Методы оценки конкурентоспособности




Расчетное задание по дисциплине «Управление конкурентоспособностью»

 

Для выполнения задания студент должен самостоятельно выбрать товар на рынке, а также товар-образец и сравнить их применив дифференциальный и комплексный методы оценки конкурентоспособности.

 

Методы оценки конкурентоспособности

 

Оценка производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения.

Сравнение проводится по группам технических и экономических параметров.

При оценке используются дифференциальный и комплексный методы оценки.

Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности. Он основан на использовании единичных параметров анализируемой продукции и базы сравнения и их сопоставлении.

Результат оценки:

достигнут ли уровень в целом;

по каким параметрам он не достигнут;

какие из параметров наиболее сильно отличаются от базовых.

Если за базу оценки принимается потребность, расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле:

gi = (і = 1,2,3,…,n), (1)

где gi - единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

Рi - величина i-го параметра для анализируемой продукции;

Рio - величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;

n - количество параметров.

Анализ результатов оценки:

при оценке по нормативным параметрам единичный показатель может принимать только два значения - 1 или 0. Если анализируемая продукция соответствует обязательным нормам и стандартам, показатель равен 1, если параметр продукции в нормы и стандарты не укладывается, то показатель равен 0;

при оценке по техническим и экономическим параметрам единичный показатель может быть больше или равен единице, если базовые значения параметров установлены нормативно-технической документацией, специальными условиями, заказами, договорами;

Если анализируемая продукция имеет параметр, значение которого превышает потребности покупателя, обусловленные характером использования (эксплуатации) этой продукции, социальными условиями, традициями, физиологическими особенностями, то указанное повышение не будет оцениваться потребителем как преимущество и единичный показатель по данному параметру не может иметь значения больше 100% и при расчетах должна использоваться минимальная из двух величин - 100% или фактически значение этого показателя.

Если за базу оценки принимается образец, расчет единичного показателя конкурентоспособности проводится по формуле:

gi = (і = 1,2,3,…,n), (2)

g i’ = (3)

 

где gi’, gi - единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру;

Рi - величина i-го параметра для анализируемой продукции;

Рio - величина i-го параметра для изделия, принятого за образец.

Анализ результатов оценки:

- из формул (2) и (3) выбирают ту, в которой росту единичного показателя соответствуют повышение конкурентоспособности (например, для оценки производительности - формула (2), а для удельного расхода топлива - формула (3);

- если технические параметры продукции не имеют физической меры
(например: комфортность, внешний вид, соответствие моде), для придания
этимпараметрам количественных характеристик необходимо использовать
экспертные методы оценки в баллах.

Дифференциальный метод позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемой продукции или наличия у нее недостатков по сравнению с товаром - аналогом. Он может использоваться на всех этапах жизненного цикла продукции, особенно при ее сравнении с гипотетическим образцом. Он не учитывает влияние на предпочтение потребителя при выборе товара весомости каждого параметра.

Комплексный метод оценки конкурентоспособности. Основывается на применении комплексных (групповых, обобщенных и интегральных) показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции и образца.

1. Расчет группового показателя по нормативным параметрам производится по формуле:

(4)

где IНП - групповой показатель конкурентоспособности по нормативным параметрам;

gні - единичный показатель конкурентоспособности по i-му нормативному параметру, рассчитывается по формуле (1);

n - число нормативных параметров, подлежащих оценке.

Анализ результатов:

Если хотя бы один из единичных показателей равен 0 (то есть продукция по какому-либо параметру не соответствует обязательной норме), то групповой показатель также равен 0, что говорит о неконкурентоспособности данного товара на рассматриваемом рынке.

2. Расчет группового показателя по техническим параметрам (кроме нормативных) производится по формуле:

(5)

где IТП - групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

gi - единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру, рассчитывается по формулам (1), (2), (3);

аi - весомость i-го параметра в общем наборе из n технических параметров, характеризующих потребность;

n - число параметров, участвующих в оценке.

Анализ результатов:

а) полученный групповой показатель IТП характеризует степень
соответствия данного товара существующей потребности по всему набору
технических параметров, чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются
запросы потребителей;

б) основой для определения весомости каждого технического
параметра в общем наборе являются экспертные оценки, основанные на
результатах рыночных исследований, спросов потребителей, семинаров,
выставок образцов;

в) в случае трудностей, возникающих при проведении рыночных
исследований, а также в целях упрощения расчетов и проведения
ориентировочных оценок из технических параметров может быть выбрана
наиболее весомая группа или применен комплексный параметр - полезный
эффект, который в дальнейшем участвует в сравнении (для повышения
точности оценки необходимо учесть влияние на его величину
эргономических, эстетических и экологических параметров).

3. Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится на основе определения полных затрат потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) продукции по формуле:

(6)

где IЭП - групповой показатель по экономическим параметрам;

3, 30 - полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.

Полные затраты потребителя определяются по формуле:

3 = 3пр + (7)

где 3 - полные затраты потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) продукции;

3пр - единовременные затраты на приобретение продукции;
Сi - средние суммарные затраты на эксплуатацию продукции,
относящиеся к i-му году ее службы;

Т – срок службы;

i – год по порядку.

При этом, Сi = (8)

где СJ - эксплуатационные затраты по j-ой статье;

n - количество статей эксплуатационных затрат.

В том случае, если продукция может быть продана после эксплуатации, полные затраты должны быть уменьшены на величину выручки за нее (соответственно показатель для данной статьи вводится в формулу со знаком минус).

4. Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле:

Формулы (6) и (7) не учитывают приведение эксплуатационных затрат к расчетному году.

В случае необходимости приведения эксплуатационных затрат к расчетному году формулы (6) и (7) принимают вид:

(9)

Соответственно подсчет группового показателя по экономическим параметрампроводится по формуле:

(10)

где ІЭП - групповой показатель по экономическим параметрам;

3, З0 - единовременные затраты на приобретение соответственно анализируемой продукции и образца;

Сі, Соі - суммарные затраты на эксплуатацию или потребление соответственно анализируемой продукции и образца в і-ом году;

Т - срок службы товара;

і - коэффициент приведения эксплуатационных затрат к расчетному году.

Величина срока службы для изделий промышленного назначения принимается равной амортизационному периоду. Для продукции потребительского назначения оценка срока службы должна проводится на основе сведений о фактических сроках службы аналогичных изделий, а также скорости морального старения товаров данного класса.

Расчет интегрального показателя конкурентоспособности производится по формуле:

(11)

где К – интегральный показатель конкурентоспособности анализируемой продукции по отношению к изделию-образцу;

Анализ результатов. По смыслу показатель К отражает различие между сравниваемой продукцией в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по приобретению и потреблению изделия.

Если К<1, то проигрывает, а если K>1, то превосходит, при равной конкурентоспособности К=1.

Если анализ проводится по нескольким образцам, интегральный показатель конкурентоспособности продукции по выбранной группе аналогов может быть рассчитан как сумма средневзвешенных показателей по каждому отдельному образцу:

(12)

где Кср – интегральный показатель конкурентоспособности продукции относительно группы образцов;

Кi – показатель конкурентоспособности относительно i-го образца;

Ri – весомость i-го образца в группе аналогов;

Ni – количество аналогов.

Смешанный метод оценки представляет собой сочетание дифференциального и комплексного методов. При смешанном методе оценки конкурентоспособности используется часть параметров рассчитанных дифференциальным методом и часть параметров рассчитанных комплексным методом.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: