Иногда выделяют еще быстроту начала движений - резкость и точность движений во времени.




Факторы, определяющие быстроту:

1. лабильность нервно-мышечного аппарата,

2. возбу­димость, подвижность нервных процессов,

3. композиция мышцы,

4. содержание АТФ и КрФ (т.к. быстрота обеспечивается в основном анаэробными механизмами энергообеспечения, то вклад анаэробных реакций составляет до 95-98%,).

Между скоростью целостного движения и проявлениями быстроты нет корреляции. Скорость - это всегда комплексное двигательное качество, так как в движении присутствует силовой компонент.

Резервы быстроты и механизмы ее совершенствования заключаются в следующем:

- повышается возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата;

- укорачивается время проведения через синапсы (выброс и диффузия медиатора, скорость деполяризации постсинаптической мембраны);

- увеличивается скорость распространения процесса возбуждения по нерв­ным и мышечным волокнам;

- увеличивается скорость перехода возбуждения в сокращающиеся мышцы;

- увеличивается скорость укорочения мышечных волокон;

- увеличивается скорость расслабления мышечных волокон;

- ускоряется распад и ресинтез АТФ;

- укорачивается время "центральной задержки".

Методами измерения быстроты являются: реакциометрия, хронорефлексометрия, определение реакции на движущийся объект (РДО), темпинг-тест и др.

Тренировка быстроты: расчленённый метод (аналитическая тренировка по элементам); сенсорный метод (тренировка способности различать микроинтервалы времени на принципах биологической обратной связи); сложные реакции (реакция на движущийся объёкт – РДО, реакция с выбором).

Точность РДО совершенствуется вместе с быстротой – увеличивается скорость переработки информации, развивается экстраполяция. Реакция выбора предусматривает выбор нужного действия (атаки, контратаки и др.).

Возрастные особенности развития быстроты. С возрастом время двигательной реакции (ВДР) существенно меняется. В 2-3 года оно составляет 0,54-0,84 с, в 5-7 лет - 0,3-0,4 с. В последующие годы ВДР укорачивается и приближается к показателям взрослых.

Частота движений у детей, как и скорость реакции в различных звеньях тела, неодинакова. Высокий темп движений характерен для кисти (в лучезапястном суставе), низкий - для голеностопного сустава. С возрастом максимальный темп движений увеличивается. Наибольший прирост отмечается в 4 - 9 лет. В последующие годы прирост частоты движений снижается, а после 15 лет почти прекращается. Наибольший прирост быстроты в результате трени­ровки наблюдается у детей от 9 до 12 лет, а максимальные значения достигают­ся в 14-15 лет.

 

Физиологическая характеристика СКОРОСТНО-СИЛОВЫх КАЧЕСТВ

Скоростно-силовые движения (взрывные) характеризуются достижением максимальной силы в наименьшее время.

Скоростно-силовой индекс (J) выражается следующей формулой:

J = F max / t max

В качестве физиологических особенностей взрывного усилия выделяют:

· максимальную синхронизацию работы ДЕ,

· отсутствие напряжения в мышцах-антагонистах,

· высокую скорость распада и ресинтеза АТФ,

· оптимальную час­тоту разрядов мотонейронов.

Скоростно-силовые качества (ССК) зависят от совершенствования тех­ники движений и скорости нарастания напряжения отдельных мышц и их соче­тания.

При развитии ССК решаются две основные задачи: повышение потенциала скоростно-силовых возможностей и развитие способности к реализации этих способностей.

Ловкость и гибкость

 

Что можно понимать под ловкостью? Н.А.Бернштейн (1935;1947;1960); А.Д.Новиков (1949); Н.Г, Озолин (1949); В.С.Фарфель (1959); Л.П.Матвеев (1959) считали, что ловкость это всякое произвольное движение, направленное на решение какой-либо конкретной задачи (прыгнуть как можно выше, поймать мяч, поднять штангу и т.п.). Сложность двигательной задачи определяется многими причинами, в частности требованиями к согласованности одновременно им последовательно выполняемых движений. В.М.Зациорский (1970) считает, что первым мерилом ловкости является координационная сложность двигательных действий. Мы видим, что ловкость - это сложное, комплексное качество, не имеющее единого критерия для оценки. В каждом отдельном случае (в зависимости от условий) необходимо выбирать тот или иной измеритель.

В настоящее время считают, что ловкость – это способность овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Измерителями ловкости являются:

1. координационная сложность движе­ния;

2. точность его выполнения (точность пространственных, временных силовых характеристик движения);

3. высокая экономичность движений (КПД);

4. время выполнения движений (время, необходимое для овладения движением, или время от момента изменения обстановки до ответного движения).

Физиологическими и психологическими основами ловкости являются:

1. запас двигательных навыков (двигательный опыт, двигательные условные реф­лексы);

2. быстрота и точность сложных двигательных реакций;

3. совершенствова­ние функций двигательного анализатора (точность ощущений и восприятие собственных движений);

4. психологическая особенность ловкости - полноценное восприятие собственных движений и окружающей обстановки (быстрота и точность сложных двигательных реакций).

Основами развития ловкости являются следующие процессы:

1. овладение новыми движениями, что позволяет увеличить запас двигательных навыков;

2. повышение координационной сложности осваиваемых движений с учетом точ­ности, согласования движений, реакции на изменение двигательной обстановки в процессе ОФП и СФП;

3. тренировка быстрой и полной восстанавливаемости;

4. тренировка чувства пространства (дифференцировочное торможение), чувства времени.

Гибкость (Г) - способность выполнять движения с максимальной амплитудой движений (это измеритель гибкости).

Существует два вида гибкости: активная и пассивная (АГ и ПГ). АГ проявляется в амплитуде движений за счет мышц, обеспечивающих движения в суставе (например, "ласточка"). ПГ проявляется в повышении амплитуды движений за счет внешних сил.

Гибкость зависит от:

1. эластичности мышц, связок;

2. снижения возбудимо­сти растягиваемых мышц (что определяется состоянием ЦНС, так как при этом должен тормозиться врожденный миотатический рефлекс);

3. внешней темпера­туры воздуха;

4. возраста;

5. суточной периодики.

Для воспитания гибкости используются 2 группы упражнений. Активные выполняются за счет сокращения мышц (сюда включаются простые движения - наклоны вперед, выпрямление, пружинистые движения, маховые движения). Пассивные движения - это самозахват с внешней помощью, стати­ческие упражнения.

В последние годы разработана система «стретчинг» - модернизированная система растягивания и повышения потенциала гибкости.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: