Блок 1. ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ




Серия 1. Уровень моторной реализации — 68,5 баллов (57,1%)

а) Звукопроизношение — 20 баллов.

б) Слоговая структура слова — 6 баллов.

скакалка — какалка (0,5 — упрощение структуры слога «ска» — пропуск согласного при стечении)

танкист — кан-тист (1 — послоговое воспроизведение, но слоговая структура слова не нарушена, пострадало звуковое оформление)

космонавт — коснонавт (1,5)

милиционер — милиционер (1,5)

сковорода — скорода (0 — пропуск слога «во»)

кинотеатр — киниятор (0 — пропуск слога «те» и вставка слога «тор»)

баскетбол — баспебол (0,5 — замена закрытого слога «кет» открытым слогом «пе»)

перепорхнуть — пере-порх-нутъ (1 — послоговое воспроизведение слова)

аквалангист — аквандист(0 — пропуск слога «лан» и изменение структуры слога «ва»)

термометр — теморитни (0 — вставка слога «рит», замена слога «метр» на «ни», замена закрытого слога «тер» на открытый «те»)

Звуковая структура слова — 6,5 баллов.

какалка — (1 — пропущен 1 звук)

кантист — (0,5 — взаимозамена 2 звуков)

коснонавт — (1 — замена 1 звука)

милиционер — (1,5)

скорода — (0,5 — пропуск 2 звуков)

киниятор — (0 — пропущены и заменены 5 звуков)

баспебол — (0,5 — 1 звук пропущен и 1 заменен)

перепорхнуть — (1,5)

аквандист — (0 — 2 звука пропущены и 1 заменен)

теморитни — (0 — 3 звука пропущены и 3 вставлены)

в) Оральный праксис и артикуляционная моторика — 19 баллов.

г) Повторение цепочек слогов — 17 баллов.

Серия 2. Словообразовательные навыки — 40 баллов (44,4%)

Серия 3. Грамматический строй — 87 баллов (58,0%)

а) Составление предложений по картинкам (I): 10 баллов — за грамматическое структурирование; 0 — за смысловые ошибки; 4 — за вербальные.

Так как каждая проба оценивается по трем критериям, то в скобках приводятся все три оценки в следующем порядке: первая — балл за грамматическое структурирование; вторая — штраф за смысловые ошибки; третья — штраф за лексические ошибки. Рядом с названием задания даются суммарные за все пробы оценки в том же порядке.

Мальчик моет руки. (3; 0; 0)

Девочка режет сосиску. (3; 0; 2 — за семантически близкую словесную замену)

Мальчик стучит гвозди. (1 — аграмматизм; О; 2)

Девочка и мальчик строят снеговика. (3; 0; 0)

Кошка из молока пьет. (0 — постпозиция глагола, параграмматизм; 0; 0)

б) Составление предложений по картинкам (II): 10; 0; 8.

Мальчики играют в футбол. (3; 0; 0) Мальчик побежал под дерево. (3; 0; 0)

Мальчик лезет по забор. (1 — неправильный выбор предлога, грамматическая ошибка; 0; 0)

Солнце грело, а потом туча ее закрыла. Солнце убегает под тучи. (1 — параграмматизм; 0; 4 — за две семантически близкие вербальные замены)

Тетя ковры затаскивает под кровать. (2 — неправильный порядок слов; 0; 4)

в) Составление предложений по картинкам (III): 12; 7; 6.

Дядя и тетя срубили елку и ее увозят. (?) Дрова... Сену вытаскивают (1 — грамматическая ошибка; 3 — смысловая неадекватность; 4 — за 2 вербальные замены)

Девочка дарит больной цветы. (3; 1 — смысловая неполнота; 0)

Мальчик уступает. (?) Бабушке место. (2 — пропуск членов предложения, использование помощи; 1 — смысловая неполнота; 0)

Доктор лечит бабушку. (3; 2 — смысловая неточность и неполнота; 2)

Мальчик хочет достать шар, а ему другой мальчик помогает, с лестницей. (3; 0; 0)

г) Повторение предложений: 11; 6; 8.

В саду было много красных яблок. — В саду было много красных яблок. (3; 0; 0)

Ранней весной затопило весь Наш луг. — Ранней весной затопило наш луг. (2 — пропуск слова «весь»; 0; 0)

Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. — Дети камкали коньки и делали снежную бабу. (2 — пропуск слов; 3 — смысловая неадекватность; 4 — в двух словах искажена звуковая структура с заменой звуков по звуковому или кинестетическому сходству).

Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно. — Коля сказал, что он не пойдет сегодня гулять, потому что холодно. (3; 0; 0).

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. — На зеленом лугу было озеро, где лошади спаслись. (1 — изменение синтаксической схемы предложения, пропуск и вставка слов; 3 — смысл предложения искажен; 4 — за одну вербальную парафазию и искажение звуковой структуры слова)

д) Составление предложений из слов в начальной форме: 11; 2; 5.

Доктор, лечить, дети — Доктор лечит детей. (3; 0; 0)

Сидеть, синичка, на, ветка — Сидит птичка на ветке. (2 — неправильный порядок слов; 0; 2)

Груша, бабушка, внучка, давать — Бабушка давала внучке яблоко. (1 — негрубый аграмматизм; 0; 2)

Миша, собака, небольшая, бросить, косточка — Миша бросил собачке маленькую косточку. (3; 0; 1 — замена на синоним)

Петя, купить, шар, мама, красный — Петя купил маме шар красный (2 — неправильный порядок слов; 2 — смысловая неточность; 0)

е) Верификация предложений: 6; 6; 2.

Собака вышла в будку. — Собака из вышла будки. (1 — ошибка выявлена, но исправлена с нарушением грамматических норм; 0; 2 — использование неологизма)

По морю плывут корабль. — По морю плывет карабль. (3; 0; 0)

Дом нарисован мальчик. — Дома нарисован мальчик. (1 — аграмматизм; 3 — смысловая неадекватность; 0)

Хорошо спится медведь под снегом. — (ошибку выявил, но исправить не смог — 1; 0; 0)

Над большим деревом была глубокая яма. — (ошибку не заметил — 0; 3 — ошибка, подлежащая исправлению, носит смысловой характер; 0).

ж) Вставка предлогов в предложение — 7 баллов.

з) Завершение предложений — 5; 2; 0.

и) Образование множественного числа существительных — 14 баллов.

Итоговые штрафные оценки за серию

Лексические ошибки — 30 штрафных очков (этот результат в пересчете на баллы по специальной шкале будет учтен при оценке номинативной функции речи).

Смысловые ошибки — 25 штрафных очков, что соответствует -10 баллам по шкале, приведенной в описании речевых проб и их оценки.

Ошибки, обусловленные трудностями фонематического восприятия: -15 баллов — за три ошибки: комкали, коньки, спаслись.

Серия 4. Связная речь — 70 баллов (58,3%)

а) Рассказ по серии картинок — 40 баллов.

Картинки раскладывал по наводящим вопросам.

Дядя ходил выбрасывать мусор. И вдруг пошел ветер. Пришел обратно грязный.

Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения — 10 баллов (смысл понят и передан адекватно, но при раскладывании картинок использовалась помощь).

Критерий программирования текста — 10 баллов (пропуск отдельных смысловых звеньев, отсутствие связующих элементов).

Критерий грамматического оформления — 10 баллов (рассказ оформлен грамматически правильно, но примитивно, в последнем предложении пропущено подлежащее).

Критерий лексического оформления — 10 баллов (одна вербальная замена).

б) Пересказ — 30 баллов.

Галка хотела из гезда вылететь и прилететь к ним. Перекрасилась в белый цвет, прилетела к другим, и потом ее.... Она закричала и ее выгнали. Прилетела она к своим, а ее не узнали и тоже выгнали.

Почему галку свои не узнали? — Она была белая.

Понравилась ли тебе галка? — Нет. Надо не краситься, а просто лететь к своим.

Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения — 5 баллов (неточное описание ситуации с буквальным пониманием скрытого смысла).

Критерий программирования текста — 10 баллов (пропуск отдельных смысловых звеньев).

Критерий грамматического оформления — 10 баллов (рассказ оформлен грамматически правильно, но имеются пропуски членов предложения).

Критерий лексического оформления — 5 баллов (неоднократные семантически близкие вербальные замены).

Штрафные и дополнительные оценки за серию

Стереотипность грамматического оформления — 0 баллов.

Штраф за вербальные ошибки — за 4 ошибки в двух текстах (-10 баллов).

Средняя длина текста — 23,5 слова, что соответствует 5 баллам.

Средняя длина синтагмы — 6,7 слова (в двух текстах содержится 47 слов и 7 синтагм).

Средний индекс прономинализации — 1,0 (в двух текстах насчитывается 6 существительных и 6 местоимений).

Серия 5. Номинативная функция речи — 69 баллов (57,5%)

а) Называние предметов — 33 балла.

сито — миска (?) крышка; (0 — далекая вербальная замена) лопата — совок (?)... (1 — близкая вербальная замена) свеча —... свечь (1 — искажение звукового состава слова) прищепка — (отказ — 0) кастрюля — сковородка (1 — близкая замена)

б) Называние действий — 36 баллов.

копает — лопата (0 — замена глагола существительным) рубит — срубает (1 — близкая замена) подметает — убирает (1 — близкая вербальная замена) трет — терет (1 — искажение звукового состава слова)

в) Словоупотребление — 22 штрафных очка за лексические ошибки в пробах на синтаксис, что при оценке словоупотребления соответствует 0 баллов.

Блок 2. ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ - 106 баллов (58,9%)

Серия 1. Понимание значений слов

а) Далеких по звучанию и значению названий предметов — 27 баллов.

б) Близких по звучанию названий предметов — 15 баллов.

коза — + (3 балла)

трава — + (3 балла)

бочка — + (3 балла)

дрова, коса — + (3 балла)

почка, миска — бочка, + (0 баллов)

трава, бочка — дрова, + (0 баллов)

мишка, точка — + + (3 балла)

точка, мишка, коса — мишка, точка, бочка, коса (0 баллов)

коза, дрова, почка — + +, точка (0 баллов)

трава, дочка, миска — миска, трава, почка, дочка (0 баллов)

в) Далеких по звучанию и значению названий действий — 27 баллов.

г) Близких по значению названий действий — 13 баллов.

ставит — кладет (0 баллов)

катит — + (3 балла)

несет — + (3 балла)

тянет, бросает — + + (3 балла)

крутит, несет — катит, + (0 баллов)

ведет, кладет — + + (3 балла)

держит, ставит, катит — ставит, катит, держит (1 — изменение порядка слов)

бросает, вешает, несет — тянет, держит (0 баллов)

кладет, ведет, тянет — кладет, вешает (0 баллов)

ставит, крутит, ведет — крутит, кладет (0 баллов)

Серия 2. Понимание сложных логико-грамматических конструкций — 9 баллов

Мужчину обрызгала женщина. — Наоборот (0 баллов)

Трактором перевозится машина. — + (3 балла)

Газету закрывает книга. — + (3)

Клеенка покрыта скатертью. — + (3)

Девочкой спасен мальчик. — Наоборот (0)

Мама перевозится дочкой. — Наоборот (0)

В ящике бочонок. — На ящике бочонок (0)

Ящик за бочонком. — Наоборот (0)

На бочонке ящик. — Наоборот (0)

Бочонок перед ящиком. — Наоборот (0)

Серия 3. Фонематическое восприятие — 15 баллов (50%)

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Серия 1. Языковой анализ — 17 баллов (56,6%)

Языковой анализ — 14 баллов.

Звуковой анализ — 3 балла.

Серия 2. Письмо — 30 баллов (66,6%)

Серия 3. Чтение — 10 баллов (22,2%)

Рис. 5. РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ ИГОРЯ С.

На этом и последующих рисунках верхняя кривая отражает среднегрупповую успешность нормы соответствующего возраста.

Подсчитаем индексы.

Передний индекс:

1) Оценка за самостоятельность и смысловую адекватность в рассказе — 10 баллов

2) Оценка за самостоятельность и смысловую адекватность в пересказе — 5 баллов

3) Штраф за смысловые ошибки в пробах на грамматический строй — (-10)

4) Балл за длину текста — 5

5) Балл за слоговую структуру слова — 6

6) Балл за грамматические пробы (б, в, г, д, е, ж, з, и) — 77

7) Балл за критерий программирования текста в рассказе — 10

8) Балл за критерий программирования текста в пересказе — 10

9) Балл за грамматическое оформление пересказа — 10

ПИ = 123 балла

Задний индекс:

1) Балл за звукопроизношение — 20 баллов

2) Балл за пробы на оральный праксис и артикуляционную моторику — 19

3) Балл за звуковую структуру слова — 6,5

4) Штраф за ошибки фонематического восприятия в грамматических пробах — (-15)

5) Балл за звуковой анализ — 3

6) Штраф за фонетические ошибки на письме — (—10)

7) Балл за называние предметов — 33

8) Балл за называние действий — 36

9) Балл за понимание названий предметов, близких по звучанию — 15

10) Балл за понимание логико-грамматических конструкций — 9

11) Штраф за вербальные замены в связной речи — (-10)

ЗИ = 106,5 балла

Подставим полученные значения в формулы:

(123 - 117,4):46,5 = 0,12

(106,5 - 155,6):37,8 -1,30

«Передние» функции, хоть и снижены, но оказываются более благополучными в сравнении с «задними». Их слабость проявляется в трудностях серийной организации при построении послоговой программы слова, в меньшей степени при грамматическом структурировании предложения и программировании связного высказывания. Об этом свидетельствует и невысокий показатель средней длины текста (23,5 слова, что соответствует 5 баллам).

«Задний» же показатель попадает в диапазон выраженной недостаточности. Внутри заднего индекса выстраивается следующая иерархия: меньше всего страдают операции лексического выбора, чуть хуже сформированы речевые кинестезии, еще хуже понимание логико-грамматических конструкций. Однако самым неблагополучным оказывается фонематическое восприятие. Об этом свидетельствуют только 50% успешности выполнения проб на понимание близких по значению названий предметов, всего 3 балла за задания на звуковой анализ, 10 из 15 штрафных баллов за фонетические ошибки на письме, максимальный штраф за ошибки фонематического восприятия в грамматических пробах. Из не вошедших в индекс параметров на «задние» трудности указывают низкий балл (50% успешности) за пробы на фонематический слух и довольно высокий индекс прономинализации (1,0). Таким образом, на основании приведенного анализа, можно говорить о наличии у мальчика системной речевой патологии с преобладанием «задних» трудностей.

Анализ результатов обследования Вадима М.

Проанализируем результаты выполнения методики учащимся 3-го класса Вадимом М., имеющим заключение о задержке психического развития. Суммарный балл за выполнение методики равен 470, что соответствует 52,2% успешности, т.е. II уровню. Итоговая успешность в данном случае почти такая же, как и в предыдущем, но структура нарушения существенно отличается. Промежуточные баллы за выполнение разделов, блоков и серий методики следующие.

УСТНАЯ РЕЧЬ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: