Признак Рейнина «Квестимность деклатимность»




В последнее время, с углублением изучения соционики, стало очевидно, что при использовании в практической диагностике только базиса Юнга (т. е. всего четырех дихотомий) слишком велика вероятность ошибки. Поскольку мы имеем дело с человеческой психикой, а не с математическими законами, полностью исключить ошибки в определении отдельно взятой дихотомии мы не можем, а ошибка в определении любой из них непременно влечет за собой ошибку в определении ТИМа. Поэтому при определении социотипа очень важный инструмент в руках специалиста это признаки Рейнина. Признаки Рейнина – это соционическая гипотеза, принятая далеко не всеми социониками. Согласно этой гипотезе, в дополнение к 4 юнговским признакам ("базису Юнга"), типы можно описать также 11 дополнительными признаками.

Признак Рейнина Квестимность Деклатимность определенным образом влияет на способ общения человека. Особенно ярко он заметен в устном разговоре, хотя, проявляется и в письменной речи. Начнем с классического описания этого признака, данного Аушрой Аугустинавичюте.

«Квестимность способность говорить в вопросительных интонациях. Когда квестим говорит, он уверен, что его слушают, обращается сразу ко всем, не требует от собеседника внимания " сам же слушает внимательно, глядя на собеседника».

«Деклатимность способность говорить утвердительно. Деклатиму нужно "внимать", когда он говорит. Он следит за собеседником, замолкает, когда его не слушают. Из нескольких собеседников выбирает одного, неохотно переключается. Сам же, в момент беседы делает, что угодно».

«О квестимах уже с самого начала было известно, что эти люди, говорят преимущественно в вопросительных интонациях и как бы менее категорично, чем деклатимы. Квестим всегда, в какой-то мере, спрашивает, как бы стараясь не навязывать своё мнение... У квестима в глазах вопросительный знак. У деклатима, склонного к декларированию, утверждению различных истин " восклицательный».

«У квестимов " склонность "вещать на месте". Они не то чтобы не заботятся о слушателе, в них живёт уверенность, что если он решил что-то сказать, то близкие явятся к нему, как только услышат начало этого вещания. Деклатимы в этом отношении представляют собой нечто совершенно иное. Они, прежде чем начать говорить, находят слушателя, а когда слышат, что в другой комнате начали разговаривать, идут посмотреть, что там происходит...»

«Квестимов вдохновляют и растормаживают восклицательные знаки и категорический тон деклатима. <…> Деклатимов " вопросительные, требующие помощи и располагающие к совету интонации квестима».

Некоторые авторы дают следующее определение:

Квестимность " Такая установка сознания, при которой в коммуникации идет ориентация на партнера (побуждение к коммуникации является внешним).

Деклатимность " Такая установка сознания, при которой в коммуникации идет ориентация на себя (побуждение к коммуникации являются внутренним).

Квестимность " способность говорить вопросительно, в форме диалога. Квестиму важно получить обратную связь от собеседника, завязать диалог.

Монологи для квестима тяжелы, предпочтение отдается диалогам. Квестим нередко начинает с фраз следующего типа " «о чем вам рассказать?», «что бы вы хотели услышать?» и строит свою речь более короткими, чем деклатим, частями (опять же, для того, чтобы получить обратную связь от собеседника). Квестимы задают вопросы с целью получить ответ от собеседника, и уже в зависимости от ответа строят дальнейшую речь. Они не редко отвечают вопросом на вопрос.

" Максим Галкин: «Я отвечал: "Вы что, с ума сошли…?"»

Квестимы склонны повторять заданные им вопросы с целью получения обратной связи:

Из интервью с Аллой Пугачевой:

" Вы сказали, что Ваша жизнь напоминает Вам кинофильм. Какие у Вас самые любимые фильмы? И прицепом такой вопрос: а что является в Вашем жизненном фильме «25-м кадром»?

" Любимый фильм? «Последний дюйм». Не знаю, знаком ли он современной молодежи, это советский фильм по роману Олдриджа, 58 года. Поразительно мощный и напряженный. <…>. 25?м кадром? То есть, тем, что влияет на меня, но чего я сама не вижу? Это мы опять касаемся мистического опыта, о котором мне бы не хотелось рассказывать. Но 25-й кадр присутствует, конечно.

Из интервью с Александром Абдуловым:

Деклатимность " способность говорить утвердительно, в форме монолога. Деклатиму важно высказать свою мысль до конца, целым блоком, не вступая в диалоги. Деклатимы часто многословны.

Ответы на вопросы у деклатимов более распространенные, чем у квестимов, звучат в утвердительном тоне: «Ну, вы же знаете, что….»

При попытках перебить его, деклатим повышает интонацию голоса, не давая сделать это. Когда его перебивают сбивается, обычно пережидает, пока не стихнут комментарии, прежде чем продолжить рассказ. Поэтому сам склонен выполнять просьбу «не перебивать», ждет окончания рассказа собеседником.

Если деклатим повторяет заданный ему вопрос, то, скорее всего, он берет паузу для формулирования ответа, обратная связь не требуется. Если деклатим в ходе своего рассказа задает вопросы, то это вопросы риторические, или имеющие своей целью подведение слушателя к определенной позиции или точке зрения. Часто бывает, что ответ у самого деклатима готов заранее. Слушая чужой рассказ, деклатим менее склонен задавать вопросы по ходу, зато, когда подойдет время, выдаст их целым блоком, и желает такого же отношения к себе. Например, лекторы квестимы просят задавать вопросы сразу, а деклатимы предлагают аудитории сначала дослушать лекцию, а уж потом задавать вопросы. У деклатима существует уверенность в том, что если его дослушают до конца, то все вопросы отпадут сами собой.

При диагностике данного признака довольно действенным методом являются деликатные попытки перебить человека, вклиниться в его речь. Если диагностируемый легко прекращает повествование и обращает свое внимание к собеседнику, не выказывая недовольства перед вами квестим. Деклатим попробует пресечь такие попытки повышением интонации голоса, возможно, характерным жестом руки, означающим, что он готов вас выслушать, но только после того как закончит собственный монолог. Так же стоит обращать внимание на продолжительность монологов и общее количество вопросов исходящих от диагностируемого, учитывая, что риторические, не требующие ответов, и вопросы с готовым ответом " признак деклатимности. Важно замечать и внешние признаки, вопросительный знак в глазах человека говорит за квестимность, восклицательный " за деклатимность. У деклатимов в голосе больше утвердительных, даже категоричных интонаций, у квестимов " вопросительных, даже утвердительные предложения квестима иногда звучат как вопросы. В письменной речи деклатим склонен заменять вопросительное по смыслу предложение на повествовательное. Квестим же наоборот склонен заменять повествовательное предложение вопросительным, как бы требующим ответа, «провоцирующим» читателя на ответную реакцию, ввод читателя в режим диалога с автором.

Очень важно не забывать и то обстоятельство, что на практике не бывает «стопроцентных» квестимов или деклатимов (в каждом человеке представлено сочетание обоих признаков, как и в любых других соционических дихотомиях), но один из признаков непременно преобладает. Его можно определить, как наиболее проявленный, чаще встречающийся, бросающийся в глаза.

 

Статики и динамики

Следующий признак, который мы рассмотрим, носит название «статика – динамика». К сожалению, этот признак многие соционики тоже понимают по-разному. Наличие у ТИМа признака «статика» дает человеку склонность видеть каждую наличную ситуацию вне особой связи с предыдущими и последующими событиями, как бы в виде ряда фотографий. Благодаря этому свойству статик получает возможность прочувствовать, увидеть или исследовать наличное состояние или ситуацию во всей его мгновенной полноте, не отвлекаясь на его историческую, меняющуюся во времени составляющую.

Динамик же, наоборот, мало способен к восприятию текущей ситуации в стабильном виде, поскольку воспринимает происходящее как цепь взаимосвязанных и взаимоперетекающих одно в другое событий. Такое восприятие больше похоже не на ряд фотографий, а на видеозапись. Когда-то при обсуждении в одной из компьютерных сетей вопроса об отличиях статика от динамика мне пришел в голову такой образ: если течение событий представить в виде реки, то статик выглядит подобно человеку, стоящему на берегу и наблюдающему за игрой воды, света и теней на ее поверхности, а динамик, находясь в воде, плывет вместе с рекой, не имея возможности отстраниться от ее внутренних изменений.

Статику присущи некоторые трудности в обнаружении тенденций – до той поры, пока эти тенденции не превысят некий довольно значительный порог, существенно меняющий всю картину; динамик же, напротив, как раз тенденции и замечает в первую очередь. В то же время динамик может упускать из внимания какие-то детали стабильной общей картины. Здесь следует учитывать, что большее внимание к деталям и нюансам реального мира присуще в первую очередь сенсорикам, а обладателям интуитивных ТИМов замечать их труднее, поэтому для сенсориков и интуитов наличие одного из рассматриваемых признаков ведет к усилению особенностей восприятия – либо в стабильном виде (статика), либо в смысле выделения изменений (динамика).

К статикам относятся логики первой и второй квадры и этики третьей и четвертой. Соответственно, признак «динамика» имеют этические ТИМы первой и второй квадр и логические третьей и четвертой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: