Федоркив Любовь Алексеевна,
преподаватель хантыйского языка
г.Ханты-Мансийск
Класс
Тема: «Имя прилагательное. Воспитание в семье».
Цель: активизировать понятие об имени прилагательном; ввести в словарный запас имена прилагательные, отражающие качества человека.
Задачи:
образовательные:
· познакомить с именами прилагательными, отражающими качества человека;
· сформировать представление о традиционной системе воспитания в хантыйской семье;
· активизировать познавательную активность в усвоении новых знаний;
воспитательные:
· прививать традиционные этические нормы взаимоотношения в семье;
· воспитывать уважение к традициям семьи народа ханты;
· воспитывать гражданскую позицию по отношению к разным народам;
развивающие:
· продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, выделять главное, приводить примеры, делать выводы;
· развивать способности к самооценке;
· развивать творческие способности при инсценировке сказки.
Тип занятия: усвоение новых знаний.
Форма занятия: урок - мастерская.
Оборудование: театр теней, презентация Power Point.
Ход урока:
I.1. Организационный момент. Знакомство с планом урока.
Этапы урока:
1. Определение темы и цели.
2. Открытие новых знаний.
3. Театр теней.
4. Мастерская «Воспитание в семье».
5. Закрепление знаний.
I.2. Знакомство с системой оценивания.
- Ребята, поскольку урок посвящается теме традиционного воспитания в семье, то предлагаю вам оценивать свою работу на уроке при помощи зарубок. В культуре народа ханты зарубки являлись своеобразной передачей определенных сведений, например, количество добытой пушнины или количество спетых песен во время «Медвежьих игрищ». Зарубки делались с помощью ножа на деревьях или на специальных палочках. Я вам раздам палочки, вы после каждого этапа работы будете наносить карандашом зарубки на палочку, если ваши ответы и действия были на этом этапе были результативны.
I.3. Определение темы и цели.
Демонстрация слайда №1.
Активизациялексики по теме «Щемья» (Семья).
|
- Zм няврcмdт, нын сора па zма рoпитсdты, ин па тfм ясdh хувdт лупаты муй оlаhdн муh путdрты питlув? Молодцы, вы быстро и верно справились с этим заданием, сможете ли так же быстро определить по заданным словам тему нашего занятия?
- Йина, тfмхfтl муh щемья оlаhdн путfрты питlув. Муh путfртlув няврcм хfнты щемьяйн cнмаlты оlаhdн, йиlуп ясhdт уша вcрlув. Верно, тема нашего занятия «Семья». Мы продолжим знакомиться с новыми словами по теме «Семья». Сегодня мы поговорим о воспитании в семье. Узнаем об особенностях традиционного воспитания в хантыйской семье, определим, какими же хотели видеть своих детей родители. Раскрыть эту тему нам поможет имя прилагательное. Итак, тема занятия: «Воспитание в семье. Имя прилагательное». Демонстрация слайда № 2.
I.3. Повторение знаний об имени прилагательном.
- Прилагательной нcм щит муй? Что такое имя прилагательное?
- Муйсар хурас прилагательной нcм постал? Какое значение предмета раскрывает имя прилагательное?
- Шоп, прилагательной нcм унтасн посталы ут муй хурасуп, Действительно, имя прилагательное обозначает качества предмета, а также оно обозначает качества человека. Сегодня мы должны научиться использовать в своей речи имена прилагательные, характеризующие качества человека на хантыйском языке согласно нормам и традициям хантыйского народа.
Рефлексия (1): поставьте зарубку те, кто правильно дал определение имени прилагательному, правильно вывел тему занятия.
- Переходим к следующему этапу занятия: Открытие новых знаний.
II. Открытие новых знаний
Введение новых слов.
Демонстрация слайда № 3.
Задание: Там прилагательной нcмdт lуhтаldн. Прочитайте каждый по одному имени прилагательному по цепочке.
|
- Тfм прилагательной нcмdт муй постdldт? Что обозначают эти прилагательные?
- Йина,прилагательной нcмdт посталат муйвурн хfннcхo рoпитdl. Хfнты ясdhdн щимdщ прилагательной нcм ар. Верно, они обозначают качества человека по отношению к труду. В хантыйском языке очень много имен прилагательных, характеризующих отношение человека к труду. Труд был основой жизни таежного человека.
- Муйсdр прилагательной нcм аршdк? Прчитайте еще раз предатсавленные прилагательные, подумайте, каких имен прилагательных больше?
- Йина. Хfнты ясdhdн ар прилагательной нcм zма рoпитты хfннcхo оldhdн. Ай няврcма fнт лупиlса lyв атум муй па шoкdh. Лупиlса тoп zм вcрldl оldhdн. Верно. В хантыйском языке положительных прилагательных, выражающих качества человека больше чем отрицательных, это связано с культурой воспитания народа ханты. Детям никогда не говорили, что они плохие, ленивые, это было не принято. Отмечали только хорошие поступки.
Работа с таблицей.
Задание: заполнить таблицу.
Демонстрация слайда № 4 ( незаполненная таблица )