Постановка проблемы и обоснование путей ее решения




В настоящий момент на кафедре управления образованием факультета психологии ТГУ в организацию производственной практики вовлечены студенты, преподаватели и работодатели.

Студент и организация взаимодействуют посредством стажировок, практик, конкурсов от работодателей, проектов и др. Существует несколько способов организации таких видов взаимодействия. Чаще всего на факультете или кафедре есть сотрудник, отвечающий за организацию практик, стажировок и др. Но так как объем работы слишком большой, должен быть выполнен в короткие сроки, очень сложно учесть все пожелания студентов, организаций, соответствие места практики научным интересам студента и его научного руководителя. Бывает, что на практику рекомендуют «по знакомству» либо в организацию родителей студента. Тут есть как плюсы, так и минусы.

Также организация может размещать объявления о конкурсах и приглашения на практику или стажировку непосредственно в университете, в интернете на различных молодежных и студенческих форумах; устраивать специальные мероприятия в университете; пользоваться услугами «амбассадора»[1] и др. Такой способ позволяет привлечь в организацию действительно заинтересованных и активных студентов. А студенты могут сами выбирать заинтересовавшие их компании. Но и здесь могут возникнуть следующие препятствия для взаимодействия: объявления могут быть случайно пропущены; студенты могут упустить информацию о мероприятиях, либо мероприятия могут проходить в то время, которое некоторым не подходит и др.

Взаимодействие организации и преподавателя требует наибольшего внимания. Преподаватель должен иметь представления о тех организациях, где наиболее возможно провести исследование студента, развить его компетенции, чтобы дать совет при выборе места практики. Бывает, что задания преподавателя кажутся студенту невыполнимыми в конкретной организации. Если студент не понимает заданий, то и работодатель тоже порой не может понять, в чем необходимость того или иного исследования студента и страшится выдавать какую-либо информацию. Также часто возникает ситуация, когда студент, приходя с практики, резко решает поменять тему своего исследования, хотя уже может быть проделана огромная работа.

По результатам исследования коммуникации между студентом и преподавателем также выстроены неэффективно. Причиной этого является недостаточная информированность преподавателя и студента об особенностях и возможностях практики.

Как мы видим, проблемные стороны этого треугольника – это взаимодействие между организацией и преподавателем, организацией и студентом, студентом и преподавателем. Таким образом, возникает необходимость в разработке нового инструмента взаимодействия между этими субъектами.

Наиболее удобным и наименее затратным вариантом организации пространства, связывающего воедино трех заинтересованных субъектов может явиться интернет-ресурс, содержащий в себе электронную базу данных. Этот вебсайт будет вмещать в себя информацию по каждому студенту, обучающемуся по специальности «Управление персоналом», данные об организациях, заинтересованных в услугах студента, а также прочие данные и материалы, которые могут способствовать улучшению взаимодействия студентов, организаций и образовательного учреждения. Таким образом, создание такого электронного ресурса:

- позволит автоматизировать процесс поиска студентами практики;

- значительно сэкономит время поиска студентами организаций и организациями студентов;

- предоставит организациям фактическое право выбора студентов, приходящих к ним;

- создаст возможность для рефлексии пройденных практик;

- создаст возможность для организации взаимодействия сторон, выходящего за пределы производственной практики.

Предполагаемая структура интернет-ресурса:

1. База данных студентов. Каждый студент специальности будет иметь персональную страницу, содержащую информацию по нему (научные интересы, достижения, реквизиты для связи и пр.). При надобности организации смогут выбирать из этой базы данных и направлять студенту предложение о прохождении в этой организации производственной практики.

2. База данных организаций г. Томска, городов Томской области и прилежащих областей. Организации будут в свободном порядке регистрироваться в качестве соискателя студентов на практику, и каждая из них будут иметь личную страницу («визитную карточку»), которая будет содержать описание этой организации и реквизиты для связи. Студенты, в свою очередь, тоже смогут подавать прошение о прохождении практики в понравившейся им организации.

3. Площадка для мнений и отзывов по практикам. Здесь студенты, представители организаций и университета смогут делиться мнениями по пройденным практикам, высказывать впечатления о конкретных организациях и студентах, оставлять различные рекомендации. Организована как свободный форум, где каждый зарегистрированный пользователь может создавать свою тему-топик и оставлять комментарии к уже созданным темам.

4. Раздел заданий организаций. В данном разделе организации будут оставлять выходящие за рамки производственной практики задания, в которых они бы хотели воспользоваться помощью студентов. Организации будут иметь право выбора из числа откликнувшихся на работу студентов.

5. Раздел работ студентов. Исследования, проекты и прочие направления работы студентов могут быть расположены в этом разделе.

6. Информационный раздел для студента. В данном разделе будут располагаться различного рода материалы и данные, которые будут публиковать преподаватели. Примеры материалов: список наиболее востребованных для практики компетенций, рекомендации по написанию исследовательских работ.

Перспективы развития проекта:

1. расширение баз данных студентов на весь университет;

2. расширение базы данных организаций (включая иногородние организации);

3. расширение возможностей вебсайта;

4. создание прочих инструментов взаимодействия.

Этапы реализации:

1. подготовительный: детальное проектирование структуры сайта и его технической основы (платформы);

2. написание сайта, назначение ответственных лиц;

3. регистрация студентов, заполнение информации;

4. PR среди организаций и внутри университета.

 

 

 

Заключение

Подводя итоги, обозначим наиболее важные выводы, сделанные нами в ходе исследования, а так же рассмотрим перспективы развития проекта.

Были тщательно изучены все три блока заявленной схемы (см. схема 1), а также характер их взаимодействия. На основе данного исследования был сделан вывод, что проблема взаимодействия студентов, преподавателей и работодателей действительно существует, носит весьма серьезный характер и уже давно требует решения.

Наш проект задуман, в первую очередь, как инструмент для решения поставленной проблемы, однако, в глобальном смысле, он может помочь перестроить вообще структуру взаимодействия студентов, преподавателей и работодателей, а так же стать первым шагом к выходу в сквозное образовательное пространство.

Особенностью данной виртуальной площадки является то, что наряду с общими требованиями, работодатель задает своего рода планку для студентов, которая позволяет им конструктивно подойти к процессу приобретения необходимых компетенций во время учебы. Студент сам выбирает пути достижения необходимого уровня навыков, и преподаватель способствует в этом студенту: подбирает необходимые курсы для него, помогает разработать индивидуальный курс обучения, который будет дополнять вузовскую программу и т.д.

Любой студент становится выпускником и уже обладает определенным набором предложений от работодателей, а так же имеет при этом некоторый опыт, который он наработал за время участия в проекте.

Для студента данный сайт позволяет выстроить ясную и понятную логику обучения: он знает, к чему стремиться и знает, чего ему не хватает. Если не знает, то преподаватели ему подскажут, а работодатели являются для него ориентирами и задают те самые критерии обучения.

Подобная виртуальная площадка для взаимодействия с организациями позволит получить на выходе выпускника, который имеет практический опыт, а, следовательно, востребован на рынке труда. Это позволяет вырваться из порочного круга: «нет опыта, так как не берут на работу и не берут на работу, так как нет опыта».

Жизнеспособность нашего проекта вообще и сайта в частности обусловлена, в первую очередь, тем, что Томск – город студентов и один из крупнейших инновационных центров в России. Показатели по количеству компьютеров на душу населения и пользователей сети Интернет в Томске на порядок выше, чем в соседних регионах и в целом по России. Причем большинство этих пользователей именно студенты, что является некоторым гарантом того, что сайт будет успешен и жизнеспособен. Не говоря уже о том, что огромное количество студентов предпочтет быть избавленным от посещения различных центров по трудоустройству и кадровых агентств, рассылки резюме, собеседований и прочих неудобств, сопряженных с поиском работы.

Прежде в университетах города Томска не существовало подобной системы. Предложенная нами виртуальная площадка будет не только необходимой и востребованной, но и первой в своем роде на территории Западной Сибири. На данный момент мы планируем осуществление проекта только в рамках специальности «Управление персоналом», однако, если сайт докажет свою успешность и жизнеспособность, мы планируем вывести его на уровень факультета и даже всего университета.

Кроме того, предполагается, что проект будет развиваться не только экстенсивно. Данный сайт станет площадкой для коммуникации студентов, преподавателей и работодателей не только по поводу практики и трудоустройства, но и окажет неоценимую помощь в подготовке и проведении различных мероприятий: конференций, форумов, семинаров, тренингов и т.д. Подобный интернет-ресурс поможет вывести эти мероприятия на новый уровень: значительно расширить круг участников и экспертов, ознакомиться с результатами в любое время и в любом месте более широкому кругу заинтересованных лиц и т.д.

Так же стоит отметить, что, по выражению бизнес-аналитиков и консультантов, не за горами те дни, когда на работу будут брать всех, потому что выбора не будет. Набор студентов в вузы нашего города с каждым годом существенно сокращается (по причине демографического кризиса 90-х годов). В такой ситуации несложно представить какого качества будет человеческий ресурс в организациях. И для работодателей уже сейчас имеет смысл позаботиться о подготовке новых кадров, что и поможет осуществить наш сайт.

 

 

Литература

 

  1. Буймов А., Буймов Б. Студенты как персонал: проблемы мотивации // Управление персоналом. – 2007. - № 12. – С.45-50.
  2. Прозументова Г.Н. Подготовка кадров для общего и инновационного образования в классическом университете: реконструкция и обобщение опыта // Классический университет – инновационные школы: стратегические перспективы взаимодействия. – Томск: Изд-во Томского гос. университета, 2008. – С.116-136.
  3. Переход к открытому образовательному пространству. Ч.2: Типологизация образовательных инноваций / Под. Ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: Из-во Томского гос. университета, 2009. – 448 с.

 


[1] студент, отвечающий за создание благоприятного имиджа работодателя в своем университете, пр. Unilever



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: