Общие подходы к оцениванию выполнения заданий с развёрнутым ответом




Требования к подготовке выпускников основной школы по географии подразумевают не только овладение суммой базовых знаний и умений, но и сформированность способности самостоятельного применения этих знаний и умений в практической деятельности и современной жизни. Сформированность данных умений может проверяться в контексте решения географических задач, требующих установить причинно-следственные и пространственные связи между объектами и явлениями географической оболочки; сделать прогноз возможных изменений компонентов природы в результате человеческой деятельности; дать обоснованную оценку природных условий и ресурсов с определенной целью; определить свойства географических объектов и явлений в зависимости от их положения в географическом пространстве на основе знаний о пространственных взаимосвязях.

Анализ опыта проведения ОГЭ и ЕГЭ по географии показал, что для проверки уровня овладения продуктивными видами деятельности, сформированности умений применять географические знания и умения в новых ситуациях, приближённых к жизненным, наиболее эффективными являются задания с развёрнутым ответом.

Географические задачи с развёрнутым ответом строятся на материале курса географии основной школы. Их решение требует применения умения анализировать географическую информацию, представленную в разных формах; знаний о взаимосвязях между компонентами природы, населением и его хозяйственной деятельностью; комплексных знаний о природе, населении и хозяйстве отдельных территорий.

В экзаменационной работе по географии используются следующие разновидности заданий с развёрнутым ответом.

1. Задания на объяснение географических особенностей территорий, природных и социальных объектов и явлений. В этих заданиях проверяется умение объяснять особенности природы или хозяйства территории или умение использовать знания о географических закономерностях и взаимосвязях для определения территории или объекта с заданными в условии свойствами путем логических рассуждений.

Задание 15 (пример 1)

 

Полуостров Кейп-Йорк (штат Квинсленд, северо-восток Австралии), охвачен сильнейшими за последние 50 лет наводнениями. В зоне затопления оказалась огромная территория. Наводнение затронуло много городов штата. Масштабы экономических потерь исчисляются миллиардами долларов. В это же время на юго-западе Австралии, где установилась сухая и жаркая погода, на территории в 2000 га бушуют лесные пожары.

 

В какое время года Южного полушария и почему ежегодно идут проливные дожди на полуострове Кейп-Йорк?

Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

 

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В ответе говорится о лете в Южном полушарии (декабрь–февраль) и о господстве влажных экваториальных воздушных масс. ИЛИ В ответе говорится о лете в Южном полушарии (декабрь–февраль) и о ветрах, дующих с Тихого океана, приносящих осадки. Примеры ответов:
  • Это субэкваториальный пояс. В феврале пояса атмосферного давления смещаются в Южное полушарие; на север, северо-восток Австралии приходят экваториальные воздушные массы. Идут дожди.
  • Полуостров находится в субэкваториальном поясе, а летом там действуют экваториальные воздушные массы. Жарко и дожди каждый день.
  • Это декабрь–февраль, так как экваториальные воздушные массы приносят ветры с океана.
 
В ответе говорится только о лете в Южном полушарии (декабрь–февраль) илитолько о господстве влажных экваториальных воздушных масс илитолько о ветрах, дующих с Тихого океана, приносящих осадки. Примеры ответов:
  • Дожди идут летом в Южном полушарии.
  • Приходят экваториальные воздушные массы. Они влажные, поэтому идут дожди.
  • Проливные дожди объясняются ветрами, дующими с Тихого океана.
 
В ответе ничего не говорится ни о лете в Южном полушарии (декабрь–февраль), ни о господстве влажных экваториальных воздушных масс, ни о ветрах, дующих с Тихого океана, приносящих осадки. Примеры ответов:
  • Там идёт много дождей, потому что воздух влажный.
  • Потому что в центре Австралии засуха.
 
Максимальный балл 2

 

 

Задание 15 (пример 2)

На Мутновском геотермальном месторождении были построены две геотермальные электростанции: Верхне-Мутновская ГеоЭС и Мутновская ГеоЭС. Суммарная мощность этих ГеоЭС составляет 62 МВт. Они расположены к северо-востоку от вулкана Мутновский на отметке 780 м от уровня моря в 116 км от Петропавловска-Камчатского. Развитие геотермальной энергетики – важная часть развития энергетики региона, где пока около 68% электроэнергии вырабатывается на мазутных ТЭЦ.

Какие экологические преимущества имеет геотермальная электростанция перед ТЭС, работающей на мазуте? Укажите два преимущества.

Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

 

 

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В ответе говорится о том, что геотермальная электростанция использует неисчерпаемый источник энергии и при работе ГеоЭС отсутствуют выбросы вредных веществ в атмосферу. Примеры ответов: · Геотермальная электростанция работает на термальных водах, которые нагреваются внутренней энергией Земли, для получения мазута используют нефть. И ТЭС выбрасывают в атмосферу вредные вещества, а ГеоЭС не загрязняют атмосферу. · ГеоЭС, в отличие от ТЭС, используют неисчерпаемый источник энергии, что сохраняет топливные ресурсы. ГеоЭС не загрязняют атмосферу выбросами, от которых идут кислотные дожди  
В ответе говорится только о том, что в ГеоЭС используют неисчерпаемый источник энергии или только о том, что при работе ГеоЭС отсутствуют выбросы вредных веществ в атмосферу. Примеры ответов: · Геотермальная энергия – природная энергия. · ТЭС загрязняют атмосферу, а ГеоЭС – нет. · Сохраняются топливные ресурсы  
В ответе не говорится ни о том, что геотермальная электростанция использует неисчерпаемый источник энергии, ни о том, что при работе ГеоЭС отсутствуют выбросы вредных веществ в атмосферу. Пример ответа: · ГеоЭС строят там, где вулканы  
Максимальный балл 2

Задание 23 (пример 3)

АО «Котласский ЦБК» – «Котласский целлюлозно-бумажный комби­нат» (юг Архангельской области, город Коряжма) – крупнейшее в России предприятие по комплексной безотходной химической переработке древесины хвойных и лиственных пород. Котласский ЦБК вырабатывает более миллион тонн целлюлозы разных видов, сотни тысяч тонн печатной и технической бумаги, картона, древесно-волокнистые плиты и другие виды продукции.

 

Объясните, какая особенность природно-ресурсной базы Архангельской области кроме хорошей обеспеченности водными ресурсами способствовала размещению в г. Коряжма целлюлозно-бумажного комбината. Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.

 

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В ответе говорится о хорошей обеспеченности лесными ресурсами. Примеры ответов: · Город Коряжма находится на реке Северная Двина, здесь много леса, еще есть тайга в соседних регионах. · кроме этого, город находится в лесу, значит есть сырье. · Город Коряжма обеспечен лесными ресурсами, так как находится на реке в таежной зоне.  
В ответе ничего не говорится о хорошей обеспеченности лесными ресурсами. Пример ответа: · Здесь имеются трудовые ресурсы, и это главный фактор для развития данного производства.  
Максимальный балл 1

 

В ответах на эти задания оцениваются полнота и правильность объяснения, которые определяются пониманием общих географических закономерностей; знанием географической специфики конкретной территории; умением применить данные знания для объяснения конкретных географических явлений.

2. Задания на определение (из нескольких предложенных) территории или объекта с заданными в условии географическими свойствами путем расчетов или логических рассуждений. В этих заданиях проверяется умение сравнить с помощью топографической карты пригодность территории для использования в заданных целях.

Задание 20 (пример 4)

 

Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования своего ответа приведите два довода.

Ответ запишите на отдельном листе или бланке, указав сначала номер задания.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В ответе говорится о том, что указанным требованиям больше всего отвечает участок 2, иприведено два обоснования, из которых очевидно, что учащийся может найти на карте шоссе, понимает различие в освещенности склонов северной и южной экспозиции и умеет определять их на карте. Примеры ответов: · Лучше всего выбрать участок 2. Он находится на южном склоне и расположен рядом с шоссе – удобно отвозить яблоки. · Самый подходящий – участок 2, он находится на лучше всего прогреваемом склоне южной экспозиции, и рядом с ним проходит шоссе.  
В ответе говорится о том, что больше всего подходит участок 2, и приведено одно обоснование, из которого очевидно, что учащийся может найти на карте шоссе или что он понимает различие в освещенности склонов северной и южной экспозиции и умеет определять их на карте. ИЛИ В ответе говорится том, что больше всего подходит участок 1 или 3, и приведено одно обоснование, из которого очевидно, или что учащийся может найти на карте шоссе или понимает различие в освещенности склонов северной и южной экспозиции и умеет определять их на карте. Примеры ответов: · Участок 2, потому что он находится рядом с дорогой. · Участок 1, потому что находится рядом с дорогой на склоне южной экспозиции. · Участок 3, потому что он находится на склоне, хорошо прогреваемом солнцем и защищенном лесом от северных ветров.  
В ответе назван участок 2 без обоснования или с неверным обоснованием. ИЛИ В ответе назван любой участок и приводится обоснование, из которого не следует, что учащийся может найти на карте шоссе, понимает различие в освещенности склонов северной и южной экспозиции и умеет определять их на карте. Примеры ответов: – Я думаю, это участок 2, потому что он ближе всего к югу. – Участок 1 лучше, он ближе всего к деревне. – С участка 1 неудобно возить урожай через реку, участок 3 закрыт лесом, значит, фермеру нужен участок 2.  
Максимальный балл  

В ответах на это задание оценивается не только полнота и правильность ответа, но и умение использовать географическую информацию, представленную в невербальной форме, для решения конкретной задачи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: