Блок 1. ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ




Серия 1. Уровень моторной реализации — 90,5 баллов (75,4%)

а) Звукопроизношение — 28 баллов.

б) Слоговая структура слова —13 баллов. Звуковая структура слова —13,5 баллов.

в) Оральный праксис и артикуляционная моторика — 19 баллов.

г) Повторение цепочек слогов — 17 баллов.

Серия 2. Словообразовательные навыки — 64 балла (71,1%)

Серия 3. Грамматический строй — 126 баллов (84%)

а) Составление предложений по картинкам (I): 15; 0; 2.

б) Составление предложений по картинкам (II): 9; 5; 4.

Мальчики играют в баскетбол. (3; 0; 0)

Мальчик бежит (?) под сосну (2 — пропуск членов предложения; 1; 0)

Мальчик перелезет через забор. (1 — негрубый аграмматизм; 0; 0)

Солнце закрывает тучи (?) Ой! Тучи закрывают солнце (2 — нарушение логико-грамматических отношений; 2 — исправленная смысловая неадекватность; 0)

Мама подкладывает... ложит около кровати ковер. (1 — неправильная грамматическая форма слова; 2; 4)

в) Составление предложений по картинкам (III): 10; 5; 9.

г) Повторение предложений: 13; 0; 2.

д) Составление предложений из слов в начальной форме: 12; 0; 0.

е) Верификация предложений: 12; 3; 0*

ж) Вставка предлогов в предложение — 15 баллов.

з) Завершение предложений: 10; 2; 0.

и) Образование множественного числа существительных — 30 баллов.

Штрафные оценки за серию

Смысловые ошибки — 15 штрафных очков (-5 баллов).

Лексические ошибки — 17 штрафных очков.

Серия 4. Связная речь — 95 баллов (79,2%)

а) Рассказ по серии картинок — 40 баллов.

Картинки раскладывал самостоятельно.

Один дядя пошел с ведром относить его. Подошел и размахнулся. Потом взял ведро и на край поставил около бака и выбросил,., — И больше ничего не произошло? — Стал грязным. — Почему? — Потому что ведро сломалось. — Посмотри внимательнее? — А, ветер был.

Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения — 10 баллов (использование стимулирующей помощи при уяснении смысла).

Критерий программирования текста — 10 баллов (пропуск смысловых звеньев, смысловой разрыв).

Критерий грамматического оформления высказывания — 10 баллов (пропуск члена предложения «и выбросил...»).

Критерий лексического оформления — 10 баллов (неточный лексический выбор предлога «на край... около бака»).

б) Пересказ — 55 баллов.

Галка увидела, что голубей хорошо кормят, вымазалась в белый цвет и полетела к ним. Голуби сначала не узнали ее, но потом галка не удержалась и закричала no-галочьи. И голуби все узнали и прогнали ее. А потом она прилетела к своим, но галки тоже не узнали и выгнали.

Почему свои галку не узнали? — Она вымазалась белым.

Понравилась ли тебе галка? — Нет, она все наврала. Надо что дают, то и дают.

Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения — 15 баллов.

Критерий программирования текста — 15 баллов.

Критерий грамматического оформления высказывания — 15 баллов.

Критерий лексического оформления — 10 баллов (имеются семантически близкие вербальные замены).

Штрафные и дополнительные оценки за серию

Штраф за вербальные ошибки — за 3 ошибки (-5 баллов).

Средняя длина текста — 34 слова, что соответствует 15 баллам.

Средняя длина синтагмы — 9,7 слова.

Средний индекс прономинализации — 0,6.

Серия 5. Номинативная функция речи — 67 баллов (55,8%)

а) Называние предметов — 33 балла.

часы — + (3)

пальто — куртка (1 — близкая вербальная замена)

очки — + (3)

кровать — + (3)

лестница — + (3)

сито — ситка (1 — изменение звуковой структуры слова)

карандаш — + (3)

руль — велосипед, качалка, руки, ручки (0 — длительный поиск слова, как близкие, так и далекие вербальные замены)

колесо — + (3)

лопата — 4- (3)

крокодил — +(3)

свеча — огонь (1 — близкая вербальная замена)

прищепка — вешалка, щиплялка (0 — вербальная замена, использование неологизма)

кастрюля — + (3)

пылесос — + (3)

б) Называние действий — 24 балла.

одевает — + (3)

кормит — ест (?) + (2 — коррекция после стимулирующей помощи)

плавает — + (3)

плачет — глаза трет (?) (0)

строит — охраняет (?)

строит (2 — нахождение правильного названия после стимулирующей помощи)

копает — убирает (?) поднимает, лопатой убирает, нет, поднимает (0)

гладит — + (3)

рисует — красит (1)

вяжет — шьет, ткет (1)

рубит — + (3)

подметает — + (3)

трет — моет, нет, строгает (жест), чистит (0)

привязывает — + (3)

черпает — наливает, моет (0)

в) Словоупотребление — 17 штрафных очков, набранных при выполнении проб на проверку синтаксиса, соответствуют 10 баллам.

Блок 2. ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ - 96 баллов (53,3%)

Серия 1. Понимание значений слов

а) Далеких по звучанию и значению названий предметов — 22 баллов.

бутылка — + (3) кошка — + (3) женщина — + (3) яблоко — + (3)

сумка, рыба — сумка... рыба (2 — увеличение латентного времени выбора картинки)

письмо, дверь — + (3) самолет, цветок — + (3) женщина, яблоко, кошка — + (3)

письмо, бутылка, дверь — письмо, бутылка, сумка, дверь (0 — вставка слова)

сумка, цветок, рыба — сумка, яблоко, рыба (0 — замена слова)

б) Близких по звучанию названий предметов — 9 баллов.

коза — 4- (3)

трава — + (3)

бочка — точка (0 — замена)

дрова, коса — + (3)

почка, миска — точка, + (0 — неправильный выбор одной из картинок)

трава, бочка — +, почка (0 — Неправильный выбор одной из картинок)

Мишка, точка — бочка, мишка (0 — неправильный выбор одной картинки, изменение порядка)

точка, мишка, коса — бочка, мишка, коса (0 — неправильный выбор одной из картинок)

коза, дрова, почка — коза, трава, дочка (0 — неправильный выбор одной из картинок)

трава, дочка, миска — трава, точка, почка (0 — замена двух названий)

в) Далеких по звучанию и значению названий действий — 15 баллов.

работает — продает (0 — замена)

стирает — тут этого нет (0)

играет — + (3)

едет — + (3)

готовит, смотрит — + (3)

прыгает, поет — +, — (0 — пропуск)

поливает, едет — стирает, поливает (0 — замена)

поет, работает, смотрит — + (3)

едет, готовит, поливает — + (3)

стирает, продает, играет — стирает, работает, играет ( 0 — замена)

г) Близких по значению названий действий — 9 баллов.

ставит — кладет (0)

катит — + (3)

несет — держит (0)

тянет, бросает — катит, + (0)

крутит, несет — катит, + (0)

ведет, кладет — + + (3)

держит, ставит, катит — ставит, тянет, катит (0)

бросает, вешает, несет — бросает, вешает, — (0)

кладет, ведет, тянет — + + 4- (3)

ставит, крутит, ведет — +, тянет, крутит, катит (0)

Серия 2. Понимание сложных логико-грамматических конструкций — 13 баллов

Мужчину обрызгала женщина. — Наоборот (0)

Трактором перевозится машина. — Наоборот (0)

Газету закрывает книга. — Наоборот (0)

Клеенка покрыта скатертью. — + (3)

Девочкой спасен мальчик. — + (3)

Мама перевозится дочкой. —.... + (1 — существенное увеличение времени выбора)

В ящике бочонок. — На ящике бочонок. (0)

Ящик за бочонком. — + (3)

На бочонке ящик. — + (3)

Бочонок перед ящиком. — Ящик на бочонке. (0)

Серия 3. Фонематическое восприятие — 28 баллов (93,3%)

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

Серия 1. Языковой анализ — 25 баллов (83,3%)

Языковой анализ — 12 баллов.

Звуковой анализ — 13 баллов.

Серия 2. Письмо — 15 баллов (33,3%)

Серия 3. Чтение — 35 баллов (77,8%)

Рис. 8. РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ СВЯТОСЛАВА Д.

В этом случае самые низкие результаты характеризуют навыки письма (11), импрессивную речь (9), номинативную функцию (8), состояние орального праксиса и артикуляционной моторики (4). В то же время показатели звукопроизношения (1), слоговой и звуковой структуры слова (2,3), синтаксиса (6), связной речи (7) и языкового анализа (10) находятся на уровне нормы.

Передний индекс:

1) Оценка за самостоятельность и смысловую адекватность в рассказе — 10 баллов

2) Оценка за самостоятельность и смысловую адекватность в пересказе — 15 баллов

3) Штраф за смысловые ошибки в пробах на грамматический строй — (-5 баллов)

4) Балл за длину текста — 15

5) Балл за слоговую структуру слова — 13

6) Балл за грамматические пробы (б, в, г, д, е, ж, з, и) — 113

7) Балл за критерий программирования текста в рассказе — 10

8) Балл за критерий программирования текста в пересказе — 15

9) Балл за грамматическое оформление пересказа — 15

ПИ = 201 балл

Задний индекс:

1) Балл за звукопроизношение — 28

2) Балл за пробы на оральный праксис и артикуляционную моторику — 19

3) Балл за звуковую структуру слова — 13,5

4) Штраф за ошибки фонематического восприятия в грамматических пробах — 0

5) Балл за звуковой анализ — 13

6) Штраф за фонетические ошибки на письме — (-5)

7) Балл за называние предметов — 33

8) Балл за называние действий — 24

9) Балл за понимание названий предметов, близких по звучанию — 9

10) Балл за понимание логико-грамматических конструкций — 13

11) Штраф за вербальные замены в связной речи — (-5)

ЗИ = 113,5 баллов

Подставим полученные значения в формулы:

(201 - 167,3):39,5 - +0,85

(113,5 - 188,9):27,8 - -2,71

Полученные значения позволяют сделать вывод о большей сохранности речевых операций программирования и серийной организации (передний индекс находится на уровне невысокой нормы). Величина же заднего индекса попадает в диапазон, свидетельствующий о выраженной несформированности соответствующих функций. На первый план здесь выходят трудности понимания речи, особенно это касается логико-грамматических конструкций. Понимание названий предметов и действий в значительной мере зависит от условий их предъявления. Увеличение объема задания и необходимость четкой звуковой или семантической дифференциации названий приводит к резкому падению продуктивности. Удержанию серии из 2-3 слов препятствуют также недостатки слухо-речевой памяти. Затрудненность лексического выбора и логико-грамматические нарушения проявляются и в экспрессивной речи мальчика.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в системной речевой патологии у этого ученика 3-го класса ведущее место принадлежит несформированности парадигматических связей, опирающихся на работу задних отделов коры. «Передние» трудности носят остаточный, компенсированный характер.

Анализ результатов обследования Кристины К.

Следующий пример иллюстрирует особенности выполнения методики нормально развивающимся ребенком. Общий балл ученицы 1-го класса массовой школы Кристины К. равен 769, что соответствует 85,4% успешности т.е. наивысшему IV уровню.

На профиле видно, что все основные показатели имеют высокие значения, часто даже превышающие среднегрупповые характеристики нормы этого возраста. На этом фоне заметно некоторое снижение номинативной функции речи (8) и навыков письма (11).

УСТНАЯ РЕЧЬ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: