С институциональных позиций валютный рынок представляет собой совокупность кредитно-финансовых учреждений, через которые совершается рыночное движение валюты между его участниками в зависимости от спроса и предложения на нее.
Институциональная структура валютного рынка представляет собой функционирующую систему институтов, важными из которых являются: уполномоченные банки, биржи и другие финансовые институты. Валютный рынок представляет собой преимущественно межбанковский рынок. Поэтому в качестве основных действующих лиц, прежде всего, выступают банки и другие финансовые учреждения, которые составляют первую группу его участников. Они могут осуществлять операции как в собственных целях, так и в интересах своей клиентуры. При этом участники могут работать на рынке, вступая в прямой контакт друг с другом, либо действовать через посредников. В этой категории, прежде всего, выделяют коммерческие банки; особое место в ней занимает Центральный Банк России.
Кроме того, значительную роль играют различные финансовые учреждения, такие как финансовые филиалы крупных промышленно-финансовых групп. Масштабы их деятельности на валютном рынке возрастают, особенно быстро они росли в последние пять лет.
Теоретически, как считают западные эксперты, в своей деятельности коммерческие банки не ставят своей целью участвовать в спекулятивных сделках [5, с. 38]. На практике складывается иная ситуация. Масштабы спекулятивных сделок, осуществляемых по инициативе самих банков, незначительны в сравнении с подобными операциями, которые инициированы их клиентурой. Безусловно, коммерческие банки не могут полностью отказаться от такого рода сделок, так как это приносит банкам доход в виде комиссионных. Когда клиенты не находят на рынке необходимых банковских услуг, связанных с ведением валютных спекуляций, цена на такие услуги растет. Это стимулирует банки к участию в спекуляциях для получения более высоких доходов.
Наряду с сугубо спекулятивными операциями на валютном рынке осуществляется также валютный арбитраж. Это особый вид банковской деятельности, основанной на использовании различий в условиях, существующих на разных рынках, с целью извлечения прибыли. Он реализуется с помощью сложной валютной операции, в которой покупка или продажа какой-либо валюты сочетается с соответствующей контрсделкой, совершаемой впоследствии.
Из вышесказанного следует:
а) длинная позиция по валюте, курс которой растет, приносит прибыль;
б) длинная позиция по валюте, курс которой падает, приносит убытки;
в) короткая позиция по валюте, курс которой растет, приносит убытки;
г) короткая позиция по валюте, курс которой падает, приносит прибыль.
Валютная позиция изменяется всякий раз, когда банк проводит валютную операцию с контрагентом. Кроме изменения чистой длинной и короткой позиции, важно обращать внимание на характер этих операций – являются ли они коммерческими, гибридными, спекулятивными или нейтральные.
Таким образом, валютные операции банков можно разделить на четыре вида:
а) коммерческие операции, в ходе которых банк обслуживает клиента, и, как правило, в основе операций лежат товары и услуги;
б) спекулятивные операции, когда контрагентом является другой банк, и цель операции – скорректировать позицию в ожидании изменения обменного курса, в основе операции нет никаких товаров или услуг;
в) «гибридная» операция, когда банк совершает валютную операцию с целью обслуживания клиента, но не закрывает позицию в ожидании более высокой прибыли (благоприятное изменение обменного курса до закрытия позиции). Она начинается как коммерческая операция, но становиться спекулятивной, поскольку банк не закрывает позицию в ожидании более высокой прибыли;
г) нейтральные операции, которые не затрагивают собственные и привлеченные ресурсы банка, то есть купля продажа – валюты по поручению клиента и за его счет.
В международной банковской практике известны четыре способа организации банковского регулирования и надзора:
а) под эгидой Центрального Банка (Россия и многие другие страны);
б) ведущая роль принадлежит Правительству, как правило, в лице Министерства Финансов (Франция);
в) независимое агентство, несущее ответственность перед парламентом или президентом (Федеральное ведомство банковского надзора – Германия);
г) смешанный тип организации, (США – Федеральная Резервная система (ФРС), Федеральная Корпорация страхования депозитов (ФКСД), Контролер денежного обращения (КДО), Федеральный комитет открытого рынка (ФКОР);
4) степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти [27, с. 433–434].
Банковский надзор может быть двух видов: превентивный (прямой) и защитное регулирование (т.е. более либеральный). На практике преобладает сочетание методов того и другого вида [27, с. 446], структура которого представлена на рисунке 1.3.
|
Комбинированный банковский надзор, по нашему мнению, должен определяться следующими факторами: информированность, измерение, широта охвата, лимит, отчетность, гибкость, то есть сочетание элементов превентивного надзора и защитного регулирования.
Сегодня продолжаются споры о том, нужно ли регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков на валютном рынке. Эксперт по банковскому делу Джордж Бенстон считает, что «вероятно, пришло время осознать, что финансовые институты являются просто предприятиями и специального регулирования требуют только некоторые аспекты их деятельности» [37, с. 29]. Нельзя не согласиться с этим высказыванием, так как сам процесс регулирования и надзора требует немалых денег, снижает эффективность производственного процесса и ограничивает конкуренцию [14, с. 9]. Современная информационная технология позволяет покупателям и продавцам финансовых услуг торговать ими, невзирая на разделяющие расстояния. Кроме того, до сих пор практически отсутствуют данные, которые подтверждали бы наличие эффекта масштаба в банковском деле, поэтому его нельзя считать настоящей монополией.