№
| Наименование тем и разделов курса
| Лекции
| СРС
|
| Разграничение исторической лексикологии и этимологии. Развитие словарного состава языка. История реалии и история его имени.
|
|
|
| Основной словарный фонд языка – словарный состав
языка. Активный и пассивный словарный запасы.
Окказионализм – узус – неологизм.
|
|
|
| Основная (центральная, актуальная) лексика –
периферийная лексика
|
|
|
| Заимствованная лексика русского языка. Устные и
письменные заимствования. Язык-донор и культурные
приоритеты народа.
|
|
|
| Морфофонологические признаки заимствованной
лексики русского языка (угро-финские, скандинавские,
тюркские, польские, латинские, греческие, немецкие,
французские, английcкие и др.).
|
|
|
| Топологическая, ареальная и генеалогическая класс-
сификация языков.
|
|
|
| Индоевропейская генеалогическая семья языков.
|
|
|
| Славянская группа (ветвь) языков. Праславянский
словарный фонд.
|
|
|
| Объем словарного состава русского языка по словарям.
|
|
|
| Проблема прародины, «праколебки», «обретения род-
ины». Библейская версия происхождения народов и
языков.
|
|
|
| Происхождение и расселение славян и других
народов по Нестору. Происхождение индоевропейцев
по Гамкрелидзе – Иванову.
|
|
|
| Происхождение славян по Нидерле – Миклошичу –
Лер-Сплавинскому – Третьякову и другим
устоявшимся точка зрения.
|
|
|
| Дунайская прародина славян по О.Н.Трубачеву
и причерноморское происхождение индоевропейцев.
Меотийский язык О.Н.Трубачева.
|
|
|
| Место южноуральского Аркаима в свете разных
теорий происхождения индоевропейцев.
|
|
|
| Описание и классификация лексического состава
языка. Предмет лексикологии, семасиологии и
ономасиологии. Содержательное (план содержания
= ПС), семантическое описание лексики.
|
|
|
| Поля выражения = ПВ. Омонимия (омофоны,
омографы, омоформы, омографы), паронимия и
парономазия.
|
|
|
| Поля понятийные, предметные и функциональные.
Тезаурусы. Поля П. Роже, Й. Трира, Г. Ипсена,
морфосемантические (П. Гиро), ассоциативные (Ш.
Балли).
|
|
|
| Поля грамматические (М. Ш. Гухман, А.В. Бондарев),
синтагматические (В. Порциг). Поля по разным
основаниям: императивности (Пли!, Баста!, Стой!).
|
|
|
| Систематика – парадигматика, систематика –
гипонимика, таксонимия.
|
|
|
| Семантическое описание лексики по Р. Хайлигу – В.
фон Вартбургу. Секторное деление всего словарного
состава языка.
|
|
|
| Выбор сектора исследования (названия домашних и
диких животных), адекватного для выявления этногене
тических связей славян с другими индоевропейцами
с учетом их места происхождения (прародины) по
системе Р. Хайлига – В. фон Вартбурга.
|
|
|
| Приоритеты при приручении животных. Индоевро
пейское название овцы и его рефлексы в русском
языке других славянских и индоевропейских языках.
|
|
|
| Построение историко-семантического и тематического
гнезда «овца»: родовое понятие – самка – самец –
детеныш – лексемы, обозначающие стельность –
суягность (порожность) - отел, окот – стадо –
пастух (его помощник) – названия животных по
масти – названия по возрасту – (продукты,
получаемые от животных:) мясо – шерсть – шкура –
молоко – место содержания скота – пастбище и т. д.
|
|
|
| Лексемы, связанные в русском и других индоевро
пейских языках с анализируемой группой названий
животных и зверей.
|
|
|
| «Козья» терминология индоевропейских языков
в сравнительном освещении.
|
|
|
| Анализ русской и индоевропейской гиппологической
и другой сопутствующей лексики.
|
|
|
| Анализ по выбранной схеме русских слов: корова –
говядо – бык.
|
|
|
| Слова, связанные с темой «пес – собака» в истории
русского и индоевропейских языков.
|
|
|
| «Кошачья» терминология и терминология, связанная
с другими редкими домашними животными.
|
|
|
| Терминология, связанная со словами «свинья – кабан».
|
|
|
| Основные дикие животные славянского мира в языке.
Происхождение названий.
|
|
|
| Волк – собака – сопоставление русского и индоевро
пейского мира с тюркским, как возникли русские
заимствования в этой рубрике.
|
|
|
| Экзотические названия животных, знакомые русскому
человеку по переводной литературе, варианты их
названий (слон, лев, барс, крокодил и др.).
|
|
|
| Итог: возникновение и развитие индоевропейского и
русского миров на примере класса слов – названий
домашних и диких животных.
|
|
|
| Итого часов:
|
|
|