Чтобы эта работа не велась на трех нижних уровнях лестницы — уровнях неучастия или «ложного участия.
Термин «ложное участие используется здесь, чтобы описать те случаи, когда детям дают право голоса, но фактически у них почти или совсем нет выбора относительно предмета или способа его передачи и почти никакой возможности сформулировать собственное мнение.
- Самая низкая ступень лестницы имеет название манипулирование:
дети не понимают сути проекта и, таким образом, не понимают собственных действий.
Один из примеров — участие младших школьников в предвыборной кампании кандидата в депутаты. Листовки в руках малышей с предложением поддержать этого кандидата на выборах может и умиляют кого-то, но не имеют никакого отношения к проблемам детей этого возраста. дети не понимают ни символику, ни лозунги организации, которую якобы представляют. Им приятно получить подарок — яркую майку, набор фломастеров и прочее, но они не понимают сути проблемы, и, таким образом, не понимают необходимости своих действий и являются объектом манипуляции со стороны взрослых.
Подобное манипулирование под маской участия вряд ли является подходящим примером для знакомства детей с демократическими политическими процессами. Иногда причиной подобных действий является то, что взрослые не осознают возможностей детей и молодежи.
- Декорирование очень близко стоит к манипулированию, но в этом случае взрослые не притворяются, что дети были инициаторами мероприятия. Они просто используют детей, чтобы косвенным путем поддержать мероприятие, «украсить его.
Показательным может быть пример по участию детей школьного возраста в конференции учителей. детям раздают футболки с символикой мероприятия. В них дети принимают участие в приветствии почетных гостей, танцуют и поют на торжественном концерте. Они не имеют никакого или очень поверхностное представление о цели и задачах конференции и соответственно не разделяют их.
дети использовались в качестве красивой декорации, чтобы украсить конференцию.
З. Термин «токенизм (от английского <4о1епi5Iт1: символическое мероприятие; реформа или перестройка, проводимая для видимости) можно использовать для описания того,
каким образом дети используются при проведении заседаний, конференций и прочих массовых мероприятий.
Симпатичные ребята с хорошей артикуляцией и внешними данными, которых выбрали взрослые, принимают участи обсуждениях, по теме которых имеют незначительную подготовку или не имеют таковую в обще. При этом никому не объясняется, каким именно образом были выбраны эти молодежные лидеры, чьи интересы они представляют. Самое печальное то, что какими бы ни были и бутафорские выступления, они заслужат не только аплодисменты — формальное одобрение взрослых, но и создадут внешний эффект полноценного участия.
Проводится конференция по итогам реализации государственной молодежной программы. Среди почетных гостей и выступающих находятся также и «представители молодежи»
— знакомый пример, не правда ли? Заранее отобранные и подготовленные взрослыми, эти представители произнесут прекрасную речь может быть даже позволят себе одобренную сверху критику
В этой ситуации ребята не выражаю взгляды и надежды своих ровесников, являются средством для достижения целей взрослых.
Модели настоящего участия
- Назначение взрослыми и информирование.
На этой ступени, для того, чтобы обеспечить настоящее участие, проект должен отвечать нескольким важным требованиям:
• дети/молодежь понимают и разделяют цели задачи проекта;
• дети/молодежь знают, кто и почему принимает решение об их участии;
• их роль значительна и осознана, они не являются декорацией для действий взрослых;
• дети/молодежь становятся участниками проекта добровольно, после того как им стал
понятен его смысл.
Сотрудники молодежной телестудии направляются социальной службой для участия в международной конференции, посвященной работе молодежных СМИ (средств массовой информации) в сфере пропаганды здорового образа жизни. Молодые люди знают, кто и почему их выбрал для участия. Он гордятся результатами своего труда и могут рассказать о своем проекте, продемонстрировать его продукцию и рады возможности установить партнерские взаимоотношения с другими молодежными СМИ. Таким образом, молодые участники разделяют и понимают задачи конференции и принимают в ней активное участие.
Участие порождает мотивацию, которая ведет к росту компетентности, что в свою очередь порождает мотивацию к участию в будущих проектах.
- Консультирование и информирование
Дети и молодежь могут быть для взрослых очень ценными консультантами. Никто так хорошо не объяснит, в чем состоит дефект обуви как тот, кому эта обувь натерла ноги. На этой ступени идея, цель и задачи все разрабатывается и воплощается взрослыми, но дети участвуют в процессе, так как с ними консультируются на этапе разработки и к их мнению относятся серьезно. Согласно их оценке и рекомендациям конечный результат корректируется. Тем не менее принятие окончательного решения остается за взрослыми.
Это в значительной степени отличается, например, от привычного использования детей в маркетинговых исследованиях, когда дети только участвуют в обсуждении продукта, но не знакомятся взрослыми с окончательными результатами опроса.
При разработке концепции новой молодежной телевизионной передачи ее создатели обратились в общественную организацию с просьбой помочь провести встречи с молодыми представителями различных социальных групп. Изначально передача планировалась как развлекательная с обширными рекламными блоками, посвященными продукции, которая рассчитана на молодого потребителя. Для этой работы было подобрано 5 групп, представляющих школьников, студентов, работающую молодежь, спортсменов и молодых музыкантов.
На первом этапе они обсудили концепцию передачи и разработали свои предложения по ее содержанию. На втором — просмотрели отредактированную разработчиками концепцию и первую версию передачи. Были сделаны предложения по стилю ведущих и декорациям площадки. Были сделаны замечания по продолжительности сюжетов содержательной и рекламной части. И ТОЛЬКО НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ обсуждения разработчиками было принято решение о финальной концепции передачи и ее целевой аудитории.
В результате появилась молодежная передача, рассчитанная на 12-15-летних подростков, в которой большое внимание уделяется вопросам образования и здоровья. Познавательные викторины с подарками спонсоров программы сделали не нужными обширные рекламные блоки.
Консультирование с молодыми людьми привело к качественному улучшению конечного продукта. Участие молодежи было эффективным и значимым, а передача стала интереснее и полезнее для молодежи.
- Решения, принимаемые по инициативе взрослых вместе с детьми
Шестая ступень лестницы — хотя проект инициируется взрослыми, решения принимаются совместно с детьми и молодыми людьми.
Проект создания мобильного консультативного центра инициируется взрослыми — работниками социальной службы или общественной организации. Обсуждение и принятие решений о целях, задачах, направлениях деятельности и программе работы центра происходит совместно детьми и взрослыми. Эта сопричастность к рождению проекта способствует появлению у ребят чувства ответственности за его результат и побуждает их быть активными его участниками, ведь это их проект.
- Седьмая ступень лестницы участия — решения, которые принимаются по инициативе детей под управлением взрослых.
Можно было бы представить множество примеров создания детьми собственных игр или форм проведения досуга: от песочных замков до ролевых игр. К сожалению, найти примеры инициированных детьми общественных проектов очень сложно. Основной причиной этого является отсутствие поддержки собственных инициатив детей взрослыми, Даже в тех случаях, когда взрослые позволяют детям разрисовать красками стену, им с трудом удается воздержаться от руководящей и направляющей роли.
В летнем палаточном лагере возникла инициатива ребят о проведении спортивных соревнований по плаванию, изначально не поддержанная взрослыми в связи с повышенными требованиями к технике безопасности. Тогда инициативная группа подростков разработала собственный план действий и провела небольшое исследование среди педагогов и старших инструкторов, которые могли бы отвечать за технику безопасности. Таким образом они привлекли на свою сторону взрослых, и в результате появилось несколько совместных вариантов, предложений о том, как можно организовать соревнования и обеспечить технику безопасности на воде, а также график соревнований и группа добровольцев, готовых отвечать за соревнования, подготовку места, призов и т.д. Проект был представлен руководству лагеря и принят им.
Разработка проекта в данном случае была инициативой ребят, они принимали активное участие в процессе принятия решений, но под четким руководством взрослых.
Путем истинного участия в проектах, которые предполагают решение настоящих проблем, дети
и молодые люди развивают навыки критического восприятия и сравнения точек зрения, которые так важны для развития самоопределения. Здесь кроется двоякая польза: для самовыражения ребенка и для демократизации общества.
8. И, наконец, восьмая, наивысшая ступень участия — решения, которые принимаются по инициативе детей вместе со взрослыми.
Например, проекты уличного искусства можно поместить где угодно на всем протяжении «лестницы участия». Обычно они попадают на более низкие уровни: художники разрабатывают рисунок для стен, а дети их разрисовывают. Но иногда подростки сами рисуют большие картины на стенах. Если подростки поставят в известность о проекте владельца или жителей дома и в то же время разрисуют стены по собственной инициативе, это можно отнести к верхнему уровню лестницы.
Подростки одной из школ создали и направили дирекции видео материал о том, как проводят свободное время их ровесники после занятий. Оказалось, что в радиусе школы не существует доступных мест для проведения досуга, а многим даже негде встретиться с друзьями. К материалу прилагалась петиция, которая была удовлетворена, с требованием о выделении помещения на территории школы для центра, где бы ребята могли самостоятельно организовать свое свободное время, что и было сделано в дальнейшем.
Таким образом, молодые люди самостоятельно планируют, реализуют, оценивают проект и несут полную ответственность за его результаты.
Детям и молодежи необходимо как можно более полно принимать участие в совместной деятельности наравне со взрослыми. Рост ответственности за свои решения, за собственную жизнь, жизнь близких и окружающих напрямую связан с получением опыта участия и развитием компетенции.