ДОКЛАД
Тема данной курсовой работы – методика обучения учащихся действиям при ЧС локального характера, а ктуальность которой обусловлена тем, что чрезвычайные ситуации локального характера – наиболее часто встречающиеся чрезвычайные ситуации в жизни практически каждого человека, а обучение действиям при данных ситуациях – гарантия обеспечения здоровья и жизни человека.
Цель исследования – выявление наиболее эффективных принципов, форм и методов обучения учащихся.
Объект: образовательный процесс по основам безопасности жизнедеятельности в школе.
Предмет: формы и методы обучения действиям учащихся при данных чрезвычайных ситуациях.
Решили поставленные нами задачи а именно: - определить понятие чрезвычайной ситуации;
- рассмотреть классификацию чрезвычайных ситуаций;
- изучить понятие чрезвычайная ситуация локального характера;
- выделить темы школьного курса основ безопасности жизнедеятельности, в которых изучаются чрезвычайные ситуации локального характера;
- определить принципы, формы и методы обучения учащихся действиям при чрезвычайных ситуациях локального характера;
- рассмотреть основную форму обучения учащихся действиям при чрезвычайных ситуациях локального характера;
- составить план внеурочного занятия, в ходе которого учащимися будут освоены практические действия при чрезвычайных ситуациях локального характера и знания.
В первой главе данной курсовой работы рассмотрены общие сведения о чрезвычайных ситуациях и их различные классификации.
Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.
Все чрезвычайные ситуации можно классифицировать по четырем основным признакам: сфера возникновения, скорость возникновения и распространения, принадлежность ведомствам, масштаб последствий.
Локальные чрезвычайные ситуации не выходят территориально и организационно за пределы рабочего места или участка, малого отрезка дороги, усадьбы или квартиры. К локальным чрезвычайным ситуациям относятся такие чрезвычайные ситуации, в результате которых пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда.
Во второй главе мы рассмотрели методику обучения школьников правилам поведения при ЧС локального характера, а именно, рассмотрели основные принципы, формы и методы обучения учащихся действиям при ЧС локального характера; определили содержание школьного курса предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», которые содержат в себе сведения и ЧС локального характера; предложили план внеурочного мероприятия, посвященному обучению учащихся действиям при ЧС локального характера.
К организационным формам можно отнести: экскурсии, ролевые игры, лекции, семинары, дебаты, практические и лабораторные работы.
Урок является основной организационной формой обучения предмета «ОБЖ» в общеобразовательных учреждениях и важнейшей педагогической единицей в процессе обучения и воспитания. Главным при реализации урока является грамотное построение задач урока и успешность их реализация.
Основными принципами при обучении учащихся действиям при ЧС локального характера являются: сознательность, активность и самостоятельность, наглядность; системность, комплексность и последовательность; обучение, требующее высокого уровня трудности и прочности формирования знаний, умений и навыков; а так же групповой и индивидуальный принцип
Методами обучения, которыми следует воспользоваться при обучении учащихся действиям при ЧС локального характера являются: устное изложение учебного материала, обсуждение изучаемого материала, демонстрации, упражнения, самостоятельные работы, а так же активные, интерактивные и компьютерные методы обучения. Содержание обучения включает себя: общее понятие о ЧС техногенного и природного характера, их классификацию по типам и видам, изучение потенциально опасных объектов, организация защиты от ЧС техногенного и природного происхождения; изучение ЧС локального характера, возможные последствия и системы защиты.
В школьном курсе предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» учащиеся обучаются действи ям при ЧС локального характера на уроках, содержащих в себе следующие темы: «Город как источник опасности», «Опасные ситуации в жилище», «Активный отдых на природе», «Опасные вещества», «Общественный транспорт», «Пожар и правила противопожарной безопасности».
Изучая именно эти темы на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности», т.е. овладев элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности, учащийся сможет предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями.
Данный вопрос требует глубокого включения в процесс обучения данной темы различных структур общества, так как человек должен знать, какие опасности его окружают и суметь их предотвратить.