы, подтверждающие факт причинения ущерба в крупном размере от указанного деяния;

12) опросить руководителя организации (индивидуального предпринимателя) о получении им кредита или причинах нецелевого расходования государственного целевого кредита;

13) собрать следующие нормативно-правовые акты:

1. выписку норм из ГК РФ, регламентирующих кредит (товарный кредит, коммерческий кредит);

2. выписку из Федерального закона о федеральном бюджете на финансовый год, в которым организации был предоставлен государственный целевой кредит;

3. нормативно-правовые акты, регламентирующие оценку надежности (ликвидности) банковской гарантии и поручителя.

В ходе проверки конкретного заёмщика, перечень проверочных мероприятий и перечень истребуемых документов может быть уменьшен или увеличен в зависимости от особенностей выдачи кредитов, а так же от специфики самого факта, в отношении которого проводится проверка. В ходе проверки должны быть установлены соответствующие действительности, данные о хозяйственном положении или финансовом состоянии заёмщика, либо иные данные заёмщика, которые последний предоставил кредитору для получения кредита. При чём, эти данные должны относиться к тому периоду, когда заёмщик получал кредит. Установленные в ходе проверки реальные данные о хозяйственном положении или финансовом состоянии заёмщика, либо иные данные, должны быть зафиксированы на материальных носителях, являющихся легальной формой этих данных. Например, договор займа или кредита, заключенный заёмщиком до подачи документов в кредитную организацию, содержащих сведения о том, что не имеет ранее полученных займов или кредитов. Либо бухгалтерские балансы, предоставленные налоговой инспекций и отражающие иные данные, чем те, которые указаны в бухгалтерских балансах, предоставленных заёмщиком в кредитную организацию.

Собрав все вышеуказанные документы, оперативные сотрудники должны передать их следователю (дознавателю), для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, предварительное следствие о преступлениях, предусмотренных ч.ч. 2-4 ст. 159.1 УК РФ и ст. 176 УК РФ производится следователями органов внутренних дел. На основании ч. 5 ст. 151 УПК РФ, предварительное следствие об указанных преступлениях может производиться также следователями органа, выявившего это преступление. В отношении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 159.1 УК РФ, производится дознание, исходя из ч. 3 ст. 150 УПК РФ. В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ дознание производится дознавателями органов внутренних дел. Предоставление результатов ОРД следователю (дознавателю) органов внутренних дел осуществляется в соответствии с Инструкцией.

В материалах представляемых следователю должны содержаться следующие документы для формирования у него вывода о наличии признаков преступления:

1) рапорт об обнаружении признаков преступления, предусмотренного ст. 159.1 УК РФ или ст. 176 УК РФ;

2) нормативно-правовые акты (или выписки из них)

– выписка норм из ГК РФ, регламентирующих кредит (товарный кредит, коммерческий кредит);

– выписка из Федерального закона о федеральном бюджете на финансовый год, предусматривающего расход в виде предоставления бюджетных кредитов организациям на определенные цели;

– нормативно-правовые акты, регламентирующие оценку надежности (ликвидности) банковской гарантии и поручителя;

3) копии документов, представленных кредитору для получения кредита, и документов, подтверждающих факт выдачи кредита, а также документов о погашении полученного кредита;

4) копии документов о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица и копии учредительных документов юридического лица;

5) копии документов о регистрации кредитной организации и копии учредительных документов кредитной организации (если потерпевшим является кредитная организация);

6) копии документов, устанавливающих соответствующее действительности хозяйственное положение или финансовое состояние, или иные данные заёмщика на момент обращения к кредитору для получения кредита;

7) протоколы опроса учредителей организации; главного бухгалтера (бухгалтера), работников организации или индивидуального предпринимателя;

8) протоколы опросов сотрудников отдела кредитования, юридического отдела и службы безопасности кредитной организации (если потерпевшим является кредитная организация);

9) протокол опроса лиц, которые по документам, представленным заёмщиком кредитору, являются его контрагентами по сделке, на которую получается кредит;

10) протокол опроса лица или представителя организации, которым был причинен ущерб (если представляются материалы для возбуждения уголовного дела по ч. 2 ст. 176 УК РФ);

11) копии учредительных документов организации, которой был причинен ущерб (если установлен факт данных последствий), и документы, устанавливающие размер ущерба;

12) протокол опроса представителя банка, предоставившего банковские гарантии или поручителя (если представляются материалы для возбуждения уголовного дела по ч. 2 ст. 176 УК РФ);

13) материалы проверки территориальным подразделением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (если представляются материалы для возбуждения уголовного дела по ч. 2 ст. 176 УК РФ);

14) материалы оценки надежности (ликвидности) банковской гарантии или поручительства, проведенной Минфином России (если представляются материалы для возбуждения уголовного дела по ч. 2 ст. 176 УК РФ);

15) материалы оценки имущества, предоставляемого в залог;

16) протокол опроса сотрудников, проводивших оценку надежности (ликвидности) банковской гарантии и поручителя (если представляются материалы для возбуждения уголовного дела по ч. 2 ст. 176 УК РФ);

17) протокол обследования помещений, зданий, сооружений;

18) протокол опроса лица, получившего кредит (руководителя организации или индивидуального предпринимателя);

19) оперативные документы, содержащие обобщенные данные о лицах, которых необходимо допросить в качестве свидетелей;

20) оперативные документы, содержащие обобщенные данные о том, где и у кого находятся или могут находиться предметы и документы, а также наименование данных предметов и документов, которые необходимо изъять следователю.

После получения материалов следователь (дознаватель), при решении вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 159.1 УК РФ, должен их изучить и прийти к однозначному выводу о наличии следующих обстоятельств:

1) времени и места:

– подачи заёмщиком документов кредитору;

– подписания договора между заёмщиком и кредитором;

– перечисления суммы денежных средств (передачи товарных материальных ценностей) заёмщику по договору.

2) размера непогашенной суммы кредита;

3) заведомая ложность данных в документах, представленных заёмщиком кредитору;

4) лиц, которые должны быть допрошены, а также предметов и документов, которые необходимо изъять.

Если решается вопрос о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 176 УК РФ, следователь должен прийти к выводу о наличии следующих обстоятельств:

1) времени и места:

– подачи заёмщиком документов в кредитную организацию;

– подписания кредитного договора между заёмщиком и кредитной организацией;

– перечисления суммы денежных средств заёмщику по кредитному договору.

2) наличие особого статуса у заёмщика (организация или индивидуальный предприниматель);

3) легитимности статуса и деятельности кредитной организации;

4) размера непогашенной суммы кредита;

5) заведомая ложность данных о хозяйственном положении или финансовом состоянии в документах, представленных заёмщиком в кредитную организацию;

6) лиц, которые должны быть допрошены, а также предметов и документов, которые необходимо изъять.

Если решается вопрос о возбуждении уголовного дела по ч. 2 ст. 176 УК РФ, следователь должен прийти к выводу о наличии следующих обстоятельств:

1) времени и места:

– подачи заёмщиком документов на получение государственного целевого кредита;

– подписания договора между заёмщиком и уполномоченным органом государства;

– перечисления суммы денежных средств заёмщику по договору;

2) наличие особого статуса у заёмщика: организация;

3) оснований для выдачи государственного целевого кредита, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете;

4) государственный целевой кредит выдан когда:

– организация имеет просроченные задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом и по обязательным платежам в бюджетную систему РФ;

– были предоставлены неликвидные банковские гарантии;

– были предоставлены неликвидные поручительства;

– был предоставлен ненадлежащий предмет залога;

– были предоставлены поручительства и гарантии юридических лиц, имеющих просроченную задолженность по обязательным платежам или по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом;

– были предоставлены поручительства и гарантии юридических лиц, величина чистых активов которых меньше величины, равной трехкратной сумме предоставляемого кредита;

5) цели, на которую был израсходован государственный целевой кредит;

6) наличие ущерба от незаконного получения государственного целевого кредита или его нецелевого использования для граждан, организаций или государства в крупном размере;

7) размера непогашенной суммы государственного целевого кредита, если ущерб причиняется государству;

8) потерпевшего.

При установление признаков рассматриваемых преступлений следователю (дознавателю) необходимо вынести постановление о возбуждении уголовного дела, после чего приступить к производству предварительного следствия.

 

Вопрос 3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: