Физкультминутка «Минутка отдыха»




Урок № 17

Тема. Профессиональная музыка. Связь народной и профессиональной музыки

Цель. Познакомить учащихся с понятиями профессиональная музыка, народная песня в профессиональной музыке и с особенностями профессиональной музыки, творчеством М. Глинки на примерах его симфонических произведений.

Развивать умения учащихся давать характеристику музыкальному образу произведения, различать на слух средства музыкальной выразительности, развивать умение создавать визуальные образы к музыкальному произведению, продолжать развивать умение создавать собственные песни на основе стихотворного текста.

Воспитывать интерес к произведениям русской классической музыки, песен композиторов.

Тип урока: комбинированный, урок введения в тему.

Оборудование: музыкальный инструмент, проигрыватель, иллюстрации к музыкальному произведению и песни или мультимедийная презентация, портрет М. Глинки.

Основные понятия для усвоения: профессиональная музыка, профессиональная вокальная музыка.

Произведения, изучаемые на уроке:

• М. Глинка. «Камаринская», оркестровая фантазия на две

русские темы.

• М. Глинка. Испанская увертюра № 2 «Воспоминания о летней

ночи в Мадриде ».

• «Зимняя сказка». А.Пинегин, А.Усачев

 

Ход урока

1. Организационный момент. Вход под музыку музыку М. Глинки

Мотивация к обучению.

3. Актуализация опорных знаний: фронтальный опрос - народные

песни в профессиональной музыке.

Представление темы урока

Беседа о творчестве М. Глинки и его симфонических произведениях.

Известный российский композитор Михаил Глинка стремился сделать

свою музыку близкой и понятной многим. Возможно, поэтому

почти все его оркестровые произведения написаны на основе народных песен

и танцевальных мелодий.

Так, в симфонической фантазии «Камаринская» композитор использовал

две русские народные песни: свадебную «Из-за гор, гор высоких» и

быструю, веселую, танцевальную «Камаринская».

Именно в этом произведении Глинка воплотил черты национального характера, ярко изобразил картины народных гуляний, которые видел в селе Новоспасское Смоленской губернии, где провел детство. Композитор не

просто сделал обработку народных песен для симфонического оркестра,

а написал новое произведение, во время слушания которого создается впечатление, будто играют народные инструменты и на сцене происходит народный праздник с танцами и песнями.

В других произведениях - испанских увертюрах для оркестра - М. Глинка

использовал испанские народные мелодии как воспоминание о своем пребывании в Мадриде.

Музыкальный словарь

Профессиональная музыка - музыка, которую создает композитор.

Иногда она тесно связана с народной музыкой. Народные произведения

продолжают «жить» в произведениях мастеров.

 

5. Музыкальное восприятие. М. Глинка. «Камаринская», оркестровая

фантазия на две русские темы; М. Глинка. Испанская увертюра № 2

«Воспоминания о летней ночи в Мадриде».

Анализ музыкального произведения.

- Какое впечатление произвела на вас музыка М. Глинки? Чувствуются ли

в ней народные мелодии?

- Какие средства выразительности использовал композитор в произведениях, чтобы приблизить симфоническую музыку к народной?

- Что особенного в музыке танцевальной «Камаринская»?

- Одинаковая ли по характеру музыка звучит на протяжении произведения? со скольких

- Из скольких частей состоит «Камаринская»?

- Как связаны между собой профессиональная и народная музыка?

Беседа о музыкальных произведениях, созданных на основе народных мелодий

Симфоническая фантазия «Камаринская» Глинки имела большое

влияние на развитие русской симфонической музыки и стала своеобразным

образцом для других композиторов, которые тоже начали использовать

народные мелодии в своем творчестве. В частности, М. Балакирев написал

две увертюры на русские темы, а П. Чайковский ведущей темой в

финале симфонии №4 сделал русскую народную песню «В поле береза

стояла »и использовал народные мелодии во Второй симфонии

и концерте №1 для фортепиано с оркестром.

Еще в юношеские годы М. Глинка заинтересовался музыкой народа.

Физкультминутка «Минутка отдыха»

8. Попевки. Упражнения для развития музыкального слуха и голоса

(по выбору учителя).

 

9. Разучивание песни. «Зимняя сказка». А.Пинегин, А.Усачев

Тихо-тихо сказку напевая,
Проплывает в сумерках зима,
Тёплым одеялом укрывая
Землю, и деревья, и дома.

Над полями лёгкий снег кружится,
Словно звёзды падают с небес.
Опустив мохнатые ресницы,
Дремлет в тишине дремучий лес.

Спят на ёлках золотые совы
В сказочном сиянии луны.
На опушке леса спят сугробы,
Как большие белые слоны.

Всё меняет форму и окраску,
Гасят окна сонные дома,
И зима, рассказывая сказку,
Засыпает медленно сама...
И зима рассказывая сказку,
Засыпает медленно сама.

Новогодние праздники уже прошли, но зимушка-зима каждый день нам

дарит замечательную зимнюю сказку. Ознакомимся с песней В. Островского.

Осознание содержания песни и особенностей мелодического состава песни.

Разучивание мелодии песни. Исполнение первого куплета и припева.

Музыкальный словарь

Песни, которые создают композиторы, относятся к профессиональной

Вокальной музыке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: