Определение генеральной и выборочной совокупности.




Актуальность проблемы.

Проблема детской безнадзорности стала особенно актуальной для России с конца 1990-х годов в связи с кризисом государственности и децентрализацией управления экономической и социальной сферой. После распада СССР государство оказалось не способным удовлетворять все нужды и потребности населения. Многие люди вынуждены были работать большую часть времени, которого на заботу о собственной семье уже не хватало. Таким образом, даже дети из социально благополучных семей имели «шанс» оказаться безнадзорными. Для тех же, кто не смог адаптироваться к изменениям в государстве и обществе, этот «шанс» возрос в несколько раз.

Существует правовое определение категории «безнадзорный», изложенное в Федеральном Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Исходя из этого закона, безнадзорный – это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. Таким образом, данное определение включает в себя не только «уличных» детей, т.е. оно не ограничивается категорией, которую принято называть «беспризорный». «Беспризорные» – это те, кто не имеет определенного места жительства и (или) места пребывания. Такие дети составляют не более 1/10 от числа безнадзорных. В категорию безнадзорных входят не только дети, находящиеся в социально опасном положении. Это могут быть дети из семей, внешне кажущихся абсолютно благополучными.

Установлено, что безнадзорность вызывает значительные изменения личности человека, часто необратимые, которые могут выступать как фактор, затрудняющий процесс социальной реабилитации. Часто дети оказываются в положении безнадзорности в возрасте, когда активно развиваются умственные и психологические процессы, физические и интеллектуальные способности, различного рода умения и навыки, ценностные ориентации. Упущенное время впоследствии очень сложно восстановить. По мнению министра внутренних дел Российской Федерации Р. Нургалиева, сегодня мы переживаем третью волну беспризорности – после Гражданской и Великой Отечественной войн. Даже по самым приблизительным подсчетам в России более 700 тысяч детей-сирот, 2 млн. подростков неграмотны, более 6 млн. несовершеннолетних находятся в социально неблагоприятных условиях. И это на 30 с небольшим млн. российских детей.

Подавляющее большинство таких подростков не получают необходимого воспитания и образования. Молодежь, ещё не имеющая чётких жизненных ориентиров, легко впитывает маргинальную субкультуру с ее социальной апатией, алкоголизмом и наркоманией, жестокостью и насилием. Средний возраст начала употребления наркотиков снизился с 17 до 11 лет.

По мнению большинства экспертов, главной причиной ухода детей из дома, является неблагополучная семья. Ребенок убегает из дома, если его родители наркоманы и алкоголики, а также из-за отсутствия взаимопонимания с родителями. Одной причин беспризорности также является жестокость родителей, учителей и воспитателей.

Таким образом, проблема беспризорности в нашей стране стоит чрезвычайно остро, но нельзя сказать, что она совсем не решается. Правительством РФ принимаются законодательно - нормативные акты по решению этих проблем среди которых можно выделить Указ «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», в котором разработаны меры для борьбы с беспризорностью, согласно которому в РФ стали появляться приюты для детей и подростков. Сегодня ведущую роль в законодательном обеспечение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних играет ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» принятый 24 июля 1999 года, который определил основные направления деятельности, установил ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов РФ в организации профилактической работы.

Важное значение в становлении системы профилактики детской беспризорности и безнадзорности имеет реализуемая с 1997 года федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», направленная на развитие нормативно-правовой базы системы профилактики, обеспечение ее научно-методическими разработками, укрепление материально-технической базы учреждений, оснащение их бытовым, реабилитационным оборудованием, автотранспортом. Главным или основным в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних относятся:

 

· Социально-реабилитационные центры, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации;

· Социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;

· Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

В данных учреждениях детям оказывается психологическая помощь, социальная реабилитация, определяется дальнейшая их судьба. Также здесь осуществляется социальная реабилитация, которая включает в себя установление социального статуса ребенка, разыскивание родителей, восстановление документов и различных прав детей.

Меры социальной политики должны быть направлены на поддержку семей с детьми, так как главной причиной безнадзорности и беспризорности детей остается бедность, нищета, безысходность многих российских семей. Действующая сеть учреждений для беспризорных детей и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию не в достаточной степени могут решить всю совокупность проблем этой категории детей.

В связи с этим проблема детской безнадзорности и беспризорности требует тщательного исследования и анализа.

2.

Объектом исследования являются беспризорные и безнадзорные дети.

Предметом исследования проблемы профилактики безнадзорности и беспризорности детей в социальной работе.

Цель данной работы заключается в том, чтобы изучить состояние проблем профилактики и перспектив развития социальной работы с безнадзорными и беспризорными детьми.

 

 

В качестве основных задач исследования были определены следующие:

· Анализ причин детской безнадзорности;

· Изучение основных проблем безнадзорных детей;

· Оценка социальной политики государства по проблеме детской безнадзорности;

· Получение экспертной оценки в отношении детской безнадзорности.

 

 

Гипотезы исследования:

· Безнадзорные дети ведут нездоровый, девиантный образ жизни;

· Безнадзорные дети мало информированы о деятельности сервисных организаций, которые могут оказать им необходимую помощь;

· Безнадзорные дети имеют проблемы с учебой;

· Родители/лица, их заменяющие, не уделяют достаточно времени для исполнения своих обязанностей.


 

Словарь.

Безнадзорный ребенок - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный ребенок - безнадзорный ребенок, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Кризисная социальная дезадаптация - деформация развития и расстройство поведения ребенка, находящегося в социально опасном положении, вызванные его безнадзорностью и социальной запущенностью. Характеризуется девиантным поведением ребенка, слабым уровнем образования и развития, разрушением социальных связей с семьей и др. Является следствием кризисного положения семьи, в которой родители дезадаптированы, являются алкоголиками или наркоманами, отрицательно влияют на ребенка, проявляют по отношению к нему жестокость.

Семьи, находящиеся в социально опасном положении - семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Социальная реабилитация - восстановление утраченных ребенком социальных связей и функций.

Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов


 

Исследование проводилось по описательному плану.

Определение генеральной и выборочной совокупности.

Генеральная совокупность – безнадзорные и беспризорные дети Республики Башкортостан.

Выборочная совокупность – безнадзорные и беспризорные дети г.Уфы(200 детей).

Методом сбора информации является анкетирование. Инструментарием - анкета, бланки, вопросники. Обработка информации осуществляется вручную.

Временной план исследования: с 01.12.2011 по 01.05.2012.

1. Подготовительный этап занимает 2 месяца.

2. Полевой этап – 60 дней.

3. Подготовка собранной информации к обработке и обработка информации - 1 месяц.

4. Анализ обработанной информации 1 месяц.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: