Специфика развития современного общества.




По своей сущности формирующаяся ныне общечеловеческая цивилизация на основе информационной технологии, по мнению российских и зарубежных ученых (Н. Моисеев, Р. Дарендорф), определяется как общество социальной справедливости. Близкой к теории социальной справедливости является концепция общества доверия американского социолога Ф. Фукуямы. Он обосновывает, что прогресс в современных условиях определяется не индивидуализмом или коллективизмом, не рыночными принципами, а лишь элементом культуры – доверием. Доверие выступает как результат справедливых отношений во всех сферах общественной жизни.

Современная философия рассматривает социальную справедливость как сущность идущего на смену индустриальной цивилизации информационного общества, выделяя следующие аспекты:

1) наличие многоукладной экономики и регулируемого рынка при ведущей роли государственного сектора;

2) трудовая основа, вознаграждение работников в соответствии с количеством и качеством труда, социальная защита тех слоев общества, которые по каким-либо причинам не могут трудиться;

3) демократические формы организации во всех сферах общественной жизни;

4) государственное управление всеми социально значимыми процессами;

5) высокий уровень науки и культуры.

 

Таким образом, общество социальной справедливости – это тип гражданского общества, определяющий положение индивида в зависимости от результатов трудовой деятельности.

На этапе становления информационной цивилизации основной акцент делается на уровне межнациональных образований – суперэтносов (это объединение народов в одном государстве) и мегаэтносы (межгосударственные образования). Таким образом. Цель – через консолидационные процессы народов в рамках отдельных региональных объединений современное общество идет к общечеловеческой цивилизации.

Тенденция к множественности цивилизаций. Например, американский социолог С. Хантингтон выделяет в настоящее время 7-8 мировых цивилизаций (западная, конфуцианская, японская, исламская, славяно-православная, латиноамериканская и африканская) и определяет нынешнее состояние и прогнозирует будущее человечества как взаимоотношения между этими глобальными цивилизациями – «столкновение цивилизаций».

Россия, в свою очередь, также находится в рамках формирования постиндустриальной цивилизации. Но в отличие от запада Россия является носителем особой специфической цивилизационной модели и ей необходима собственная идентичность.

Чтобы России соответствовать идеалам гражданского общества, необходимо реализовывать следующие приоритеты гражданского общества, которые определяются следующими факторами:

1 ) поскольку гражданское общество - это модель формирования общественных отношений, постольку понятие «личная ответственность» должно доминировать, но при условиях свободы каждого гражданина, реализуемая при социальной поддержке государства;

2) «гражданская позиция», которая формируется благодаря осознанию и пониманию своей жизненной позиции и своих действий;

3) функция власти должна состоять в поддержании целостности, сохранении согласованности ценностей и норм, способных дифференцировать понятия «элитность» и «элитизм»;

4) система мировоззрения россиян должна строиться на убеждении в том, что каждый житель нашей страны, в первую очередь, это гражданин, являющийся непосредственным участником происходящих изменений в стране;

Элитизации сознания, благодаря которому человек возвышает себя не за счет внешних атрибутов успешности (деньги, власть), а за счет самовоспитания и возвышения себя над стремлением к тем условиям жизни, которые для большинства становятся самоцелью.

Гражданское общество возможно только при условиях сознательной зрелости субъектов и зрелости самого общества. Человек становится гражданином тогда, когда общество, в котором он живет, воспринимает его не как средство для достижения цели, а как саму цель, а человек, в свою очередь, чувствует свою сопричастность и ответственность за то, что в этом обществе происходит.

 

Антропологический детерминизм.

Детерминизм – это учение о закономерностях и причинно-следственных связях в развитии материальных и духовных процессов.

Антропный принцип. Для современной науки характерно повышение роли антропного фактора. В естествознании XX века возник и распространился, так называемый, антропный принцип – один из фундаментальных в современной космологии. Он устанавливает связь существования человека (как наблюдателя) с физическими параметрами Вселенной. Согласно антропному принципу, Вселенная должна рассматриваться как сложная самоорганизующаяся система и наличие в ней человека является необходимым условием ее существования и развития. Независимого наблюдателя, который не вмешивается в естественный ход событий, по мнению современных ученых, просто не существует. Человек – единственный наблюдатель, которого мы способны себе представить, и его невозможно вычленить из окружающего мира, сделать независимым от его собственных действий, от процесса приобретения и развития знаний. Удивительная приспособленность Вселенной к существованию в ней человека получила название антропного принципа. Эту идею наиболее точно сформулировал в 1973 г. Б. Картер: «Я мыслю, следовательно, Вселенная такова, какова она есть». С. Хокинг выразил эту мысль так: «Вселенная такова, какой мы ее наблюдаем, по той причине, что существует человек». Ф. Типлер предложил постулат вечности жизни, точнее реализации программы производства информации, цель которой – управление структурой Вселенной, а его финал – точка Омега, мировой Разум, потенциально владеющий бесконечным объемом информации обо всех процессах и явлениях. Такая Вселенная оказывается закрытой системой, антропный принцип в ней переходит в телеологичекий и предполагается финал, или предел эволюции. Внедрение антропного принципа вызвало немало следствий, в том числе включение принципов гуманитарного знания в естествознание.

 

Главной особенностью социального детерминизма является изучение человека и мира человека. Однако человек выступает как активный субъект познания и деятельности. В связи с этим антропологический детерминизм приобретает особое значение, являясь важной составной частью социального детерминизма. Он рассматривает деятельность человека в связи с такими определяющими его признаками как наличие разума, воли, интеллекта, культуры, нравственности, свободы выбора, трудовой деятельности.

Концепция современного антропологического детерминизма основывается на признании закономерной взаимосвязи понятий «человек-духовность-общество», в которой духовная культура играет роль опосредующего фактора во взаимодействии личности и общества. Она предъявляет требования к человеку – профессионализм, наличие социальной цели, высокая нравственная установка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: