Демонстрация слайда № 3.




Федоркив Любовь Алексеевна,

преподаватель хантыйского языка

г.Ханты-Мансийск

 

Класс

Тема: «Имя прилагательное. Воспитание в семье».

Цель: активизировать понятие об имени прилагательном; ввести в словарный запас имена прилагательные, отражающие качества человека.

Задачи:

образовательные:

· познакомить с именами прилагательными, отражающими качества человека;

· сформировать представление о традиционной системе воспитания в хантыйской семье;

· активизировать познавательную активность в усвоении новых знаний;

воспитательные:

· прививать традиционные этические нормы взаимоотношения в семье;

· воспитывать уважение к традициям семьи народа ханты;

· воспитывать гражданскую позицию по отношению к разным народам;

развивающие:

· продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, выделять главное, приводить примеры, делать выводы;

· развивать способности к самооценке;

· развивать творческие способности при инсценировке сказки.

Тип занятия: усвоение новых знаний.

Форма занятия: урок - мастерская.

Оборудование: театр теней, презентация Power Point.

Ход урока:

I.1. Организационный момент. Знакомство с планом урока.

Этапы урока:

1. Определение темы и цели.

2. Открытие новых знаний.

3. Театр теней.

4. Мастерская «Воспитание в семье».

5. Закрепление знаний.

I.2. Знакомство с системой оценивания.

- Ребята, поскольку урок посвящается теме традиционного воспитания в семье, то предлагаю вам оценивать свою работу на уроке при помощи зарубок. В культуре народа ханты зарубки являлись своеобразной передачей определенных сведений, например, количество добытой пушнины или количество спетых песен во время «Медвежьих игрищ». Зарубки делались с помощью ножа на деревьях или на специальных палочках. Я вам раздам палочки, вы после каждого этапа работы будете наносить карандашом зарубки на палочку, если ваши ответы и действия были на этом этапе были результативны.

I.3. Определение темы и цели.

Демонстрация слайда №1.

Активизациялексики по теме «Щемья» (Семья).

мама – аhки папа – ащи дочка – эви сын – пух дедушка – аhщащи, щатщащи бабушка – аhкаhки, щащи старший брат – яй старшая сестра – упи младший брат – апщи, апfлы младшая сестра – апfлнc
- Тfм ясhdт хfнты ясdhа тулмащтаldн. Переведите следующие слова на хантыйский язык.

 

- Zм няврcмdт, нын сора па zма рoпитсdты, ин па тfм ясdh хувdт лупаты муй оlаhdн муh путdрты питlув? Молодцы, вы быстро и верно справились с этим заданием, сможете ли так же быстро определить по заданным словам тему нашего занятия?

- Йина, тfмхfтl муh щемья оlаhdн путfрты питlув. Муh путfртlув няврcм хfнты щемьяйн cнмаlты оlаhdн, йиlуп ясhdт уша вcрlув. Верно, тема нашего занятия «Семья». Мы продолжим знакомиться с новыми словами по теме «Семья». Сегодня мы поговорим о воспитании в семье. Узнаем об особенностях традиционного воспитания в хантыйской семье, определим, какими же хотели видеть своих детей родители. Раскрыть эту тему нам поможет имя прилагательное. Итак, тема занятия: «Воспитание в семье. Имя прилагательное». Демонстрация слайда № 2.

I.3. Повторение знаний об имени прилагательном.

- Прилагательной нcм щит муй? Что такое имя прилагательное?

- Муйсар хурас прилагательной нcм постал? Какое значение предмета раскрывает имя прилагательное?

- Шоп, прилагательной нcм унтасн посталы ут муй хурасуп, Действительно, имя прилагательное обозначает качества предмета, а также оно обозначает качества человека. Сегодня мы должны научиться использовать в своей речи имена прилагательные, характеризующие качества человека на хантыйском языке согласно нормам и традициям хантыйского народа.

Рефлексия (1): поставьте зарубку те, кто правильно дал определение имени прилагательному, правильно вывел тему занятия.

- Переходим к следующему этапу занятия: Открытие новых знаний.

II. Открытие новых знаний

Введение новых слов.

Демонстрация слайда № 3.

Задание: Там прилагательной нcмdт lуhтаldн. Прочитайте каждый по одному имени прилагательному по цепочке.

 
 
рoпатая сfмdh – трудолюбивый вcрdh – мастеровой, деловой, занятой кашlы - пошlы – безразличный, без желания делает что-либо шак - пак – аккуратный кари - пари – расторопный, работящий шoкdh – ленивый савdр-вавdр – проворный, делает что-либо хорошо и быстро каркам – умелый, проворный апраh – проворный, активный вcрlы – не занятой, бездельник

 

 


- Тfм прилагательной нcмdт муй постdldт? Что обозначают эти прилагательные?

- Йина,прилагательной нcмdт посталат муйвурн хfннcхo рoпитdl. Хfнты ясdhdн щимdщ прилагательной нcм ар. Верно, они обозначают качества человека по отношению к труду. В хантыйском языке очень много имен прилагательных, характеризующих отношение человека к труду. Труд был основой жизни таежного человека.

- Муйсdр прилагательной нcм аршdк? Прчитайте еще раз предатсавленные прилагательные, подумайте, каких имен прилагательных больше?

- Йина. Хfнты ясdhdн ар прилагательной нcм zма рoпитты хfннcхo оldhdн. Ай няврcма fнт лупиlса lyв атум муй па шoкdh. Лупиlса тoп zм вcрldl оldhdн. Верно. В хантыйском языке положительных прилагательных, выражающих качества человека больше чем отрицательных, это связано с культурой воспитания народа ханты. Детям никогда не говорили, что они плохие, ленивые, это было не принято. Отмечали только хорошие поступки.

Работа с таблицей.

Задание: заполнить таблицу.

Демонстрация слайда № 4 ( незаполненная таблица )



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: