Заключительный этап. Подведение итогов.




Класс

Ход урока

Организационный момент

Вступительный этап.

- объявление темы урока: « А.С. Пушкин. "Узник"».

Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем изучать творчество великого русского писателя А.С.Пушкина. Именно на данном уроке мы познакомимся со стихотворением «Узник» и попытаемся проанализировать тематику, образы героев и выразительные средства. Также уделим внимание выразительному чтению лирики русского поэта.

В конце урока мы систематизируем знания и навыки, полученные на уроке, и каждый работающий на уроке получит оценку.

 

- вступительное слово учителя.

- Ребята, мы изучили биографию поэта, давайте вспомним, что происходило в жизни поэта в 1822 году?

-в какой ссылке он был?

Стихотворение «Узник» было написано в 1822 году, во время «южной» ссылки. Приехав к месту своей постоянной службы, в Кишинев, поэт был потрясен разительной переменой: вместо цветущих крымских берегов и моря — выжженные солнцем бесконечные степи. Кроме того, сказалось отсутствие друзей, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Пушкин чувствовал себя пленником. В это время и было создано стихотворение «Узник»

Выразительное чтение стихотворения (возможно наизусть)

УЗНИК.

 

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой.

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном,

 

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно.

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: "Давай, улетим!

 

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..."

 

Прежде чем анализировать стихотворение, давайте попробуем разобраться, все ли слова вам знакомы? Все ли понятны? Если не понятны, то давайте поработаем со словарем.

Узник - человек, который находится в заключении.

Темница - помещение, в котором находится заключённый, человек, лишённый свободы.

Неволя - 1.отсутствие свободы, плен, рабство. 2.принуждение.

Орёл - 1.крупная сильная хищная птица семейства ястребиных с изогнутым клювом, живущая в гористых или степных местностях. 2.переносное: о гордом, смелом, сильном человеке.

Молвить – устаревшее: сказать, произнести

Вольные - 1.свободные, независимые. 2.устар.- свободолюбивые. 3.не ограниченные какими-нибудь правилами, нормами, законами (всего 11 значений)

 

4) Постановка эвристических вопросов:

- О чём это стихотворение?

-Какая главная тема звучит в этом произведении?

-Давайте разберёмся, какое чтение ближе к авторскому замыслу

- Как вы считаете, с какой интонацией следует читать данный текст?

- Почему?

- Как вы думаете, передает ли стихотворение атмосферу ссылки? Какое это настроение?

- Назовите героев данного произведения. Где они находятся?

 

Историческая справка:

- Что за птица такая орел? Как вы можете её охарактеризовать?

Охотничьих птиц на открытом воздухе не содержали. Их «выгуливали», но недолго и привязывая. Все же остальное время птиц держали поодиночке в темных прохладных помещениях. И делалось это для того, чтобы птица выше поднималась в небо во время охоты.

Птичья охота была одной из царских забав. При Алексее Михайловиче, отце Петра I, даже боярам была запрещена соколиная охота. Право на неё имел только сам царь. И охотничьих птиц у него содержалось несколько тысяч! То было время расцвета соколиной забавы, и тогда вряд ли узника могли посадить в темницу к птице или птицу к узнику. А вот уже с Петра птичья охота перестает быть царской монополией. И состарившихся охотничьих птиц по дешевке могли продать кому угодно. Может быть, и смотреть за такой птицей мог по договоренности арестант.

 

Чтобы глубоко проанализировать стихотворение нам нужно не только понимать настроение стихотворения, его атмосферу, а также знать размеры стихотворения?

 

Работа с терминологией

Рифма- созвучие в окончании двух или нескольких слов;

Размер стихотворения:

Ямб- стихотворная двусложная стопа с ударением на втором слоге

Хорей - двусложная стопа с ударением на первом слоге

Дактиль- трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге

Выразительные средства:

эпитет- образная характеристика лица, явления посредством метафорического прилагательного;

анафора - это повторение одинаковых слов в начале стихотворных строк;

метафора - употребление слова в переносном значении.

 

 

Диалог с текстом:

 

Строфа

-Глагол «сижу» в прямом значении (на полу) или в переносном (в тюрьме)?

-Почему орёл «грустный»?

- Почему орёл не улетает на свободу во время охоты, а возвращается к хозяину?

-Такой орёл может быть символом свободы?

-Почему он машет одним «крылом»?

Какие тропы в 1 строфе использовал Пушкин? (эпитет, метафора)

Строфа

-Что значат слова «как будто»? (не на самом деле)

-Кому принадлежит прямая речь? (это мысли человека, которые тот приписывает орлу)

-Найдите тропы во 2 строфе (олицетворение).

Строфа

-Зачем 3 раза в начале строчек повторяется слово «туда»? (анафора усиливает мысль поэта)

-Зачем нужно многоточие?

-От чьего имени написано всё стихотворение? (Это монолог человека, сидящего в тюрьме, несчастного, страдающего. Узник говорит о своих желаниях, мыслях, но приписывает их орлу)

 

Работа в группах

КАРТОЧКИ

1 группа: Особенность пейзажа, цветовой гаммы, рифма и размер

2 группа: образ лирического героя, образ орла

3 группа: работа с выразительными средствами

Ребята докладывают о своей работе.

 

Заключительный этап. Подведение итогов.

1) Какова тема стихотворения? Совпал ли ваше утверждение с ответом, который вы давали в начале урока?

2) Какова основная мысль стихотворения?

3) Это произведение о свободе или о предательстве свободы?

4) Почему название «Узник»?

Слово учителя: Главная тема стихотворения «Узник» — тема свободы, ярко воплощенная в образе орла. Орел — пленник, как и лирический герой. Он вырос и вскормлен в неволе, он никогда не знал свободы и тем не менее стремится к ней. В призыве орла к свободе («Давай улетим!») реализуется идея пушкинского стихотворения: человек должен быть свободен, как птица, потому что свобода — это естественное состояние каждого живого существа.

«Узник», как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две части, отличающиеся друг от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, но постепенно тон лирического героя становится все более взволнованным. Во второй строфе спокойный рассказ стремительно переходит в страстный призыв, в крик о свободе. В третьей он достигает своего пика и как бы зависает на самой высокой ноте на словах «... лишь ветер... да я!».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: