Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания предмета «Физическая культура»




 

В результате освоения содержания предмета «Физическая культура» у выпускников будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные и коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы:

- ·внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к физической культуре;

-·широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-·учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-·ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

-·способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

-·основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

-·ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

-·знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

-·развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

-·эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

-·установка на здоровый образ жизни;

- готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

-·чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники научатся:

Выпускник научится:

-·принимать и сохранять учебную задачу;

-·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-·учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-·осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-·оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

-·адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

-·различать способ и результат действия;

-·вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся:

-·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

-·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

-·использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

-·строить сообщения в устной и письменной форме;

-·ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-·основам смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

-·осуществлять анализ физических упражнений с выделением существенных и несущественных признаков;

-·осуществлять синтез как составление целого из частей;

-·проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

-·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

-·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

-·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

-·устанавливать аналогии;

-·владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения:

-·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

-·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-·формулировать собственное мнение и позицию;

-·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

-·задавать вопросы;

-·контролировать действия партнёра;

-·использовать речь для регуляции своего действия;

-·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

В сфере личностных универсальных учебных действий выпускники научатся:

- отличать произвольную двигательную активность от непроизвольной, движение от двигательного действия, двигательное действие от физического упражнения;

- определять цель разных видов передвижений;

- выделять отдельные элементы в целостном двигательном действии;

- создавать новые двигательные действия на основе синтеза отдельных элементов;

- создавать классификацию на основе выбранного признака;

- определять физическое состояние других и себя по объективным признакам;

- определять влияние условий занятий на физиологические процессы (напр., влияние физических упражнений на развитие силы мышц);

- видеть разное выполнение элементов упражнения и выявлять наиболее эффективные из них;

- определять критерии контроля и оценки техники упражнений и контролировать действия других и себя;

- определять ошибки в технике выполнения двигательных действий и исправлять их в специально подобранных упражнениях;

- подбирать специальные упражнения для исправления ошибок в технике упражнения.

Выпускник получит возможность научиться:

- самостоятельно использовать физические упражнения для удовлетворения собственных потребностей;

- самостоятельно использовать общеразвивающие упражнения в подготовительной части урока.

Содержание и тематический план курса

 

В результате обучения в начальной школе выпускник должен знать:

- историю возникновения, становления и развития основных видов передвижений (ходьба, бег, прыжки, ходьба и бег на лыжах, ползание, лазание) и видов спорта (метания, гимнастика, подвижные и спортивные игры);

- отличия движений от двигательных действий, двигательных действий от физических упражнений;

- технику (состав входящих в неё элементов) ходьбы, бега, прыжков, метаний, гимнастических и акробатических упражнений, передвижения на лыжах, элементов игры в футбол, волейбол, баскетбол;

- влияние физических упражнений на организм человека (кувырков на вестибулярный аппарат и гибкость позвоночника; бега и ходьбы на лыжах на работу сердечной мышцы; ходьбы и бега на лыжах на равновесие; подвижных и спортивных игр на точность, быстроту, выносливость; занятий физкультурой на здоровье, двигательную подготовленность).

Уметь:

- объяснить причинно-следственные связи между элементами техники упражнений, входящих в программу;

- объяснять причины появления ошибок в выполнении физических упражнений;

- предсказывать результаты применения упражнений.

Владеть:

- способами, определяющими эффективность элементов целостного двигательного действия;

- приёмами подбора упражнений для отработки элементов техники физических упражнений;

- способами определения критериев контроля и оценки правильности выполнения техники физических упражнений.

 

Таблица 1

Учебные задачи для первого класса по физической культуре

 

№п/п Тема Тезис (что должны усвоить учащиеся) Действия, на которых решается задача. Прим. кол-во часов  
1.   Чем отличается произвольная двигательная активность от непроизвольной? Произвольное движение – такое, которое зачем-то выполняется (имеет цель: быстро добежать, незаметно изменить положение, увернуться от столкновения, не получить травму при падении, преодолеть препятствие, бросить предмет).   Построение. Ползание, перемещение на четвереньках, тихая, быстрая ходьба и бег, упражнения в условиях большой скученности, упражнения в падении, кувырки, перелезание, перепрыгивание    
2. Диагностика двигательных качеств. Каждый человек должен знать о своих физических возможностях, о своих рекордах. Нормативы для девочек и мальчиков 9, 10 лет. Индивидуальные карточки личных рекордов.    
3. Наблюдение. Чем отличаются разные способы передвижения? Чем отличается ползание от ходьбы? Ходьба от бега? Ходьба от прыжков? Бег от прыжков? Прыжки вверх от прыжков в длину? Что общего в разных видах бега, ходьбы, кувырках?   Классификация. Как построить классификацию?   Способы передвижения отличаются друг от друга участием разных конечностей, усилиями, продолжительностью. Это можно увидеть, услышать, прочувствовать. Общими в разных видах передвижения могут быть отдельные элементы.   Нужно выбрать один признак и выстроить классификацию. Ходьба, бег, прыжки, метания, ползание, передвижение на четвереньках (разными способами: галопом, иноходью, рысью).    
4. Состояния. От чего зависит состояние на уроке? Как разные упражнения влияют на состояние организма человека? Состояние может зависеть от нагрузки на уроке, от упражнений (однообразных, разнообразных, быстрых, медленных). Упражнения, в которых задействовано большее количество мышц, вызывают большее увеличение пульса. Упражнения, которые выполняются с большой скоростью, вызывают большее увеличение пульса. Передвижения на лыжах. 14.  

Продолжение табл. 1

 

№п/п Тема Тезис (что должны усвоить учащиеся) Действия, на которых решается задача. Прим. кол-во часов  
5. Диагностика двигательных качеств. Каждому человеку необходимо знать, как растут показатели физических возможностей. Нормативы для девочек и мальчиков 9, 10 лет. Индивидуальные карточки личных рекордов.    
6. Процессы. Сравнение результатов диагностики двигательных качеств. Учебный процесс влияет на развитие двигательных качеств.   Гимнастические и легкоатлетические упражнения.  
7. Диагностика двигательных качеств. Что можно узнать по индивидуальной карте-графику? Занимающийся физкультурой должен знать, как идёт процесс его физической подготовленности. Каждому человеку необходимо знать как изменяются показатели физических возможностей, если он целенаправленно занимался физ. нагрузками длительное время (в течение учебного года). Нормативы для девочек и мальчиков 7,8 лет. Индивидуальная карточка-график движения рекордов. Определение роста, определение прогресса, определение самого сильного и самого слабого места по индивидуальной карте-графику.  
ВСЕГО  

 

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее – система оценки).

1) Классификация видов двигательного действия (прыжков, бега, метаний, и т.д.). Например, если берётся за основу классификации постановка стопы на опору, то бег может быть: с постановкой стопы с передней части; с пятки; одна нога с передней части, другая с пятки; с постановкой стопы на внешнюю поверхность, на внутреннюю поверхность.

2) Оценка правильности выполнения элемента. Начинается работа над умением оценивать действия другого. Полгруппы по очереди выполняют упражнение, полгруппы – оценивает их действия по принципу: правильно-неправильно, используя для этого предварительно выбранные жесты. Это даёт возможность продиагностировать, насколько правильно ученики могут оценивать действия других.

3) Правильное выполнение элемента.

4) Описание какого-либо вида изучаемого действия. Описание производится в виде инструкции.

 

Таблица 2

Учебные задачи для второго класса по физической культуре

 

№п/п Тема Тезис Действия, на которых решается задача. Прим. кол-во часов  
1. Как выявить эффективность разных видов двигательного действия? Нужно в полную силу выполнить двигательное действие разными способами и сравнить их результаты. Гимнастические и легкоатлетические упражнения.    
2. Диагностика двигательных качеств. Каждому человеку необходимо знать, как растут показатели физических возможностей. Нормативы для девочек и мальчиков 9, 10 лет. Индивидуальные карточки личных рекордов.    
3. Как научиться контролировать двигательные действия (оценка и самооценка)? Нужно выявить эффективные элементы техники, которые и станут критериями оценки Ходьба, бег, прыжки, метания, лыжные хода.    
3. Как улучшить результат в двигательном действии? Нужно в целостном упражнении выделить элемент, в котором допускается ошибка, и отработать его в «чистом виде» в специально подобранном упражнении Передвижения на лыжах, гимнастические и легкоатлетические упражнения.  
4. Диагностика двигательных качеств. Каждому человеку необходимо знать, как растут показатели физических возможностей. Нормативы для девочек и мальчиков 9, 10 лет. Индивидуальные карточки личных рекордов.    
ВСЕГО  

 

Система оценки:

1) умение выявить проблему;

2) умение выдвигать гипотезу;

3) постановка задач исследования;

4) анализ литературы.

Диагностика: Умение поставить цель упражнения. Умение описывать ощущения. Написание инструкций. Объективность оценки. Объективность самооценки. Уровень сформированности объяснительных (теоретических) знаний.

Результатом первых трёх этапов мы имеем: знание, от чего зависит эффективность двигательного действия (элементы, обусловливающие эффективность); умение видеть ошибки других и собственные. Определив ошибки (неправильные элементы), нужно подобрать упражнения для их отработки.

 

Таблица 3

Учебные задачи для третьего класса по физической культуре

 

№п/п Тема Тезис Действия, на которых решается задача. Прим. кол-во часов  
1. Как влияет бег на организм человека? Нужно выявить как изменяется ЧСС после бега в разном темпе, как изменяется ЧСС в покое после цикла уроков, посвящённых продолжительному бегу в среднем темпе. Бег и беговые упражнения.    
2. Диагностика двигательных качеств. Каждому человеку необходимо знать, как растут показатели физических возможностей. Нормативы для девочек и мальчиков 10-11 лет. Индивидуальные карточки личных рекордов.    
3. Как влияют гимнастические и акробатические упражнения на организм человека? Нужно определить действия (тесты) для проверки степени развития функций органов (напр., вестибулярного аппарата) и после занятий гимнастикой и акробатикой сравнить исходные и конечные данные Гимнастические и акробатические упражнения.    
3. Как влияют занятия лыжной подготовкой на организм человека? Нужно выявить как изменяется ЧСС после ходьбы на лыжах в разном темпе, как изменяется ЧСС в покое после цикла уроков, направленных на совершенствование лыжных ходов и продолжительному передвижению на лыжах в среднем темпе. Передвижения на лыжах.  
4. Как влияют занятия подвижными и спортивными играми на организм человека? Нужно определить тесты, выявляющие степень развития психомоторных качеств и проследить изменения, которые происходят в процессе занятий спортивными играми. Подвижные и спортивные игры. Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола. Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола. Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола. Подвижные игры разных народов.      
5. Диагностика двигательных качеств. Каждому человеку необходимо знать, как растут показатели физических возможностей. Нормативы для девочек и мальчиков 10 11 лет. Индивидуальные карточки личных рекордов.    
ВСЕГО  

 

Диагностика. Умения подобрать упражнения для исправления ошибок в двигательном действии и правильно их выполнять, правильное выполнение целостного двигательного действия.

 

Диагностика. Умение поставить цель и найти средства (упражнения) для её достижения. Достижение результата и его оценка. Рефлексия.

 

Учебные задачи для четвёртого класса по физической культуре

 

№п/п Тема Тезис Действия, на которых решается задача. Прим. кол-во часов  
1. Как влияет бег на организм человека? Нужно выявить как изменяется ЧСС после бега в разном темпе, как изменяется ЧСС в покое после цикла уроков, посвящённых продолжительному бегу в среднем темпе. Бег и беговые упражнения.    
2. Диагностика двигательных качеств. Каждому человеку необходимо знать, как растут показатели физических возможностей. Нормативы для девочек и мальчиков 10-11 лет. Индивидуальные карточки личных рекордов.    
3. Как влияют гимнастические и акробатические упражнения на организм человека? Нужно определить действия (тесты) для проверки степени развития функций органов (напр., вестибулярного аппарата) и после занятий гимнастикой и акробатикой сравнить исходные и конечные данные Гимнастические и акробатические упражнения.    
3. Как влияют занятия лыжной подготовкой на организм человека? Нужно выявить как изменяется ЧСС после ходьбы на лыжах в разном темпе, как изменяется ЧСС в покое после цикла уроков, направленных на совершенствование лыжных ходов и продолжительному передвижению на лыжах в среднем темпе. Передвижения на лыжах.  
4. Как влияют занятия подвижными и спортивными играми на организм человека? Нужно определить тесты, выявляющие степень развития психомоторных качеств и проследить изменения, которые происходят в процессе занятий спортивными играми. Подвижные и спортивные игры. Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола. Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола. Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола. Подвижные игры разных народов.      
5. Диагностика двигательных качеств. Каждому человеку необходимо знать, как растут показатели физических возможностей. Нормативы для девочек и мальчиков 10 11 лет. Индивидуальные карточки личных рекордов.    
ВСЕГО  

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: