Пути развития консьюмеризма в Республике Беларусь




Национальное общественное движение потребителей за свои права и интересы в Республике Беларусь имеет свои этапы развития. В бывшем СССР с 1937 г. до середины 80-х гг. действовало Положение о добровольных обществах и их союзах, которое запрещало создание общественных организаций, ставящих своей задачей защиту правовых и экономических интересов своих членов. Призыв к организованной защите потребителями своих прав и интересов мог быть квалифицирован как идеологическая ошибка и признан противозаконным. Поэтому начало первого этапа национального движения можно определить серединой 80-х гг. Это был период формирования общественного движения потребителей, развития сознания, что потребитель является главным действующим лицом на потребительском рынке, лицом, для удовлетворения запросов которого должны работать предприятия товаропроизводства, торговли и сферы различных видов услуг. Особенностью первого этапа является то, что в ходе перестройки, проводившейся в бывшем СССР, здравый смысл стал возобладать над идеологическими стереотипами, сложившимися за долгие годы в СССР, где действовала монополизация государством всех правозащитных функций, в том числе и в сфере потребления. Второй этап — это период 1991—1994 гг., когда произошло разделение республик бывшего СССР на независимые государства. Общественное потребительское движение получило сильную правовую поддержку после выхода Закона СССР "О защите прав потребителей", который начал действовать с 1 января 1992 г., когда государства СССР как такового уже не существовало. Однако законодательство СССР, не противоречащее законодательству независимых государств, действовало в Республике Беларусь до принятия аналогичного Закона.

Важным вкладом в становление и развитие национального общественного потребительского движения явилось принятие по инициативе БОЗП Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей", вступившего в законную силу с 1 января 1994 г. С этого момента начался третий этап развития национального потребительского движения в Беларуси на основе законодательства по защите прав потребителей и создания многочисленной сети национальных организаций по защите прав потребителей. Главная задача этих организаций — содействовать демократическому переустройству Беларуси, переходу к рыночным отношениям, где потребитель должен занять прочное положение на рынке товаров, работ, услуг, а, следовательно, содействовать реализации прав человека на достойную жизнь.

Белорусский Закон в статье 4 определил основные права потребителей:

— на государственную защиту своих интересов;

— на надлежащее качество товаров;

— на безопасность товаров;

— на полную и достоверную информацию о товарах;

— на возмещение в полном объеме ущерба, причиненного товаром ненадлежащего качества;

— на обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав и охраняемых законом интересов;

— на создание общественных объединений потребителей.

Перечень прав потребителей открытый, и это закреплено в статье 4 Закона: "Актами законодательства могут быть предусмотрены и гарантированы и другие права потребителей товаров, кроме определенных этой статьей".

В истории Беларуси это не первый Закон, направленный на защиту прав потребителей. В выдающемся памятнике феодального права Статуте Великого княжества Литовского 1588 г., который был на протяжении 250 лет действующим законом на территории Беларуси, Литвы и Украины и составлял основу всей системы ВКЛ15, мы находим не только нормы государственного (конституционного), административного, брачно-семейного, гражданского, уголовного права, но и нормы, защищающие права жителей ВКЛ (феодалов, шляхты, мещан, селян, ремесленников, челяди, слуг) на рынке товаров, работ и услуг.

Проведем сравнительный анализ некоторых статей Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей" и артикулов Статута ВКЛ 1588 г.

Согласно статье 7 Закона продавец обязан предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о цене. В Статуте мы тоже находим информацию о цене. Так, артикул 1 гласит: "А цена табуну княжескому, панскому и земянскому такая должна быть: за жеребца — восемь коп грошей, за кобылу — четыре копы грошей…" В артикуле 5 говорится о цене на лошадей рабочих доморощенных: "За коня или кобылу — две копы грошей, за годовалого жеребенка — копа грошей…" Из артикула 6 мы узнаем, что вол стоит две копы грошей, бык стадный – полторы копы грошей, корова — сто грошей, свинья — 20 грошей, овца — 15 грошей… Артикул 7 определяет цену домашней птицы, например, курица — 3 гроша, утка — два гроша, голубь — грош, павлин и лебедь – по три копы грошей… В артикуле 8 приводится цена птиц, выращенных на охотничий промысел, например, кречет красный — 5 руб. грошей, сокол — руб. грошей, ястреб сарыч по 2 копы грошей… Артикул 9 устанавливает цену на хлеб, сено и огородные культуры, а именно: ржи копна и пшеницы по 20 грошей, бочка ржи и копна льна по 24 гроша, овса копна — 8 грошей…В артикуле 10 определяется цена домашних съестных припасов, например, за полоть мяса — 20 грошей, за сало — 15 грошей, за кринку масла — копу грошей, за кринку меда — копу грошей… В артикуле 11 приводится цена вещей домашнего рукоделия, служащих для одежды и прочих. В артикуле 12 фиксируется цена собак (за цепного домашнего пса три копы грошей, за легавую — 2 копы грошей и др.), в артикуле 2 дана цена диких зверей, в артикуле 14 — цена пчел.

В Статуте в разделе 3, артикуле 36, "О мерах и локтях, чтобы были равные и цена напиткам и продуктам питания была установлена врядовым замковым" мы снова находим нормы защиты потребительских прав, а именно: "…в каждом городе… местечках…ВКЛ… и в домах гостиничных, по дорогам, в торговые и неторговые дни зерно всякое продаваться должно мерой одинаковой, равной, то есть чтобы бочка, в которой должно быть четыре корца меры краковской ровных без верха и без встряхивания, но выровненных, которая мера должна быть вымеряна в Вильне от вряда пана воеводы виленского замкового…" В этой статье предусматривается и ответственность за нарушение этой нормы: "А кто бы из подданных наших… осмелился не считаться с этим и иные меры устанавливать и их употреблять… должны отвечать и при доказанности по праву, обязаны будут уплатить заруку (денежное возмещение) 12 коп грошей, которых половина должны быть тому вряду нашему, перед которым будет рассматриваться то дело, а вторая половина потерпевшему". "Если по разрешению или недосмотру самого вряда таковой вред по праву виновным был бы признан, сам такой же ответственности подлежать должен…которой штрафа половина в казну нашу земскую, а вторая половина потерпевшему должна быть уплачена". Согласно артикулу 36 Статута врядники своими постановлениями устанавливали меру, цену напитков (вина, пива, водки), меда и иных пищевых продуктов. Эта норма феодального права по сути своей созвучна пункту 3 статьи 16 и пункту 4 статьи 7 Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей", где говорится, что в случае приобретения товаров, не обладающих необходимыми для потребителя свойствами, в том числе и соответствия веса, меры, цены приобретаемых товаров, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков17.

Норма права (разд. 14, арт. 4, Статута) регулирует городской порядок в час ярмарок, торгов, праздников и направлена на развитие феодальных отношений, тем самым обеспечивая защиту прав потребителей и продавцов. В артикуле 33 речь идет о защите прав потребителей пива в корчмах (производство в корчмах пива без специального письменного разрешения запрещалось, подразумевая, что качество пива выше у производителя, осуществляющего свою деятельность на основании разрешения). Здесь же определялась награда тем, кто помогал выявить незаконные (тайные) "пітные" дома, и предусматривалась ответственность за нарушение этой нормы права.

В разделе 9 артикулы 19, 20, 21 регулируют защиту прав потребителей общего леса, реки, запруды, сенокосного луга и др.

В разделе 11, артикулах 41, 42, предусматривается ответственность хозяина дома за безопасность своих гостей, т. е. фиксируется защита прав потребителей услуг домовладельцев.

О защите прав пользователей дорог гласит артикул 32 (разд. 9): "Устанавливаем, что большие дороги, гостинцы должны быть по стародавнему обычаю такой ширины, чтобы на полтора прута быть могли. А повозка порожняя должна уступать повозке груженной, пеший — конному, конный — повозке. А в том случае, если бы дорога узкая была, как на мостах и иных неудобных местах, а дело было бы зимой, когда снег бывает большой, должны, повстречавшись, дорогу наполовину делить, а один другого сталкивать с дороги не должны".

Статья 4 Закона "О защите прав потребителей" устанавливает право потребителя на обращение в суд и другие уполномоченные органы за защитой нарушенных прав или охраняемых законом интересов. В разделе 3, артикулах 38—44, Статута ВКЛ 1588 г. для жителей ВКЛ также устанавливается право на судебную защиту: "Чтобы суд... сроков не откладывая, желая то иметь, чтобы справедливость без задержки каждому обиженному обеспечивалась..."

Защита прав потребителей (пользователей) водных путей нашла отражение в разделе 1, артикул 31: норма, вызванная необходимостью поддерживать в чистом состоянии государственные водные пути. В этом же разделе, артикул 17, речь идет о фальшивомонетничестве, являвшемся тяжелым государственным преступлением, за которое предусматривалась смертная казнь. Эта высшая мера наказания и была средством защиты прав пользователей (потребителей) монет, ювелирных изделий.

Артикулы 7, 8, 24 раздела 7 направлены на защиту прав держателей (пользователей) ценных бумаг.

Проанализировав нормы права Статута ВКЛ 1588 г. и статей Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей", особенно статьи 4 Закона, можно констатировать, что каждое положение Закона перекликается с артикулами Статута ВКЛ 1588 г. Мы убеждаемся в том, что жители Великого княжества Литовского конца XVI в. имели те же права, что и современные потребители: право на государственную защиту своих интересов, право на надлежащее качество товаров, право на безопасность, право на информацию о товаре, право на возмещение ущерба, право на обращение в суд и др. Следовательно, в непревзойденном источнике феодального права — Статуте ВКЛ 1588 г. ясно очерчен институт потребительского права (содержатся правовые нормы, предусматривающие защиту прав потребителей).

В настоящее время ощущается заметное влияние консьюмеризма на белорусский рынок товаров, работ и услуг. Большое количество товаров, поступающих в продажу, стали подлежать обязательной сертификации, а значит, проходить контроль по критериям безопасности для жизни и здоровья потребителей. Повышается внимание производителей к экологическим аспектам товаров, работ и услуг, упрощается доступ к информации о товарах, производителях, продавцах, вводятся спецкурсы по основам потребительских знаний в учебных заведениях… В нынешнем году День потребителя — 15 марта впервые официально признан праздником в Беларуси на основании Указа Президента Республики Беларусь № 35 от 2 февраля 2000 г. о внесении дополнений и изменений в Указ Президента № 157 от 2 марта 1998 г. "О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь". Это свидетельствует о том, что проблема защиты прав потребителей продолжает находиться под пристальным вниманием государства, оставаясь одной из самых актуальных и злободневных проблем современности. В настоящее время в республике проводится работа по созданию новой редакции Закона "О защите прав потребителей". В проекте Закона уже расширен спектр прав потребителей, детализируется поведение потребителя на рынке товаров, работ, услуг и предусматривается более эффективный механизм защиты прав потребителей с учетом мирового опыта. С принятием новой редакции Закона у белорусских потребителей появится возможность более полно реализовать свои основополагающие права и законные интересы. Пусть пока медленно, но Республика Беларусь идет по пути формирования цивилизованной правовой среды консьюмеризма.

Современный этап развития движения в защиту прав потребителей в нашей стране характеризуется следующими отличительными чертами. Во-первых, консьюмеризм появился в нашей стране значительно позже, чем в США и странах Западной Европы, что обуславливает его отставание по уровню и масштабу своего развития. Во-вторых, к основным направлениям деятельности государства в сфере защиты прав потребителей относятся: разработка и внедрение программ потребительского просвещения; принятие мер по предотвращению деятельности недобросовестных хозяйствующих субъектов и попадания некачественных товаров на отечественный рынок; обеспечение потребительского сообщества оперативной и достоверной информацией о товарах (работах, услугах) и изготовителях (продавцах, исполнителях); совершенствование законодательства в сфере интернет-торговли. В-третьих, устанавливая, что потребитель является одной из наиболее уязвимых групп субъектов гражданских правоотношений, национальное законодательство предоставляет ему повышенные права и гарантии по сравнению с законодательством стран ближнего зарубежья. В частности, гарантийный срок на товар, производимый за пределами Республики Беларусь, должен быть не менее гарантийного срока, предусмотренного законодательством Республики Беларусь для аналогичных товаров, производимых на территории нашего государства. Если же изготовителем товара, производимого за пределами Беларуси, установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок, предусмотренный национальным законодательством для аналогичных товаров, производимых на территории Республики Беларусь, то поставщик обязан установить на такой товар гарантийный срок, предусмотренный национальным законодательством. Следовательно, потребители, покупающие отечественные и иностранные товары, оказываются в равных условиях. Новеллой действующего законодательства, устанавливающей дополнительные гарантии для потребителя, является норма о том, что деятельность по защите прав потребителей осуществляется общественными объединениями на безвозмездной основе, а расходы этих объединений будут возмещаться изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем и т. д.) после удовлетворения претензии либо принятия судом решения в пользу потребителя.

Таким образом, осмысление современного уровня развития консьюмеризма в Республике Беларусь имеет важное значение в рамках дальнейшего совершенствования законодательства в области защиты прав потребителей. Кроме того, оно позволит создать успешно функционирующую систему потребительских прав и гарантий, что имеет существенное практическое значение для государства, прежде всего с социальной точки зрения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: