Образование в системе философских, естественнонаучных и социальных исследований.




Философия рассматривается нами как специфическая форма общественного и индивидуального сознания, сориентированная на получение картины мира в целом и осмысление роли человека в мире, на рефлексию процесса саморазвития человека как субъекта природы, общества и самого себя.

Сегодня сложилось несколько подходов к определению предмета философии образования:

- философия образования как прикладная философия, приложение общефилософских положений к педагогической теории и практике;

- философия образования как наука об образовании, в англоязычных странах нет термина «педагогика», и теория образования обозначена словосочетанием «философия образования»;

- философия образования как надуманная псевдонаучная дисциплина, у которой нет своего предмета исследования;

- философия образования как самостоятельная область научных знаний, которая изучает наиболее общие и фундаментальные закономерности процесса образования с позиций философии.

Впервые понятие образование (греч paideia – пайдейя, духовное воспитание, раскрывающее внутреннее содержание человека) в современном смысле этого слова анализирует Платон в работе «Государство», миф о пещере. Миф повествует о том, как в пещере прикованный узник видит на противоположной стене лишь тени реальных вещей и не может судить об их сущности. Но узник воспринимает мнимые вещи, тени за подлинную реальность. Повествование описывает, как узник освобождается от оков и переходит из пещеры в реальный мир, путешествие сопровождается последовательностью сменяющих друг друга образов узника и его знаний относительно сущего. Переходы из пещеры в дневной свет и обратно каждый раз требуют от глаз изменения привычки видения – так и человеческая душа последовательно открывает для себя мир и саму себя. Платоновская Пайдейя обозначает путь человека к осознанному преображению – это последовательно разворачивающееся саморазвитие. Пайдейя имеет свой идеал – образ солнца, к которому устремлен узник, это идея добра. Самопознание, с точки зрения Платона, представляет собой единственный путь к истинному миру и подлинному себе.

Философия настаивает, что образованию человек не научается, и разучиться ему также не может. Образование – это внутренний процесс развития человеческих Образов, которым человек следует в течение всей своей жизни. Образование не может кончиться, завершиться – это непрерывный самовозрастающий процесс преображения образов человека и мира.

Большое значение для понимания сущности образования как процесса имеет выявление взаимосвязей между теоретической педагогикой, психологией и философией. Философия дает педагогической деятельности обобщенное представление о сущем состоянии мира и должном состоянии человека, формулируя антропологическое основание. Психология обосновывает педагогический процесс с мотивационной, целевой и деятельностной сторон, а также предлагает видение психофизиологических возрастных особенностей учащихся. Поэтому педагогика является философской и психологической практикой – в педагогике находят применение и оправдание общефилософские концепции человека, а также реализуются психологические концепции развития человека.

Проблемная область философии образования определяется потребностью построить целостный образ человека в мире, выработать доминанты человеческого развития, которые вместе с тем являлись бы доминантами развития образования. Объектом философии образования выступает образование человека как целостный процесс его становления и развития. Предметом философии образования являются наиболее общие и фундаментальные закономерности процесса образования, совокупность глубинных связей и, определяющих основные черты и тенденции развития педагогических систем.

. Рефлексивный анализ в философско-педагогическом исследовании может осуществляться дедуктивным (движение мысли от общей идеи к ее частным характеристикам и проявлениям) или индуктивным (движение мысли от практики к ее обобщению) путями.

 
 


ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРА

ПЕД.ИДЕАЛ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Дедукция/Индукция

 

В последнее время проблемы образования стали предметом физиологических, биологических, психологических, кибернетических, социологических, философских исследований. Однако отдельные аспекты образования как явления не должны остаться взглядами изолированных друг от друга наук, а составить комплексную концепцию образования как системного знания о закономерностях развития человека.

 

аспект образование человек
Биологический Адаптационный процесс, происходящий с учетом факторов наследственности, воздействия среды и приспособления организма Существо, способное к развитию благодаря биологически заданной способности к саморегуляции
Физиологический Эффективное взаимодействие со средой, определяемое врожденными и приобретенными рефлексами Функциональная система, являющаяся подсистемой природы и общества
Психологический Форма человеческой активности, в ходе которой индивид изменяет свое поведение под влиянием внешних условий и в зависимости от собственной воли Человек рассматривается в контексте развития, то есть, качественных превращений, на каждом возрастном периоде развития действуют специфические закономерности
Социологический Средство социализации человека, то есть, его включения в общественные отношения и трудовую деятельность Личность, человек как субъект социальных отношений
Кибернетический Системный процесс, связанный с информационным обменом между образовывающейся системой и внешней средой, а также с изменяющимся поведением системы при изменении входящих данных Элемент образовательной системы, ее функция – ученик или учитель
Педагогический целенаправленно организованное взаимодействие с целью развития человека и передачи социального опыта в виде ценностей, убеждений, норм, знаний, умений и навыков Субъект осознанного самостоятельного развития

Анализ процесса образования, осуществляющийся в разных аспектах, то есть, с разных позиций, в различных отношенческих и понятийных полях, соответствует существующей на данный момент времени дифференциации научных знаний. В то же время, во второй половине ХХ века наметилась тенденция к интеграции научных знаний, растет интерес к междисциплинарным и комплексным исследованиям. В этом контексте актуализируется внимание к философии образования, стремящейся увидеть в процессе образования целостный феномен становящегося человека и его мировоззрения.

Образование человека:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: