Мотивы создания глобальной стратегии
Каждая фирма уникальна по своему, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала и еще многих факторов.
Для того чтобы добиться оптимального функционирования, предприятие должно выбрать хорошую стратегию, которая, в свою очередь, должна строиться на сильных позициях.
Яркими примерами ведения глобального бизнеса и осуществления глобальной стратегии являются фирмы Coca-Cola, PepsiCo, McDonalds, Procter&Gamble, Sony, Kodak и другие крупнейшие корпорации или, как их раньше называли, транснациональные компании.
Мотивами могут выступать:
1.Доступ к дешевым ресурсам.
2.Перекрестное субсидирование. Глобальная стратегия позволяет использовать ресурсы, полученные в одной части мира, для победы в конкурентной борьбе в другой его части
3.Доступ к стратегически важным рынкам.
4.Международная конкуренция
5.Национальные ресурсы и возможности
6.Желание выйти на международный рынок
7.Получение дополнительной прибыли
Этапы создания стратегии бизнеса.
Создание стратегии предприятия предусматривает этапы:
1. определение периода формирования стратегии;
2.выбор стратегических целей деятельности фирмы;
3.определение направлений стратегических мероприятий и источников их финансирования;
4.конкретизацию стратегических программ (проектов) и сроков;
5.оценку разработанной стратегии;
6.пересмотр стратегии в зависимости от изменения внешних условий и состояния внутренней среды предприятия.
Продолжительность первого этапа зависит от общего состояния экономики и развития рынка, а с учетом последних 2-х десятилетий - от состояния глобальной экономики.
В условиях нестабильной экономики прогнозы развития предприятий не превышают 3-5 лет. В странах с развитой экономикой крупнейшие компании прогнозируют свою деятельность на 10-15 лет.
Варианты глобальных стратегий.
Глобализация.
Когда организация выбирает стратегию глобализации,это означает, что она использует стандартные товарные и рекламные стратегии во всем мире. Такой подход основывается на предположении о том, что для многих потребительских товаров и товаров производственного назначения существует единый глобальный рынок. В соответствии с этим предположением люди везде хотят покупать одни и те же продукты и вести одинаковый образ жизни, например, пить «Кока-колу» и есть гамбургеры McDonald's.
Стратегия глобализации может помочь организации повысить эффективность за счет стандартизации проектирования и производства продукта, использования общих поставщиков, более быстрого распространения продуктов по всему миру, координации цен и исключения дублирования производственных мощностей. Например, GilletteCompanyрасполагает крупными производственными предприятиями, имеющими общих поставщиков и использующими одинаковые процессы для производства во всем мире товаров со стандартными техническими характеристиками.
Благодаря глобализации даже только отделы маркетинга помогают корпорациям экономить миллионы долларов. По данным одной из компаний, производящей потребительские товары, в каждой стране, где используются типовые рекламные ролики, компания экономит до $2 млн только за счет сокращения производственных издержек. Еще больше средств экономится благодаря стандартизации дизайна и упаковки.
Мультирегиональная стратегия.
Мультирегиональная стратегияпредполагает адаптацию организации к условиям конкуренции в каждой стране в отдельности. Таким образом, мультинациональная компания может присутствовать во многих странах, но при этом поощрять модификацию и адаптацию маркетинга, рекламы и проектирования продукта с учетом специфических потребностей каждой страны.
Многие компании отвергают идею единого глобального рынка. Им известно, что французы не желают пить за завтраком апельсиновый сок, что в некоторых районах Мексики стиральный порошок используется для мытья посуды и что население Ближнего Востока предпочитает зубные пасты с пряными ароматами.
Например, кредитные карты мало используются в Японии и Германии. В то же время в Японии покупателям нравится оплачивать коммунальные услуги и другие счета в магазинах товаров широкого ассортимента. Поэтому 7-ElevenJapan также предоставляет людям возможность оплачивать покупки, сделанные через Интернет, в местных магазинах сети 7-Eleven.
Транснациональная стратегия
Транснациональная стратегияпризвана обеспечить и глобальную интеграцию, и учет национальной специфики. Реализовать по-настоящему транснациональную стратегию очень трудно, так как одна ее цель требует жесткой глобальной координации, а другая — локальной гибкости. Но многие компании, испытывая в связи с усилением конкуренции потребность повышения глобальной эффективности, сталкиваются с необходимостью более полного учета национальной специфики.
Глобальная стратегия важна для полной реализации возможностей предприятия: фирма, которая боится стать глобальной, рискует потерять свои позиции и на внутреннем рынке. Даже если глобальная стратегия не подходит для бизнеса, может быть полезным проведение глобального внешнего анализа. Анализ конкурентов, рынков и тенденций в других странах способен привести к определению важных возможностей, угроз и стратегических вопросов. Такой анализ, конечно, более труден, поскольку необходимо учитывать различия культур, экономических систем и политических рисков.
Любая стратегия имеет свои плюсы и минусы.