Использование технологии ручного труда с природным материалом с детьми старшего дошкольного возраста




.

Выполнила: студентка группы

очной (заочной) формы обучения

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

___________________________ (оценка)

 

 

Омск, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОГО ТРУДА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………

1.1 Проблема использования технологии ручного труда с детьми старшего дошкольного возраста в педагогической литературе……………..

1.2 Особенности технологии ручного труда с природным материалом с детьми старшего дошкольного возраста……………………………..

1.3 Педагогические условия работы с природным материалом детьми старшего дошкольного возраста………………………………

Выводы по первой главе …................................................................................18

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОГО ТРУДА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……

2.1. Педагогические технологии использования ручного труда с природным материалом с детьми старшего дошкольного возраста

2.2 Рекомендации для воспитателей по использованию ручного труда с природным материалом с природным материалом с детьми старшего дошкольного возраста …………………………………………………………..25

Вывод по второй главе…………………………………………………………..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….28

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………29

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема, которая исследуется в курсовой работе, представляется актуальной по следующим причинам. Через труд воспитываются нравственные, эстетические, познавательные качества детей. Ручной труд является средством всестороннего развития личности дошкольника.

Анализ педагогической и методической литературы показали, что проблема теоретического изучения и экспериментального исследования технологии использования ручного труда с природным материалом с детьми старшего дошкольного возраста очень актуальна. Несмотря на то, что в настоящее время имеется большое количество педагогической и научно-популярной литературы, предназначенной для родителей и педагогов по вопросам занятия детей ручным трудом, тем не менее, воспитатели ДОУ все еще в недостаточно полной мере используют ручной труд в работе с детьми.

Актуальность данной проблемы предопределили выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.

Цель исследования: выявить особенности технологии ручного труда с природным материалом с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить проблему технологии использования ручного труда с природным материалом с детьми старшего дошкольного возраста через анализ психолого-педагогической литературы.

2. Обосновать педагогические условия работы с природным материалом детьми старшего дошкольного возраста.

3. Разработатьрекомендации по использованию ручного труда с природным материалом с детьми старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: ручной труд дошкольников.

Предмет исследования: технологии ручного труда с природным материалом.

 

 

Структура курсовой работы: работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОГО ТРУДА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1.1 Проблема использования технологии ручного труда с детьми старшего дошкольного возраста в педагогической литературе

 

Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов.

Анализ педагогической литературы показал большое значение ручного труда в развитии детей дошкольного возраста. Пользу и важность ручного труда обосновывали такие великие педагоги, как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, М. Монтессори. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что в процессе труда лучше проявляется самоконтроль детей, когда ребенку удается сделать нужную вещь правильно, он испытывает большое удовлетворение [].

Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. Труд же детей не имеет такого значения. Но, как считает Р. Буре, результаты детского труда удовлетворяют потребности ребенка и это очень важно [].

Объективная оценка результатов труда ребенка почти невозможна. И это не главное, самое важное то, что дошкольник в процессе труда испытывает трудовое усилие, начинает осознавать его значение, направленность на удовлетворение своих потребностей самостоятельно, не пользуясь помощью взрослых. Его включение в труд всегда обеспечивается существенными для него мотивами, и, наконец, ребенок испытывает высокий эмоциональный подъем и радость от достигнутых результатов. Возникает, как считает Р. Буре, необходимость ввести понятие «субъективная значимость труда», то есть оценка результата не с точки зрения выполненного объема работы, а с учетом проявления заботливости, настойчивости, затраченных трудовых или волевых усилий. Таким образом, при оценке деятельности ребенка в большей мере следует обращать внимание на его отношение к делу, желание доставить радость окружающим, сделать что-то полезное для себя [].

Р. Буре полагает, что трудовое воспитание детей это мощное средство воспитания нравственно-волевых качеств, активности ума, формирования познавательных интересов, уважения к результатам труда, установления позитивных взаимоотношений между сверстниками [].

По мнению Я.3. Неверович, овладение ребенком орудиями труда позволяет добиваться изменений предмета деятельности, то есть получения продукта []. В процессе деятельности он овладевает трудовыми действиями, способами и порядком их выполнения, что оказывает влияние на развитие уверенности в своих силах, желание самостоятельно выполнять трудовые операции. Ребенок учится ставить цель и контролировать свои действия [].

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осваивать ручной труд. Его содержание разнообразно, включая виды ручного труда, навыками которого ребенок научился в семье. В каждом конкретном детском саду организован свой, наиболее предпочитаемый, ручной, труд. Это изготовление изделий из природного материала: из желудей, каштанов, предметов из бросового материала (катушек, картона) и другое.

Ручной труд тесно связан с познавательным развитием, что способствует обогащению сознания детей новым содержанием, он помогает систематизировать информацию, развивать творческие способности и позитивное эмоциональное восприятие окружающего мира [9]. Через ручной труд в дошкольный период активно развиваются психические процессы, формируется произвольное внимание и память, творческое воображение.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных умений и навыков [9].

В психолого-педагогической литературе отмечается, что тренировка движений пальцев и кисти рук является действенным средством, стимулирующим развитие мышления и речи детей. Так, М.М. Кольцова пришла к заключению, что работа речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от мускулатуры рук []. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующих улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму. Во время занятий ручным трудом идет усвоение форм, цветов и оттенков, пространственных обозначений, что способствует обогащению словаря дошкольников [12].

Важным является, что в ходе ручного труда воспитывается усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

Ручной труд благотворно влияет на психику ребёнка, так как он успокаивает и расслабляет её. Занимаясь любимым и интересным делом, ребёнок может выплеснуть эмоциональное напряжение вовне, у него происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Занятия ручным трудом помогают дошкольнику выразить свое эмоциональное состояние.

Н. Жмакина отмечает, что занятия ручным трудом позволяет снять стресс, помогает выразить чувства, избавится от избытка слов, если ребёнок болтлив, и приобщать к социальной активности необщительных детей [9].

Р.С. Буре указывает, что любой из видов ручного труда содержит в себе возможности для формирования у детей нравственно-волевых качеств, прилежания, стремления к качественному выполнению задуманного [2]. Возможность изготовить предмет, имеющий практическое значение, своими руками, конечно, привлекает детей. Эта особенность ручного труда, как отмечает Р.С. Буре, становится сильным мотивом, побуждающим ребенка к овладению необходимыми навыками, к настойчивости в процессе деятельности [2].Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дошкольники получают быстро готовую поделку. Ребенок имеет возможность видеть результат и оценить поделку [2].

Итак, ручной труд способствует развитию познавательных процессов, сенсомоторики, координации движений, речи (включая обогащение словаря), внимания, воображения детей, Также в ходе ручного труда воспитывается усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца. Через ручной труд определяется уровень развития мелкой моторики и координации движений рук, что является показателем интеллектуального и речевого развития, а значит, и готовности к школьному обучению.

 

 

1.2 Особенности технологии ручного труда с природным материалом с детьми старшего дошкольного возраста

 

Работа с природным материалом―листьями, желудями, шишками, соломой, корой и другими― дает воспитателю возможность знакомить детей с богатым разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью [плак].

Придумывая тему своей работы, ребенок творит, фантазирует. Дети учатся различать в оригинальных очертаниях природного материала знакомые предметы и создают новые образы, это развивает сообразительность и творческое воображение.

По мнению Е.И. Игнатьева, творческий, конструктивный труд требует большого участия воображения. Ребенок заинтересован в труде, он старается создать что-то новое, его воображение напряжено и всегда готово к действию [, с. 7]. Творческий характер ручного труда с природным материалом характеризуется личной заинтересованностью, значимостью, желанием детей продолжать и совершенствовать работу над изделием.

 

 

1.3 Педагогические условия работы с природным материалом с детьми старшего дошкольного возраста

 

В настоящее время нет единой методики и инструкций, которые бы ограничивали содержание необходимых навыков у детей. Перед воспитателем встает сложный вопрос: как создать условия для организации содержания ручного труда? При недостаточном педагогическом руководстве у большинства детей старшего дошкольного возраста будет слабо или нерегулярно проявляться интерес к ручному труду с природным материалом.

Перед воспитателем, руководящим ручным трудом, стоит задача: вызвать интерес дошкольников к изготовлению полезных предметов своими руками, и в то же время предупредить возможные неудачи, чтобы не снизить интереса к труду, а использовать возникающие затруднения с целью формирования у детей готовности к их преодолению [б].

Одной из трудностей работы с природным материалом с детьми старшего дошкольного возраста является сложность предлагаемого содержания. Казалось бы, чем сложнее элементы поделки, тем оригинальнее, интереснее будет работа. Насколько целесообразно и приемлемо усложнение содержания, увеличение объема труда? Педагог должен создать такие условия, чтобы труд детям был в радость. Чтоб он чередовался с двигательными перерывами.

В детском саду должны быть созданы максимальные условия для поддержания интереса детей к ручному труду. Это необходимо для формирования в процессе его нравственно-волевых качеств: способности преодолевать трудности, настойчивости, аккуратности, начал коллективизма, что очень важно для подготовки к обучению в школе.
Воспитатель должен постоянно отмечать в плане, какие мотивы он будет создавать и формировать.

Главная цель педагога – воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями. Решение этих задач окажет большую помощь в формировании личности ребенка, в воспитании нравственно-волевых качеств, необходимых при подготовке к обучению в школе. В продуманно организованном труде со сверстниками дети приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстников, развивают специальные навыки и творческие способности. Но такие возможности могут быть реализованы только при наличии определенных условий.

1. Создание педагогом эмоциональной обстановки при организации труда детей, демонстрации им своей заинтересованности в предстоящей деятельности, участии в ней на правах партнера, поощрении желания детей участвовать в совместной деятельности.

2. Признание дошкольника субъектом деятельности. Особое значение приобретает позиция педагога, в основе которой лежит признание им дошкольника субъектом деятельности. Такая позиция обусловливает использование методов руководства деятельностью детей, учитывающих детские предложения и поиск самостоятельных решений; не прямое указание «делать так» или «смотри, как я», а предложение, совет, вовлечение в совместное обсуждение, поддержка проявлений детской активности.

3. Труд должен соответствовать психологическим и физическим возможностям дошкольников. Старшим дошкольникам доступны более сложные цели, достижение которых требует длительных усилий целой группы детей. Если задачи, поставленные педагогом, слишком легки для детей, они не вызывают у них серьезного отношения и не мобилизуют их усилий, а слишком сложные задачи тормозят попытки детей решать их практически.

 

Выводы по первой главе

 

Анализ педагогической литературы показал, что ручной труд способствует развитию познавательных процессов, сенсомоторики, координации движений, речи (включая обогащение словаря), внимания, зрительного восприятия, воображения детей, Также в ходе ручного труда воспитывается усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, формируется система специальных умений и навыков.

 

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОГО ТРУДА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

2.1. Педагогические технологии использования ручного труда с природным материалом с детьми старшего дошкольного возраста

 

Труд детей как педагогически организованная деятельность имеет большой развивающий потенциал. В трудовой деятельности создаются большие возможности развития у детей целеустремленности, настойчивости, воли, высших человеческих чувств. Однако очевидно, что эти возможности могут быть использованы в разной степени в зависимости от того, насколько воспитатель использует развивающие возможности труда и насколько владеет умениями реализовать их в педагогической работе.

В настоящее время проблемы технологии и методики трудового воспитания дошкольников требует модернизации. В педагогике прошлых лет они рассматривались в рамках подходов, при которых ребенок оставался объектом деятельности педагога: дети включались в труд, но были недостаточно самостоятельны. В рамках современных педагогических взглядов на трудовое воспитание акценты должны быть перенесены на личностное развитие ребенка.

Организация труда непроста для педагога. Но в труде, указывает

Р. Буре, даже самые непослушные дети становятся целеустремленными и организованными, - труд помогает им в этом []. Труд увлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, объединяет общими эмоциональными переживаниями. И если педагог постоянно поддерживает трудовую активность каждого ребенка, его уверенность в собственных силах, то трудолюбие становится чертой личности дошкольника.

Выбирая методы организации труда и его содержание, важно и необходимо, по мнению Р. Буре, учитывать его воспитательное значение и его целесообразность (степень сложности, объем труда).
оценив сложность изготовления, необходимо обратить внимание и на качество исполнения (внешний вид поделки, ее привлекательность), эстетику оформления [].

Педагог ориентирует детей на соблюдение последовательности операций, выполнение которых приводит к результату, подает пример и разъясняет целесообразность такого планирования; позже ребенок сам «начинает мысленно представлять себе необходимую последовательность действий» (Я.З. Неверович), а также предвидеть, что ему понадобится для их осуществления (инструменты, материалы) [б].

Большое значение имеет оценка достигнутого результата с точки зрения его важности для самого ребенка и для всей группы. Это оказывает существенное влияние на развитие интереса к труду и формирование мотивов деятельности. С целью их формирования важно продемонстрировать ребенку связь между тем, что надо делать, и тем, для чего это делается, чтобы помочь дошкольнику осознать пользу его труда.

Мотивы, побуждающие ребенка включаться в труд, развиваются постепенно, наполняясь нравственным содержанием. Детей часто привлекает сам процесс действий, использование нового оборудования. Но, увлекаясь процессом действий, дети легко теряют цель, переходят к предметным действиям. Желание доставить радость друзьям, близким научиться новым умениям, овладеть действиями с инструментами, новыми орудиями также побуждают детей включаться в труд.Наиболее существенным мотивом является осознание ребенком своих обязанностей, например, выполнение обязанностей дежурного, так как здесь ярко проявляется необходимость его труда для группы. Я.3. Неверович придает наибольшее воспитательное значение общественным мотивам деятельности, возникающим, когда дети помогают взрослым. В этом случае они легко убеждаются в своих возможностях быть полезными другим [].

Обучая детей приемам работы по изготовлению игрушек из природного материала, следует познакомить их со способами соединения деталей предмета, вызвать интерес к этой деятельности, рассмотреть готовые образцы, материал, формы его использования. Р. Буре предлагает проведение двух занятий. На первом надо рассмотреть готовые работы (для этой цели взять простые изделия, доступные для изготовления детьми), зарисовки поделок, природный материал. Сразу можно предложить детям задумать что-либо и отобрать то, что необходимо. На втором занятии можно обучить детей способам соединения деталей. Затем они сами смастерят первые игрушки. Задача: научить детей конструировать из природного материала различные поделки.
Чтобы вызвать интерес детей к ручному труду, нужно увлечь их работой по изготовлению разных вещей из природного материала. С этой целью воспитатель привлекает их внимание к уже готовым изделиям. При этом не надо брать очень сложные образцы, лучше выбрать то, что доступно воспитанникам. Дети должны при этом почувствовать интерес педагога к изготовлению предметов своими руками.

 

2.2 Рекомендации для воспитателей по использованию ручного труда с природным материалом с детьми старшего дошкольного возраста

 

Организуя работу по использованию ручного труда с природным материалом с детьми старшего дошкольного возраста, педагогу необходимо учитывать, что ребёнку должен быть интересен такой вид деятельности, и он в достаточной степени выполняет ее самостоятельно. Воспитателю желательно поддерживать у детей уверенность в своих силах, одобрять проявление настойчивости, терпения, одобрять желание довести начатое дело до конца.

В начале занятия рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику, это помогает подготовить руку к работе, а в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения – физминутки. Методическая литература по данному вопросу разнообразна и содержательна [].

 

Выводы по второй главе

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью исследования было выявить особенности технологии ручного труда с природным материалом с детьми старшего дошкольного возраста.

Анализ научной литературы и изучение содержания педагогической деятельности позволили сделать следующие выводы.

Занятия ручным трудом оказывают положительное воздействие на психическое развитие дошкольников, помогают быть более самостоятельными, развивать навыки самоконтроля и способность доводить дело до результата. К концу дошкольного возраста кисти рук дошкольников становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в школе.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова – М.: Владос, 1997. – 345 с.
2. Буре, Р.С. Учите детей трудиться [Текст] / Р. 2-е изд. - М.: Изд-во «Просвещение», 1983. – 294 с.
3. Бубекина, Г.В. [Текст] / Г.В. Бубекина. Самоделки из природного материала. – М.: Изд-во «Просвещение», 1960.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
5. Власова, Н. Поделки из природного материала. // Дошкольное воспитание. – 1981. - № 1 – С. 21-22.
6. Гульянц, Э.К. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя детского сада [Текст] / Э.К. Гульянц. - 2-е изд. - М.: Просвещение 1991. -175 с.

7. Жмакина, Н. Ручной труд в развитии детей старшего дошкольного возрастаhttps://www.maam.ru/detskijsad/ruchnoi-trud-v-razviti-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

8. Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып. 76. М., 1956.

9. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Педагогика, 1973. - 143 с.

10. Нечаева, В.Г. Воспитание дошкольника в труде [Текст] / Под ред. В.Г. Нечаевой. – М.: Просвещение, 1983. – 189 с.

Неверович, Я.З. Начальные формы трудовой деятельности у детей дошкольного возраста /Психология личности и деятельности дошкольника /Под ред. А.В.Запорожца и Д.Б.Эльконина. -М.,1965.-С. 158-189.

12. Плаксина, Е.В. Развитие ручной умелости детей в процессе работы с бумагойhttps://festival.1september.ru/articles/570546/

13. Рубинштейн, С.Л. Психология умственно отсталого школьника 3-е изд., М.: Просвещение, 1986.-192 с.

14. Тарловская Н.Ф., Топоркова, Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. - М.: Просвещение, Владос, 1994. - 216 с.
15.Узорова, О.В.Пальчиковая гиманастика
Изд-во: Астрель, 2007.-42с.
16. Урадовская, Г.В. Основные педагогические условия организации конструктивной деятельности с целью формирования умственной активности, самостоятельности и творчества // Исследование проблем дошкольного возраста в трудах молодых ученых. - М., 1985. - С.192.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: