Характерные черты основных стилей в садово-парковом искусстве




Для регулярного стилевого направления (регулярного или французского стиля) характерны: геометрическая сетка плана с прямолинейной трассировкой дорог; четкой формой партеров и цветников; симметричные оформлением композиционной оси и т.п.; террасированный рельеф с архитектурной обработкой; подчеркнутое доминирование главного здания; рядовая посадка деревьев и кустарников; формовка их крон, стрижка; правильная конфигурация водоемов. К этой категории относятся древние сады Востока, Античной Греции, Древнего Рима, сады периода Средневековья, эпохи Возрождения и барокко, регулярные парки Франции, Англии, Германии и других стран первой половины XVIII в., а также ландшафтное зодчество России конца XVII– первой половины XVIII в..

В отличие от регулярного стилевого направления, пейзажное (ландшафтный или английский стиль), подчеркивает и отражает всю красоту естественной природы. Оно характеризуется: свободной сеткой плана, естественным рельефом, извилистыми дорожками. Изрезанными контурами водоемов, полян, лужаек, свободно растущими деревьями и кустарниками с живописными формами крон. К данному направлению причисляются сады Китая и Японии, пейзажные парки Европы, Америки и России – второй половины XVIII – начала XX вв. Однако, такое подразделение условно, т.к. в парках одного направления нередко присутствуют приемы другого, в связи с тем, что они развивались во времени.

Для садово-паркового искусства второй половины XIX–XX вв. характерно равномерное участие приемов обеих направлений. Несмотря на общность комплекса планировочных и композиционных функций в пределах указанных стилевых направлений, формируются парки, существенно различающиеся между собой. Они имеют характерные черты, соответствующие определенной исторической вехе, природным условиям, экономической политике, эстетическим воззрениям общества, а, следовательно, всему тому, что формирует стиль эпохи и соответственно стилевое направление в садово-парковом искусстве – основа основ

Порядковый номер лекции Раздел, тема учебного курса, содержание лекции  
  Исторические, социально-экономические пути и направления развития садово-паркового искусства Древнего мира (Древний Египет и Ассиро-Вавилония. Приемы, типы садов. Висячие сады Семирамиды. Античная Греция. Значение Афинского Акрополя. Типы садов Древней Греции – площади (агоры), философские рощи поэтов, ученых, нимфеи (гроты среди растительности и воды, посвященные нимфам, божествам), сельскохозяйственные угодья и резиденции городские и сельские. Древний Рим, связь с садово-парковым строительством Древней Греции. Типы садов Древнего рима: дворец-атриум (внутренний двор, окруженный стенами), сад-перистиль (окруженный колоннами) акведуки, патрицианские виллы (сады знати), стадионы, театры, императорские арки, топиарное искусство – основатель садовник древнего Рима Кней Матий) Висячие сады Семирамиды (Вавилон) Дворец-атриум, Древний Рим
  Исторические, социально-экономические пути и направления развития садово-паркового искусства эпохи Средневековья (Характеристика эпохи. Типы садов: сад-патио с фонтанами и бассейнами, каналами, дорожками с декоративным мощением – от атриума. Испано-мавританские сады. Сады Альгамбры и Генералифа) Один из садов Альгамбры
  Исторические, социально-экономические пути и направления развития садово-паркового искусства Италии эпохи Возрождения(Характеристика эпохи. Общие черты в планировке садов – на рельефе, который обыгрывался террасами, лестницами, пандусами, водопадами, каскадами. Визуально сады замкнуты, но в тоже время с верхних террас раскрываются виды на окружающую местность. Сады эпохи Возрождения в Италии. Итальянские виллы Капрарола, Ланте, д,Эсте. Итальянское барокко) Девиз архитекторов Возрождения: «Строить новое, не разрушаю старое» Вилла Капрарола Итальянский пандус на вилле Капрарола
  Исторические, социально-экономические пути и направления развития садово-паркового искусства Франции (Франция 17 век. Совершенствование приемов регулярного паркостроения. Мастера. Характерные особенности и приемы планировки и озеленения ансамблей Во-ле-Виконт и Версаль – боскеты (зеленые кабинеты), берсо (крытые аллеи), бульвары (озелененные трасы пешеходного прогулочного движения – Елисейские поля). Творческие приемы Андре Ленотра) Версаль, арх.Андре Ленотр
  Исторические, социально-экономические пути и направления развития садово-паркового искусства Китая и Японии (Особенности СПИ Китая. Влияние философских и религиозных течений на садово-парковое устройство – органичная связь пространства с окружающей природой, важнейшие элементы сада – озера, островки, мостики, арки, ручьи, крупные пятна растительности. Памятники китайского паркостроения. Парк Ихэюань. Особенности СПИ Японии – микроландшафт, символизирующий различные этапы жизни человека, пространство сада замкнуто и состоит из миниатюрных композиций из камней, воды и растения. Философия, религия, символизм японского сада. Типы садов Японии. Сад монастыря Рёондзи, парк Кацура) Парк Ихэюань Сад монастыря Рёондзи
  Исторические, социально-экономические пути и направления развития садово-паркового искусства Европы XVII-XIX веков (Пейзажное стилевое направление – создание живописных перспектив, непрерывная смена открытых и закрытых пространств, распределение света и тени в пейзаже, слияние парка и естественного ландшафта(СПИ Европы 17-19 веков. Возникновение объектов пейзажного стиля в европейском паркостроении. Английские пейзажные парки. Парк Стоу) Парк Роусхем, арх.Вильям Кент
  Исторические, социально-экономические пути и направления развития регулярных садов России(Допетровский период – строительство оборонительных кремлей, монастырских садов, царских садов. Типы садов. Усадьбы Коломенское и Измайлово. Первые Сады Санкт-Петербурга: 1,2,3,4-ый Летние сады. Общая характеристика парков южного берега Финского залива: садово-парковый ансамбль Петергоф, Верхний и нижний сад; мастера; водные устройства Петергофа. Пригороды Санкт-Петербурга: Стрельна; мастера; этапы проектирования и строительства; Верхний и нижний сады. Екатерининский и Александровский сады. Сад города Пушкино: регулярная часть, особенности планировки, истории развития, этапы формирования. Ансамбль Ораниенбаум как переходный объект от регулярного к пейзажному. Подмосковные ансамбли Кусково и Архангельское) Просянский сад в Измайлово Стрельна  
  Исторические, социально-экономические пути и направления развития русских пейзажных парков(Екатерининский и Александровский сады г. Пушкина: пейзажная часть, особенности планировки и композиции насаждений, пейзажные картины. Павловский парк: мастера, этапы развития, районы Павловского парка, методы формирования, пейзажные картины их построение и смена. Гатчина: Приоратский, дворцовый парки, Зверинец, особенности планировки, мастера, периоды развития, построение пейзажей и смена картин Белого озера. Пейзажные ансамбли г. Москвы: Царицыно) Гатчина, павильон Орла
  Исторические, социально-экономические пути и направления развития ландшафтного искусства России (СССР) XX века (Возникновение новых типов парков. Общественные парки и сады г. Москвы различного назначения. ЦКПиО им.Горького, ВВЦ, ГБС, парк г. Майкопа). Построение целостной взаимосвязанной системы озелененных пространств в городской среде – «систем озеленения» со сложной системой обширных пригородных территорий, создание экологических коридоров в регионах. Первый генеральный план Москвы 1931-1935 гг. предусматривал создание системы взаимосвязанных озелененный пространств, проникающих от периферийных границ и лесов города через систему садов, парков, скверов, бульваров на улицах к центральной части города и обеспечивающих город чистым воздухом. Генплан Москвы 1935 г.
  Стилистические направления в садово-парковом искусстве их влияние на современные концепции ландшафтной архитектуры за рубежом и в России – 1) авангард-сад; 2) «зеленая архитектура»; 3) сады-инсталляции; 4) сады на крышах; 5) биомы; 6) «кинетические» сады (принцип сочетания техники и природы, прошлого и настоящего. Такие сады имеют трехмерные конструкции, цветовые эффекты, шумовые и музыкальные сопровождения); 7) сады-артефакты (произведения на грани скульптуры и композиции в ландшафте с ипользованием зеркал и цветного пластика, искажающих пространство; 8) «эрштарен» сады; 9) сады-«fast» (на короткий промежуток времени, инсталляции); 10) «wild» сады (дикие сады: растения размещаются как бы хаотично, но этот хаос, запланированный и созданный для иллюзии естественной одичавшей природы, так не хватающей современному урбанизируемому человеку); 11) тематические парки; 12) зрелищно-развлекательные парки; 13) «инновационные» сады; 14) пешеходные улицы https://www.sgau.ru/files/pages/24982/14723982184.pdf страница 160 Сад космических размышлений, Шотландия https://russian.dbw.cn/system/2016/03/04/001070202_05.shtml Основными типами садово-парковых объектов начала ХХI в. являются https://www.sgau.ru/files/pages/24982/14723982184.pdf (стр.169): 1) экологические сады («треш» - сады; сады кантри; стампери – сады; «дикие» сады) 2) сады -«кризис»; 3) сады - «фэнтези»; 4) молодежные сады (кибер-сады; театральные сады, «треш»-сады и пр.); 5) сады и парки для выгула домашних животных; 6) развлекательные парки; 7) мемориальные комплексы; 8) городские пешеходные системы.  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: