Опыт междисциплинарной интерпретации




В современных человековедческих науках – философии, психологии, педагогике сегодня отсутствует единство взглядов на такую фундаментальную антропологическую категорию, как образование. Вместе с тем, в общепринятой трактовке все более утверждается односторонняя интерпретация этой категории с точки зрения классической педагогической науки, в рамках которой образование предстает как сугубо педагогический феномен, объединяющий процессы обучения и воспитания. Такой подход нашел свое отражение, в частности, в Законе РФ «Об образовании», где «под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения».

Эта трактовка соотношения основных педагогических категорий не выдерживает культурно-исторической экспертизы. В истории европейской философии (Сократ, Платон, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, М. Хайдеггер, Д. Дьюи, Э.В. Ильенков, В.С. Библер, Ф.Т. Михайлов и др.) образование, обучение, воспитание всегда рассматривались как три различных формы жизнедеятельности человека. И если обучение и воспитание – это целенаправленные процессы трансляции социального опыта от поколения к поколению, процессы внешние и искусственные по отношению к субъекту, то образование предстает как форма развития человека в его онтогенезе и филогенезе, то есть, как процесс естественно-искусственный.

Категория "образование" была сформирована еще в философской традиции античности Сократом и Платоном. Сократ (469-399) призывает человека заниматься познанием самого себя и самосовершенствованием. Поиск самого себя в безграничном Космосе – вот цель человеческой жизни. Сократ исходит из признания приоритетности в деле образования человека внутренних факторов (наследственность и воля субъекта) перед внешними (влияние среды и осознанное влияние другого человека, обучение и воспитание). Он утверждает, что "все – и хорошее, и плохое – порождается в теле и во всем человеке душою" ("Хармид", 156-е), призывает человека к самопознанию как единственно возможному пути совершенствования. Цель же совершенствования человека – становление морального субъекта, стремящегося к добродетели и следованию моральному закону.

Сократ считает, что афинская педагогическая система не может решить поставленной таким образом задачи. Сократ говорит: "Хорошо бы, если бы мудрость имела свойство перетекать из того, кто полон ею, к тому, кто пуст, как течет вода по шерстяной нитке из полного сосуда в пустой" ("Пир", 175-d). К сожалению, это невозможно. Нужен другой – интерактивный метод, в ходе которого ученик и учитель посредством задаваемых вопросов устремляются в погоню за истиной. Сама истина сокрыта в человеке, следует лишь припомнить ее. "Получается, что в самом человеке живут верные мнения насчет того, чего он не знает… если бы его стали часто и по-разному спрашивать о нем же самом, будь уверен, он в конце концов ничуть не хуже других приобрел бы на этот счет точные знания… Он все узнает, хотя его будут не учить, а только спрашивать, и знания он найдет в самом себе… а это значит припомнить… в нем должны жить истинные мнения, которые, если их разбудить вопросами, становятся знаниями, - не все ли время будет сведущей его душа?" ("Менон", 85-c, d, 86-а).

Впервые категорию образование (греч. paideia пайдейя, духовное воспитание, развитие, раскрывающее внутреннее содержание человека) в современном смысле обретения человеком уникального образа употребляет Платон (427-347). Он в работе "Государство", миф о пещере, рассказывает о том, как в пещере прикованный узник видит на противоположной стене лишь тени реальных вещей и не может судить об их сущности. Но узник воспринимает мнимые вещи, тени за подлинную реальность. Повествование описывает, как узник освобождается от оков и переходит из пещеры в реальный мир, путешествие сопровождается последовательностью сменяющих друг друга образов узника и его знаний относительно сущего. Переходы из пещеры в дневной свет и обратно каждый раз требуют от глаз изменения привычки видения – так и человеческая душа последовательно открывает для себя мир и саму себя. Платоновская Пайдейя обозначает путь человека к осознанному преображению – это последовательно разворачивающееся саморазвитие. Пайдейя имеет свой идеал – образ солнца (истина), к которому устремлен узник. Самопознание, с точки зрения Платона, представляет собой единственный путь к истинному миру и подлинному себе. В конечном итоге, у Платона образование оказывается процессом, определяющим человека как человека.

Платон выделяет четыре ведущих фактора становления и развития человека: природный (наследственность), социальный (среда, окружение человека), педагогический (осознанное влияние другого), субъектный (я сам, как субъект саморазвития).

В эпоху европейского Просвещения немецкая классическая философия обращается к гуманизму как типу мировоззрения. Человек рассматривается как существо духовное и творческое. Иммануил Кант (1724-1804) рассматривает образование как свободное формирование человеческой нравственности, изначально представленной среди способностей человека, данных ему от природы. "Как возможна педагогика свободы? Как можно сделать людей счастливыми, нравственными и мудрыми? Как должен я развивать чувство свободы, несмотря на неизбежное ограничение свободы?" – эти вопросы волнуют И.Канта.

Г. В. Ф. Гегель (1770-1831) категорию образование раскрывает в контексте созидания, конструирования образа. В «Феноменологии духа» образование (die Bildung – созидание, создание картины) человека предстает как образ (das Gestalt - образ) его вхождения в мир социальной практики в качестве активного субъекта. Именно образовываясь человек, по Гегелю, рвет с несвободной, детерминорованной природой и во всем многообразии становится духовным и свободным существом.

Таким образом, в истории европейской культуры категория образование предстает как самостоятельный феномен, несводимый ни к обучению и воспитанию, ни к педагогическому процессу. Образование относится прежде всего к становлению и развитию человека как субъекта, способного создавать образцы собственной деятельности, общечеловеческую культуру, самого себя.

В таком контексте сегодня категория образование определяется гуманистически ориентированными отечественными педагогами (О.С. Газман, Ф.Т. Михайлов, Н.Б. Крылова, В.П. Бедерханова, Е.В. Бондаревская и др.). Образование раскрывается ими в единстве и развитии трех образов:

- образа мира (картины мира, мировоззрения человека, включающего его идеалы, ценности, убеждения);

- образа себя (представление субъекта о самом себе, своих деятельности, поведении, общении; самооценка и «я-концепция»);

- образа мысли и деятельности (как, каким образом субъект решает свои жизненные задачи).

Известный философ и методолог П.Г. Щедровицкий в одной из своих лекций высказал следующую идею: «Там, где начинается подготовка кадров, обучение, натаскивание, там образование заканчивается». Возможно, одна из главных проблем современной педагогической практики заключается в том, что из стен школ, колледжей, институтов и университетов ушел образовательный процесс в своем изначальном понимании, уступив место «профильному обучению», «гражданскому воспитанию», «профессиональной подготовке».

Гуманизация педагогики сегодня – это, прежде всего, перенос доминанты ценностных ориентаций с государства на человека, построение педагогической реальности, ориентированной на культивирование и развитие задатков и способностей ребенка, признание человека активным субъектом педагогического процесса и субъектом саморазвития. Современная педагогическая парадигма обращает нас вновь к исследованию сущности образования человека, к выявлению глубинных смыслов и содержания этого процесса. Обобщая философско-педагогические концепции гуманистической направленности, можно выделить следующие принципы гуманистического образования:

- свободы - как возможности для учащихся реализовать свой внутренний потенциал в соответствии с собственной волей и потребностями в саморазвитии;

- свободы выбора - как право ребенка реализовывать свою субъектность через самоопределение в принятии решений;

- использования мотивационных ресурсов образования - как приоритет развития внутренних побудителей деятельности учащихся перед внешними стимулами;

- отказа от всех форм манипуляции ребенком, в том числе от наказаний и отметок;

- развития опыта как средства личностного роста и включения ребенка в существующую культуру;

- индивидуального целеполагания - как проектирование личных целей учениками в ходе образовательной деятельности;

- народности образования - как право ребенка на воспитание в контексте культуры, ценностей, религии своего народа.

Ценности гуманистического порядка стали основой для разработанных О.С. Газманом (23) гуманистических максим образования:

1) "ребенок не может быть средством для достижения педагогических целей";

2) "самореализация педагога – в творческой самореализации ребенка";

3) "всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении";

4) "все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами";

5) "не унижай достоинства своей личности и личности ребенка";

6) "дети – носители грядущей культуры, соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения";

7) "не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно только результаты действий";

8) "доверяя – не проверяй";

9) "признавай право ребенка на ошибку и не суди за нее";

10) "умей признать свою ошибку";

11) "защищая ребенка, учи его защищаться".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: