Объяснительная записка.
Объяснительная записка.
Обоснование проблемы.
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимость экологического воспитания—следствие из вышесказанного.
Экология—наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология—это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек—не главное действующее лицо, а особая, разумная, но всё же только часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней на признание её самоценности. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам.
Таким образом, конкретно формулируются задачи экологического воспитания:
1. Понимание самоценности природы.
2. Осознание себя, как части природы.
3. Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
4. Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
5. Воспитание активной жизненной позиции.
6. Обучение азам экологической безопасности.
7. Формирование умения рационально использовать природные богатства.
8. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
9. Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования и т.д. Т.е. осуществляет экологизацию различных видов деятельности ребёнка.
Специфика контингента и особенности организации.
Воспитательно-образовательная работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского санатория имеет свои специфические особенности.
Во-первых, коллектив детей разновозрастной, что создаёт особые сложности в дифференциации задач и содержания программного материала. Во-вторых, дети, приезжающие в санаторий, в силу ослабленного здоровья имеют более низкую степень работоспособности и несколько неравнозначный уровень развития в сравнении со сверстниками из обычных образовательных учреждений. В-третьих, детский коллектив очень кратковременный, что так же имеет значение для организации работы.
Данная программа предполагает систему работы с детьми в течение одной санаторной смены. Учитывая особенности ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте, основной формой организации должна быть коллективная деятельность, в которой имеют место и прямое обучающее воздействие, и организация познавательной поисковой деятельности, и самостоятельные игры детей по выбору или предложению взрослого. Поскольку игра – ведущая деятельность дошкольника, то рекомендуется использовать разнообразные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, развивающие, подвижные, игры-драматизации. Это будет являться залогом эффективного и прочного усвоения знаний и навыков. Не последнее значение имеет мастерство воспитателя “подать” игру, чтобы направить инициативу детей в их творческую активность. Для этого следует соблюдать несколько правил:
· не заставлять играть ребенка, а создавать условия для возникновения интереса,
· не сдерживать двигательную активность детей,
· хвалить ребенка за успехи,
· не давать отрицательных оценок ошибкам детей.
Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают фокусы, они необычны, а главное – ребята все проделывают сами.
Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, умение обобщать. Поэтому в начале проведения опытов полезно предложить ребятам высказать свои гипотезы об ожидаемых результатах. А в конце работы обязательно обсудить их.
Особенности структуры и содержания программы.
Цель данной программы: осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья, формирование начала экологического мировоззрения и культуры. Гармоничное развитие личности ребенка в целом и экологическое воспитание дошкольника в частности опирается на систему знаний. Эта система включает в себя элементарные знания о биосфере, ноосфере, сущности вещей и явлений (живая природа – растения, животные, человек и неживая природа), об экологическом пространстве, здоровье, жизни, смерти, движении – основных началах природоведения. Особое значение в этой системе занимают знания о человеке, как части природы, как самого разумного существа, от которого в значительной степени зависит ее сохранение.
Чтобы знания перешли в потребностно-мотивационную сферу личности ребенка, необходимо сделать приобретение этих знаний эмоционально окрашенными радостью от встречи с природой, чувством сопричастности, единения с ней, эмпатией, любовью к родной земле, стремлением глубже познать природу, чувством ответственности перед ней.
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий. Она состоит из 4 разделов. В первом разделе «Мир вокруг нас» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающего мира (отдельные объекты и явления). Последующие разделы дают дополнительную информацию о каждом компоненте. Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Раздел «Планета – наш дом, а мы – хозяева в нем» является обобщающим по отношению к предшествующим.
В каждом разделе выделены 2 части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).
Реализация программы предполагает интегрированный подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий и др.
Содержание программы рассчитано на образовательный курс в 20 дней. Работа с детьми проводится ежедневно по 3 часа. Материал скомпонован по тематическим разделам, каждый из которых имеет своё целеполагание и содержание. Содержание разработано таким образом, что одновременно представляет систему сведений и подходов, которые должен усвоить дошкольник, и является доступным по форме рассказом, который можно просто прочесть детям. В конце каждой части выделены основные принципы, на основе которых закладывается экологическое сознание дошкольника. Педагоги имеют возможность самостоятельно выбирать материал в соответствии с сезоном, особенностями контингента детей, личными интересами. В качестве методической помощи программа содержит перечень основных видов детской деятельности, примерную структуру каждого образовательного дня на неделю, рекомендации по организации различных направлений работы, а также списки рекомендуемых художественных и музыкальных произведений.
Часть 1. "Мир вокруг нас".
Цель: формирование системы представлений об окружающем материальном мире.
Задачи:
1. Расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное целое.
2. Учить классифицировать объекты окружающего мира по различным признакам (происхождению, отношению к определённому классу или виду, сенсорным характеристикам и т.д.). Формировать у детей диалектический и системный способ мышления, развивать воображение.
3. Формировать у детей осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, эмоциональный отклик, радость от общения с природой. Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира.
Содержание.
Мы живём в удивительном мире. Всё, что нас окружает, создано либо природой (природный мир), либо человеком (рукотворный мир). Природа предусмотрела всё, что необходимо её обитателям для жизни: чистый воздух, воду для утоления жажды, питательную почву для растений, способы приспособления к сезонным изменениям и т.д. Человек научился сам создавать те вещи, которые ему необходимы: готовить еду, шить одежду, строить дома, добывать полезные ископаемые. С давних времён человек учился познавать окружающий мир и использовать его себе во благо. Он наблюдал за изменениями во временах года (лето, осень, зима, весна) и учился земледелию, садоводству; изучал способы защиты животных от врагов и находил свои пути выживания; приручал диких животных, чтобы использовать их силу в своём хозяйстве….
Природа щедро отдавала людям свои богатства. Как человеку выразить свою благодарность?
Главный принцип жизни человека в гармонии с природой: "Не навреди". Познавая, не разрушай. Не бери у природы больше, чем тебе необходимо. Прежде, чем сделать, ответь себе на три вопроса:
1. Что ты хочешь сделать?
2. Зачем тебе это нужно?
3. Кто (что) при этом приобретёт, а кто (что) потеряет?
Подумай о последствиях!
Часть 2. "Живая природа".
Цель: формирование осознание ребёнком себя человеком, как части природного мира.
Задачи:
1. Развивать интерес к физической стороне бытия объектов живой природы, формировать у детей представления о том, что животные и растения живут не изолированно, а в сообществах (лес, луг, водоем и т.д.); представления о целостности и уникальности каждого сообщества, о разнообразии животных и растений на Земле.
2. Формировать представления о сходстве и различии общевитальных (дыхание, движение, рост, питание, размножение) и анатомических (структурных) признаков, условий жизнедеятельности и развития объектов живой природы (людей, животных, растений). Учить находить общие закономерности построения и развития организмов.
3. Формировать элементарные представления о строении и функциях органов и систем организма человека; формировать понимание зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.
4. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой.
Содержание.
ü "Посмотрите, это Я".
Мир живой природы имеет своё строение. Он состоит из двух основных частей: растительный и животный мир. К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы. К животному – люди, звери, рыбы, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые, членистоногие.
Представители каждого класса (растения, животные) схожи между собой по внешнему виду, месту обитания, способам передвижения и т.д. В то же время все представители живой природы имеют общие признаки: растут, размножаются, питаются, дышат, ощущают окружающий мир. У живых существ очень сходное строение, но каждое из них (животное, растение, человек) неповторимо и уникально.
Человек, как представитель животного мира, отличается от своих "собратьев" разумом: он умеет изменять окружающую действительность, подчинять её своим интересам и потребностям. Ты наделён способностью мыслить и принимать решения. Поэтому ты в ответе за свои поступки.
"Наши маленькие помощники".
У каждого из нас есть пять "маленьких помощников". Благодаря им, мы воспринимаем, ощущаем и познаём окружающий мир. Эти "помощники" (анализаторы) – глаза, нос, уши, язык и кожа. Каждый из них выполняет свою "работу". Получить полное представление помогают опыт и разум.
"Помощники" есть не только у людей. Животные и растения также ощущают своё присутствие в мире. Только не умеют об этом рассказать. Они так же испытывают приятные воздействия и боль, холод и тепло….
Все объекты живой природы нуждаются в бережном обращении. Чтобы это понять, представь себя одним из них. Как бы ты хотел, чтобы к тебе относились умные и сильные люди?
"Из чего мы состоим".
Каждый представитель животного и растительного мира имеет особенности внешнего и внутреннего строения: у деревьев есть ствол, а у кустарников – нет; рыбы покрыты чешуёй, а большинство зверей – шерстью и т. д.
От внутреннего строения зависит жизнь живых организмов. Каждый внутренний орган отвечает за выполнения какой-то важной функции: у человека лёгкие обеспечивают дыхание, а растение "дышит" поверхностью листа и т.д.
Все системы живого организма взаимосвязаны. Например, при заболеваниях дыхательных органов у человека нарушается работа сердца; если нарушается корневая система растения, то засыхают листья…
Нормальная работа всех внутренних и внешних систем зависит от общего состояния организма – здоровья.
В природе нет ничего лишнего. Как человеку нужны все части тела, все внутренние органы и системы, так и растениям, и животным необходимо всё, что им дано природой от рождения. Вспомни об этом, прежде, чем сорвать листок с куста или словить бабочку.
"Я расту".
Все живые организмы имеют сходную линию жизни: рождаются, растут, взрослеют, стареют, умирают. Все представители живой природы изменяются во времени. По этим изменениям можно определить возраст. У человека со временем изменяется качество ума, увеличивается объём знаний. Но это зависит не от возраста, а от обучения.
Природой определена продолжительность жизни для представителей каждого класса живых объектов. Люди для защиты от посягательства на жизнь придумали законы и наказания. Природные объекты не всегда умеют постоять за себя. Но когда насилие над природой проявляется особенно сильно, случаются экологические катастрофы.
Знания, в том числе и о природе, нужны нам для того, чтобы не только ей не мешать, но и уметь оберегать и поддерживать.
Никто не имеет права самовольно прерывать жизнь другого.
Если хочешь быть здоров". Общее состояние живого организма называется здоровьем. Здоровье бывает хорошим и плохим, крепким и слабым. Болеют не только люди, но и животные, и растения, только у них свои особенные болезни. О состоянии здоровья можно судить по внешнему виду. Растения и животные умеют лечиться сами. Звери лечатся травами. Деревья – смолой. Люди научились не только исцелять многие свои недуги, но и ухаживать за больными объектами живой природы. Есть предметы и явления, которые укрепляют здоровье: полноценное питание, чистые вода и воздух, благоприятный климат. Для человека к этим факторам можно отнести радость, любовь, физический труд, физкультуру и спорт. Факторы, противоположные по значению (плохая пища, загрязнённый воздух, некачественная вода, вредные микробы, курение, алкоголь, наркотики и пр.), здоровье подрывают. Пища по происхождению бывает растительной и животной. Её качество зависит от того, в каких условиях она выросла: состав почвы, уровень химического и радиоактивного загрязнения окружающей среды. Полноценное питание человека можно обеспечить, если употреблять здоровую (полезную) пищу: каши, овощи, фрукты, орехи и т.д. Продукты синтетического (искусственного) происхождения, очень сладкая и жирная пища вредна для здоровья. Загрязнённый воздух, табачный дым отрицательно действуют на органы дыхания. Курящие люди чаще болеют, особенно туберкулёзом. Животные и растения тоже не выносят табачного дыма. Каждый человек должен знать правила здорового образа жизни и выполнять их. Важно уметь распознавать вредные условия окружающей среды и исправлять их. Природа позаботилась о том, чтобы её обитатели имели всё, что им нужно для полноценной жизни, умели заботиться о своём здоровье. Легче с момента рождения охранять и укреплять здоровье, чем после лечить заболевания. Чтобы сохранить своё здоровье, надо беречь "здоровье" окружающей природы.
Часть 3. "Неживая природа".
Цель: систематизация и углубление представлений детей о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия.
Задачи:
1. Учить детей ориентироваться в мире физических явлений.
2. Систематизировать знания детей о таких явлениях и объектах как свет, воздух, вода, почва, температура. Формировать основы понимания необходимости бережного отношения к компонентам неживой природы.
3. Формировать представления о взаимосвязях живой и неживой природы, показать зависимость состояния живых организмов в частности и экологического благополучия на планете в целом от наличия и качества этих явлений и объектов.
4. Развивать способность эстетической оценки окружающей природы.
Содержание.
Все живые организмы существуют и развиваются только при наличии соответствующих условий. Им нужна вода, воздух, определённая температура, свет, плодородная почва.
Для растений все названные факторы имеют значение в равной степени: почва и вода нужны как источник жизни и питания, свет как условия процессов обмена, температура и воздух как условие жизни.
Представителям животного воздух, вода, свет и определённая температура обеспечивают функционирование организма и комфортные условия существования. Почва является источником многих продуктов питания.
Человек, благодаря своим знаниям, опыту и разуму, научился выживанию при отсутствии некоторых факторов: изобрёл электричество, обогревающие устройства и пр. Но обеспечивать полноценное здоровье в искусственных условиях не умеет никто.
Помни: в природе всё взаимосвязано. Если "теряет" неживая природа, то страдают растения, животные и люди. Навредить легко, исправить трудно!
Часть 4. "Планета – наш дом. Мы - хозяева в нём".
Цель: обобщение знаний природоведческого и природоохранного характера, формирование основ планетарного экологического сознания. Задачи:
1. Обобщить и систематизировать представления детей природоведческого и природоохранного характера.
2. Упражнять в поиске и формулировке элементарных причинно – следственных связей между явлениями окружающей природы.
3. Упражнять в прогнозировании глобальных изменений в окружающем мире, учить искать наиболее рациональные способы решения экологических проблем.
4. Закреплять и обобщать правила экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту.
5. Формировать понимание ответственности человека за сохранение природы.
Содержание.
Мы живём на планете Земля. Наша планета одна из самых прекрасных в космическом пространстве. Учёные пока не нашли ни одно другой планеты, на которой тоже были бы условия для жизни людей.
На нашей планете есть водное пространство (океаны, моря, реки, озёра…) и суша (материки и острова). На Земле есть территории с различными климатическими условиями: жаркие и холодный края, умеренный климат. В зависимости от климата на разных территориях проживают различные животные, произрастают определённые растения.
На Земле живёт много людей. Они все разные по национальности, цвету кожи, интересам и привычкам. Но у всех одна забота – сохранить нашу планету для дальнейшей жизни.
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НЕДЕЛИ
ПОНЕДЕЛЬНИК | ЧЕТВЕРГ |
1. Системные игры | 1. Развитие коммуникативной сферы |
2. ИЗО (рисование) | 2. Музыкальные игры |
3. Сюжетно-ролевые игры | 3. Игровые этюды. Театральные этюды |
4. Подвижные игры | 4. Лепка |
- | |
ВТОРНИК | ПЯТНИЦА |
1. Системные игры | 1. Драматизация |
2. Художественная литература | 2. Музыкальные игры |
3. ИЗО (аппликация) | 3. ИЗО (рисование) |
4. Подвижные игры | 4. Сюжетно-ролевые игры |
- | |
СРЕДА | СУББОТА |
1. Рассматривание картины | 1. Праздник или развлечение |
2. Подвижные игры | |
3. Поисково-экспериментальная деятельность | |
4. Конструирование | |
- |
Содержание различных видов коллективной деятельности.
"""Мир вокруг нас""" | """Живая природа""" | """Неживая природа""" | """Земля – наш дом""" | |
Наблюдения | Экскурсия по территории санатория и близлежащим окрестностям. | Дети и взрослые. Прогулка в лес: лесные растения и обитатели (подключение всех каналов восприятия). | Водоём. Атмосферные осадки. Солнце как источник света и тепла. Свет и тень. Огонь, костёр (если возможно). Почва, её разновидности: в цветнике, в лесу, на берегу водоёма. Ветер. Полёт воздушных шаров. | Труд взрослых по озеленению территории санатория (весенне-летний период). |
- | - | Животные (кошка, собака, белка) и птицы (по условиям и сезону). | Технические сооружения и транспорт на территории санатория. | Экскурсия в лес, поиск признаков деятельности человека. |
Эксперимен-тирование | r | r | Вода: изменение агрегатного состояния, опыты с водой, льдом, снегом. Растворяемые и не растворяемые вещества (краски, песок, соль, сахар и т.д.). Тонущие и плавающие объекты. Промокающие и не промокающие материалы. Продувание воды через соломинку. Исследование свойств сухой и влажной почвы (песка). Переливание и фильтрация воды. Дыхание на морозе. Надувание воздушных шаров. Теплопроводность материалов, изменение их свойств (расширение, сжатие) при нагревании и охлаждении. | r |
- | - | Экспериментирование с объектами живой природы недопустимо. | - | |
Игры | 1. Системный оператор. | 1. Системный оператор Объекты живой природы: животные, растения, человек. | "1. ""Да –нет""." | 1. «Берегите природу» |
- | Объекты: овощи, фрукты, цыпленок, цветы, снежинка и т.д. | 2. «Да – нет» Загадываются объекты живой природы. | Загадываются объекты неживой природы. | 2. «Назови одним словом» |
- | 2. «Да - нет» | 3. «Кто где живет?» | "2.""Блуждание по глобусу""." | 3. «Мир вокруг нас» |
- | Загадываются любые объекты окружающего мира. | 4. «Съедобное и несъедобное» | Предлагается найти реки, океаны, материки, узнавая их по внешнему виду. | 4. «Природный мир бывает разный» |
- | 3. «Теремок» | 5. «Кем был – кем стал» 6. «Чем был – чем стал» | "3.""Хорошо – плохо"" (поиск противоречивых свойств объектов неживой природы)" | 5. «Я знаю …» |
- | 4. Игры на отслеживание изменения свойств во времени. | 7. «Хорошо – плохо» | "4.""Один хорошо, много плохо""." | 6.«Хорошо – плохо» |
- | 5. «Хорошо - плохо» | 8. «Рыбы – птицы – звери» | "5.Игры из приложения ""Системный подход""... на материале мира неживой природы." | "7.""Один хорошо, много плохо""." |
- | 6. «Цепочка» | 9. «Теремок» | - | 8. «Мир звуков» |
- | "7. «Угадай по описанию""" | "10. Любые игры из приложения ""Системный подход"" на материале мира живой природы." | - | "9.Любые игры из приложения ""Системный подход""..." |
- | 8. «Когда это бывает» | 11. Сюжетно-ролевые игры: «Приготовим обед для семьи из полезных продуктов» | - | |
- | 9.«От какой пищи ты будешь здоров?» | «На приеме у стоматолога» (у других специалистов). | - | |
- | 10. «От какой пищи ты будешь нездоров?» | - | ||
- | 11.«Ты – часть, найди целое» | - | ||
- | 12. «Летает, плавает, бегает» | - | ||
- | "13. Любые игры из приложения ""Системный подход...""" | - | ||
Художествен-ная литература | Загадки о различных природных и рукотворных объектах: разгадывание, сочинение вместе с детьми загадок по опорам.[1] | Чтение рассказов природоведческого характера. Анализ смысла сказок о животных. | Загадки о явлениях неживой природы: разгадывание, сочинение вместе с детьми загадок по опорам. | Чтение, загадки, литературные викторины по произведениям природоведческого характера. |
Театрально-игровая деятельность (этюдная работа). | "Этюды на память физических действий: ""Ловлю рыбу"", ""Работаю в огороде"", ""Плету венок из полевых цветов"", ""Кормлю цыплят"", ""Ем сочную грушу, мешают пчёлы"", ""На пароходе сильная качка""" | Этюды на память физических действий: | Этюды на память физических действий: | Этюды на память физических действий: |
- | Этюды на воображение: | """Пью утренний чай"", ""Поливаю цветы"", ""Хожу босиком по воде"", ""Умываюсь"", ""Принимаю лекарство"", ""Играем в мяч"", ""Хочется спать""" | """Заклеиваю окна на зиму""," | """Гуляю в лесу"", ""Разжигаю костёр"", ""Ловлю бабочек"", ""Собираю цветы в саду"", ""Играю с кошкой"", ""Пересаживаю цветы"", ""Сажаем деревья"", ""Заблудился в лесу"", ""Пожар""" |
- | """Назови то, что у меня в руках""." | Этюды на органичное молчание для нескольких человек: | """Жарко"", ""Мороз, жду транспорт"", ""Мокну под дождём"", ""Снегопад"" и т.д." | Этюды на отношение: |
- | Этюды на органичное молчание для нескольких человек: | """В приёмной зубного врача""," | Обыгрывание текстов (стихи о природе) – прослушать четверостишье, представить себя объектом неживой природы, разыграть пантомиму. | "Менять отношение к комнате – ""Комната – лес"", ""Комната – пруд"", ""Комната – луг"" и т. д." |
- | """Зеркало"", ""Тропинка"" (показать, как идёшь по песку, камушкам и т.д.)" | """В зоопарке"", ""Комната с больным человеком""." | Этюды на отношение: | Этюды на характерность: |
- | Этюды на внимание: | Этюды на характерность: | "Менять отношение к комнате –""Комната изо льда"", ""Комната из снега"", ""Комната из песка (воды, пара)""." | "Персонаж в состоянии паники, страха, счастья и пр. – ""Заяц под прицелом охотника"", ""Рыба, попавшая в сеть"", ""Птица в клетке"", ""Выжженная трава"", ""Река с промышленными отходами"", ""Елка под пилой дровосека""." |
- | """Слушаю только то, что на улице"", ""Слушаю то, что за стеной или за дверью"", ""Слушаю то, что слышно в комнате"", ""Вспомнить вкус"" (лимона, конфеты и т.д.), изобразить свои ощущения." | """Все – зверята"", ""Все – цветы на клумбе"", ""Задиристые петушки"", ""Мышонок и кошка"", ""Две собаки"", ""Паук и муха"", ""Взрослые и дети"" (разница в походке, мимике, пластике, действиях...)" | "Менять отношение к своему физическому ""я"" – ""Я сделан из снега, льда, песка, пара, дерева, глины и пр.""" | |
- | - | Этюды на освобождение мышц: | - | |
- | - | """Зарядка для хвоста"" (придумать зарядку для каждой части тела человека или животного, части растения), ""Как говорят части тела""." | - | |
Изобрази-тельная деятельность. | Рисование, аппликация, лепка, конструирование. | Рисование, аппликация, лепка, конструирование. Дети изображают объекты и явления живой природы. | Рисование, аппликация, лепка, конструирование. Дети передают явления природы, впечатления от наблюдений. | Рисование, аппликация, лепка, конструирование. |
- | 1. «Волшебный кружок» (на основе круга нарисовать какой-либо объект или явление). | Темы: | Темы: | Педагог стимулирует детей к отражению в своих работах основных ценностей действительности: человек, природа, общество. Ребята по собственному замыслу и при косвенной помощи педагога передают в своих работах отношение к окружающему их миру. |
- | 2. «Нарисуй музыку» | Различные породы деревьев. | 1.«Солнце во время дождя», | Темы: |
- | 3. «Мы – художники» | Цветы. | 2.«Радуга», | """Наш город"" (село)" |
- | 4. «Предметное рисование» | Фрукты. | 3.«Ливень», | """Наша планета Земля""" |
- | (Рисуются объекты, которые изучались на занятиях). | Овощи. | 4. «Лесной пожар», 5.«Ледоход», | """Берегите лес""" |
- | " 5. «Весенние, летние, зимние, осенние зарисовки. 6. ""Дождь в лесу, городе"" и т.д." | Разные времена года | 6.«После грозы», | """Мы любим спорт""" |
- | "7.""Овощи и фрукты""." | Птицы. | 7.«Закат», | """Где не ступала нога человека"" (коллаж)." |
- | "8.""Что растёт в лесу""." | Животные. | 8. «Место, где я живу» и т.д. | |
- | "9.""Мы гуляем""." | Человек. | - | |
- | "10.Зимние забавы""." | Композиции с | - | |
- | "11.""Дом, в котором я живу""," | перечисленными объектами. | - | |
- | "12.""Мой город"" (село)," | - | ||
- | "13.""Зоопарк""." | - | ||
- | - | - | ||
- | - | - | ||
- | - | - | ||
- | - | - | ||
Игры с картиной природо-ведческого содержания.[2] | """Назови объекты на картине"", ""Что с чем связано"", ""Узнай по описанию""." | """Назови объекты живой природы"", ""Из какого мира: растительного или животного?"", ""Что расскажут наши ""помощники"" о картине""." | """Назови объекты неживой природы"", ""Когда это бывает"", ""Раньше – позже""." | """Если бы ты попал в картину...""" |
Приложение.