Человек в образовательном пространстве




Проектирование образования в гуманистической парадигме сегодня не должно ограничиваться системой формального образования. Проектировщик должен видеть единое поле, влияющее на развитие учащихся. Процесс образования человека организуется и протекает в определенной социально-культурной развивающей среде, "растящей и питающей личность" (Флоренский П.А.). Эта среда иначе может быть обозначена как образовательное пространство - открытая сложная динамическая общественная система, которая рассматривается нами как единство подсистем формального, неформального, информального и инцедентального образования (Али Хамадаш (24)).

информальное

 
 


формальное неформальное

инцедентальное

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

 

Речь идет о сложной и многоуровневой организации образования как социальной системы.

Формальное образование определяется единой сетью разноуровневых и разнотипных образовательных учреждений, единым образовательным стандартом, базисными учебными планами федерального и регионального уровня, федеральным и региональным финансированием, специально подготовленными педагогическими кадрами. Деятельность субъектов образования определяется нормативно-правовым обеспечением на федеральном и региональном уровнях.

Неформальное образование определяется разветвленной сетью учреждений дополнительного образования для детей и взрослых. Его специфика в том, что и преподаватели, и учащиеся смотивированны в своей совместной деятельности, их связывает общий интерес к предмету деятельности. Учащимся (и детям, и взрослым) предоставлена свобода выбора содержания образования. Таким образом, неформальное образование имеет следующие характерные черты: “оно представляет собой организованную структурированную деятельность; предназначается для идентифицируемой целевой группы; организуется для достижения определённого набора учебных целей”; эти виды учебной деятельности практикуются за рамкой системы формального образования, а целевые группы могут быть разновозрастными.

Информальное образование представляется как произвольное, неструктурированное образование, характеризуемое взаимодействием обучающегося со средой, искусственно созданной человеком: через средства массовой информации, музеи и другие институты культуры, рынок видеофильмов и компьютерных игр, дизайн среды обитания, акультурные институты, инициирующие девиантное и делинквентное поведение. Особенность информального образования характеризуется тем, что это процесс социального взаимодействия обучающегося со средой, в которой знания и модели поведения распространяются диффузно и при этом “либо обучающийся, либо источник информации осознанно стремится к обучению, а не одновременно”.

Инцедентальное образование характеризуется спонтанностью взаимодействия обучающегося со средой. В итоге индивид под влиянием в первую очередь этого типа образования осваивает родной язык, культурные ценности, установки и убеждения, менталитет, а также традиции, обычаи, быт и модели поведения, “передаваемые через семью, церковь, ассоциации, видных представителей общества” или носителей социальных патологий. Специфика инцедентального образования состоит в его неструктурированности, спонтанности, приобретении знаний и опыта поведения “в значительной степени благодаря сочетанию наблюдения, подражания и соперничества между конкретными членами общества”. От всех описанных типов образования его отличает абсолютное отсутствие осознанного стремления содействовать обучению со стороны источника информации и обучающегося, то есть учебная и воспитательная ситуации отсутствуют.

В контексте гуманистически ориентированного педагогического проектирования представление образовательной системы, влияющей на личность учащихся, через понятие образовательного пространства приводит к следующим выводам:

- ребенок самоопределяется в обществе через освоение опыта собственной деятельности и общения в различных сообществах, активную жизнедеятельность и творчество своей социально-культурной среды;

- необходимо проектировать такие социально-педагогические пространства, в которых обеспечивается возможность самоорганизации и саморазвития ребенка и подростка в обществе на гуманистических принципах;

- процесс создания эффективного гуманистически ориентированного образовательного пространства требует совместных усилий и участия педагогов, детей, родительской общественности, местных структур власти.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: