Демонстрация слайда № 10.




Не вода кормит рыбака, а сети – рoпатая сfмdh (трудолюбивый).

Топор и нож держи острыми, нарту и лодку держи наготове - жизнь не одинакова – ш ак - пак (аккуратный).

Если будешь сидеть сложа руки, рыба и зверь домой не зайдут – шoкdh (ленивый).

Проверка задания.

- Zма ма путрcм хoldнтcаldн ин па лупаты муй оldhdн там мир zсdh: Сcм тfйldн – ванта па вcра и щиты? Ребята, вы узнали о том, как воспитывались дети в традиционной хантыйской семье, прочитали хантыйские пословицы, попробуйте объяснить смысл пословицы: Глаза есть – смотри и делай также.

Ответы детей.

Рефлексия (2): Верно ли вы подобрали к именам прилагательным пословицы, объяснили смысл половицы, оцените свою работу.

Физминутка: Демонстрация слайда № 11.

вoн – большой (потянулись), ай – маленький (присели), ващ – узкий (сжались), вутdh – широкий (распахнули руки), пfста – быстрый (побежали), апраh – ловкий (попрыгали).

- Переходим к третьему этапу занятия.

III. Театр теней.

- Народная мудрость нашла отражение и в сказках. Мудрость народных сказаний заключается в том, что из обычной ситуации можно сделать важный жизненный вывод на примере героев сказки. Одной из таких поучительных сказок является известная вам сказка «Кукушка». На нашем занятии мы посмотрим необычную постановку этой сказки в Театре теней. В завершении просмотра сказки необходимо ответить на вопрос: За что были наказаны дети?

Инсценировка хантыйской сказки «Көккөк» при помощи Театра теней.

Демонстрация слайда № 12.

- Поаплодируем нашим артистам. Так за что же были наказаны дети? Эта сказка имеет одну особенность: она глубоко западала в душу детей. Сказка всегда имела огромный воспитывающий эффект. Дети боялись и боятся того, что происходящее в сказке когда-нибудь случится с ними.

- Воспитание уважения к старшим, к матери – было важнейшим в культуре ханты. В традиционной культуре народа ханты не принято было наказывать детей. Если дети ленились, то, как правило, взрослые этого не замечали, но мама или бабушка затем обязательно рассказывали сказку про ленивых детей, так, например, в этом случае на Казыме очень любят рассказывать сказку «Кукушка». В хантыйских сказках, как правило, отсутствовала «мораль». Выводы из сказок дети делали сами.

Рефлексия (3).

- Закончился очередной этап занятия, оцените свою работу, верно ли вы ответили на поставленный вопрос.

IV. Мастерская «Воспитание в семье».

- Сейчас мы с вами порассуждаем о том, как же воспитывали в традиционной семье и попробуем вывести определенные правила. Каждый из вас должен высказать свою точку зрения. Никто не должен оспаривать мнение товарища, критиковать и оценивать. Ваша задача внимательно выслушать каждого участника и поддержать его. Каждый начинает рассуждать с предложения:

Демонстрация слайда № 13. Ма нoмdсlум… (Я думаю…)

- Всем спасибо за ответы, а я думаю, что воспитывали так:

Демонстрация слайда № 14.

1) воспитывали личным примером;

2) воспитывали сказкой;

3) воспитывали в процессе игр.

- Спасибо каждому участнику мастерской. Мы принимаем мнение каждого. Оцените свою работу.

Рефлексия (4)

Педагог: Итак, переходим к следующему этапу занятия.

V. Закрепление знаний.

- В культуре народа сложилась система ценностей, которая отражает идеал человека, каким ему быть. Эти ценности закреплены в словах – прилагательных, отражающих качества человека.

Задание: подберите подходящие по смыслу прилагательные к данным словам, составляя рассказ о своей семье.

Демонстрация слайда № 15.

моя мама (аhкcм) мой папа (ащcм) мой дедушка(аhщащcм, щатщащcм) моя бабушка (аhкаhкcм, щащcм) мой старший брат (яйcм) моя старшая сестра (упcм) мой младший брат (апщcм, апfлcм) моя младшая сестра (апfлнchcм) я (ма) рoпатая сfмdh вcрdh кашlы - пошlы шак - пак кари - пари шoкdh савdр-вавdр каркам апраh вcрlы

Выполнение задания детьми, проверка задания.

- Ребята,послушайте мой рассказ о семье.

Аhкcм рoпатая сfмdh. Ащcм вcрdh. Яйcм кари – пари. Апfлнchcм каркам. Ма апраh.

Демонстрация слайда № 15.

Педагог: Закончился очередной этап нашего занятия, оцените свою работу, как вы составили рассказ о своей семье.

Рефлексия (5).

VII. Подведение итогов.

- …. Закончились пять этапов нашего занятия, каждый из вас хорошо поработал, давайте подведем итоги. Демонстрация слайда № 15.

Задание: расскажите, что нового вы узнали сегодня или чему научились, с помощью фраз…

  Ма тfмхfтl уша вcрсум… (Я сегодня узнал(а) …) йиlуп прилагательной нcмdт новые имена прилагательные
прилагательной нcмdт хfннcхo рoпитты оldhdн. прилагательные, характеризующие качества человека
муйвурн няврcм cнмаllа хfнты щемьяйн о воспитании в хантыйской семье
Ма тfмхfтl вoнlтыlсум… Я сегодня научился (ась) путарты щемья оldhdн. составлять рассказ о семье

 

- Подсчитайте количество зарубок на своих палочках и поделитесь, как Вы оценивали себя на каждом этапе занятия.

- Пoмащипа няврcмdт, тfмхfтl zма рoпитсdты! Нын рoпатая вcра сfмаhdт! Молодцы! Замечательно поработали, вы очень трудолюбивые. Спасибо за работу!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: