Легистский подход к пониманию государства.




Исторические предпосылки возникновения ТГП.

Юридическая наука как самостоятельный вид теоретических знаний о праве сформировалась значительно позже, чем возникли первые предпосылки ее формирования, а именно – возникновения юридической профессии и правоведческой деятельности в древнем Риме. Первые образцы юридического мышления содержатся в работах знаменитых римских юристов – Ульпиан, Павел, Гай, Папиниан, Модестин.

Изучение римского права первыми европейскими университетами заложило основы формирования юриспруденции как самостоятельной науки (Болонский университет, 11-13 век). Постепенно (13-14 век) система юридического образования распространилась из Северной Италии на большинство европейских университетов. Выдающимися мыслителями Нового времени изучались концептуальные основы права – его природа, сущность, предназначение. Бурное развитие отраслей права на фоне развития правовых общественных отношений привело к необходимости систематизации и обобщения правовых знаний – к формированию теоретической правовой науки. Так в 17 веке возникает дисциплина «Энциклопедия права» - дисциплина, содержавшая исходные знания о праве, его отраслях, методах исследования права. Эта дисциплина преподавалась в университетах вплоть до 19 века. В начале 19 века Г.Гегелем вводится в научный оборот термин «Философия права» в качестве обозначения науки, изучающей идеальное право, т.е. право как сущность, в отличие от энциклопедии права, изучавшей фактическое, действующее право. Соединение Энциклопедии права и Философии права привело к формированию немецким ученым А. Меркелем дисциплины «Теория права» во 2 пол. 19 века. Одновременно, значительный вклад в формирование теоретической дисциплины о праве вложили английские ученые Джон Остин и Джереми Бентам, заложившие основу формально-юридического изучения понятий действующего, фактического права, для формирования теоретической базы знаний о них. Таким образом, новая наука Теория права интегрировала в себе как изучение действующего права, формально-логическое исследование юридических терминов и понятий, так и изучение идеального права, т.е. основ его сущности.

В России преподавание дисциплины «Энциклопедии права» началось в XVIII веке в Московском университете немецкими юристами Баузе и Пургольдом. Далее, преподавание «Энциклопедии права» и «Теории права» осуществлялось в Московском университете, Санкт-Питербуржском университете и др. Известные работы по данным дисциплинам Сергея Муромцева, Николая Коркунова, Евгения Трубецкого и др. Дореволюционные ученые-правоведы продолжали развитие европейской теории права и внесли свой вклад в развитие основных идей о праве, его сущности и предназначении.

После революции 1917 года начинается формирование советской теории права, объединявшей в себе энциклопедию и теорию права, с присоединением вопросов государствоведческого характера, получившей название «Теория государства и права», основанной на марксистско-ленинской идеологии. Переход к единой теории государства и права произошел в соответствии с подготовкой и проведением первого общесоюзного Совещания по проблемам юридической науки в 1938 году. После этого Совещания стали выходить и учебники под названием «Теория государства и права». В частности, первый такой учебник вышел в 1940 году. Право стало рассматриваться исключительно как продукт деятельности государства, совокупность санкционированных норм поведении, утверждающих волю господствующего класса (пролетариата). Это привело к «огосударствлению» науки, господству этатистского правопонимания в отечественной науке на долгое время.

Современная теория государства и права претерпевает модернизацию и возвращение в семью западноевропейской правовой мысли. В курс учебной дисциплины «Теория государства и права» включаются вопросы изучения правопонимания и различных подходов к пониманию государства. Теория права снова играет первостепенную роль, а теория государства – дополнительную. В связи с этим многие учебники и учебные дисциплины ведущих российских университетов получают название «Теория права и государства».

Сущность государства.

Для определения сущности государства следует понимать философскую категорию «сущность ». Сущность (лат. – essentia) – философский термин, обозначающий существенные (постоянные и определяющие) свойства объекта, в отличие от изменчивого, вариативного в нем. Сущность – это совокупность таких свойств предмета, без которых он не может существовать, и которые определяют все остальные его свойства. Сущность предмета выражается в его определении. Чтобы выразить сущность словесно, необходимо найти те свойства предмета, которые определяют его смысл, отличный от других объектов.

Сущность государства – это те наиболее существенные качества государства, которые определяют его как самостоятельное явление вне зависимости от времени и других обстоятельств. Отсутствие этих определяющих свойств у явления позволяет сделать вывод о том, что это явление – не государство (например, первобытная община).

Вопрос о том, какие качества государства являются главными в нем и неотъемлемыми важен для определения понятия «государство». Сущность постигается в понятии и раскрывается в его определении. Сложность в определении сущности государства состоит в том, что государство – это сложное и многогранное явление. Среди ученых не сложилось единства мнений о том, какая «грань» это явления является определяющим его свойством, без которого государство нельзя помыслить. Как правило, в науке выделяют несколько подходов к определению сущности государства. Наиболее распространенными являются социологический, юридический, а также либеральный подход.

Социологических подход к пониманию государства: считается одним из самых древних и распространенных. Подход представлен многообразием научных школ. Истоки данного подхода находят в работах Аристотеля (4 в. До н.э.), который понимал государство как социально дифференцированное общество. Государство должно служить общему благу.

В наиболее обобщенном виде, социологический подход определяет государство как особым образом организованное общество, либо как выделившуюся из общества политическую организацию. Наибольшее развитие данный подход получил в работах Р. Иеринга, Г. Елиинека, Л. Дюги, М. Вебера, Г. Шершеневича.

Р. Иеринг видел цель государства в охране интересов общества против эгоистических интересов индивидов. В связи с этим, Иеринг поддерживал идею сильной государственной власти. «Государство есть само общество, как держава организованной принудительной власти»; «Государство есть общество, которое принуждает». Защита интересов общества возможна с помощью права. Иеринг выражал идею самоограничения власти законами, подчинение власти издаваемым ею законам.

Г. Еллинек считал, что государство представляет собой союзное единство оседлых людей, обладающее первичной господствующей властью. Господствующая власть опирается на признание ее авторитета подвластными, их убежденность в ее правомерности.

Л. Дюги утверждал, что «политическая власть … есть продолжение социальной эволюции». Дюги понимает государство как социально дифференцированное общество, где более сильные подчинили своей воле более слабых. Эта сила могла быть материальной, моральной, умственной, религиозной, экономической. Государство – «это материальное принуждение, монополизированное одной социальной группой; это – сила сильных, господствующая над слабостью слабых».

К. Маркс абсолютизировал значение экономических процессов в обществе. Маркс соотнес государство с социально-классовой структурой общества. Государство – это выделившаяся из общества классовая организация. Марксизм является специфической разновидностью социологического подхода.

М. Вебер утверждал, что государство – это единственная организация, имеющая легитимное право на принуждение.

Таким образом, общей чертой для всех вариантов социологического подхода является понимание государства в качестве определенным способом организованного общества. Основу государства и соответственно, политической власти, определяют фактические отношения между людьми или классами. Обычно, не предполагается ограничение правящей власти законами. Юридическая природа государства отрицается.

Легистский подход к пониманию государства.

Легистский, или юридический, или нормативный подход к пониманию государства сформировался в работах Т. Гоббса, Дж. Остина, Г. Кельзена. Согласно данному подходу, государство рассматривается прежде всего как юридическое явление, как юридически оформленная организация. Именно законная форма власти признается существенной чертой государства как явления. Государство отождествляется с актами Конституции, административного законодательства. Законы также определяют характер политической власти (в то время как социологический подход определяет характер власти фактически сложившимися общественными отношениями властвования). Недостатком данного подхода является то, что в действительности власть может функционировать не так, как это предписывают законы. Реальные знания о государстве можно черпать их Конституции того государства, где К. является реальной, а не фиктивной (к примеру, советские конституции). Также, легизм не связывает государственную власть требованием правового характера содержания законов и отождествляет понятия «право» и «закон». Таким образом, государство – это таким образом организованная политическая власть, как установлено законом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: