Урок № 17
Тема. Профессиональная музыка. Связь народной и профессиональной музыки
Цель. Познакомить учащихся с понятиями профессиональная музыка, народная песня в профессиональной музыке и с особенностями профессиональной музыки, творчеством М. Глинки на примерах его симфонических произведений.
Развивать умения учащихся давать характеристику музыкальному образу произведения, различать на слух средства музыкальной выразительности, развивать умение создавать визуальные образы к музыкальному произведению, продолжать развивать умение создавать собственные песни на основе стихотворного текста.
Воспитывать интерес к произведениям русской классической музыки, песен композиторов.
Тип урока: комбинированный, урок введения в тему.
Оборудование: музыкальный инструмент, проигрыватель, иллюстрации к музыкальному произведению и песни или мультимедийная презентация, портрет М. Глинки.
Основные понятия для усвоения: профессиональная музыка, профессиональная вокальная музыка.
Произведения, изучаемые на уроке:
• М. Глинка. «Камаринская», оркестровая фантазия на две
русские темы.
• М. Глинка. Испанская увертюра № 2 «Воспоминания о летней
ночи в Мадриде ».
• «Зимняя сказка». А.Пинегин, А.Усачев
Ход урока
1. Организационный момент. Вход под музыку музыку М. Глинки
Мотивация к обучению.
3. Актуализация опорных знаний: фронтальный опрос - народные
песни в профессиональной музыке.
Представление темы урока
Беседа о творчестве М. Глинки и его симфонических произведениях.
Известный российский композитор Михаил Глинка стремился сделать
свою музыку близкой и понятной многим. Возможно, поэтому
почти все его оркестровые произведения написаны на основе народных песен
и танцевальных мелодий.
Так, в симфонической фантазии «Камаринская» композитор использовал
две русские народные песни: свадебную «Из-за гор, гор высоких» и
быструю, веселую, танцевальную «Камаринская».
Именно в этом произведении Глинка воплотил черты национального характера, ярко изобразил картины народных гуляний, которые видел в селе Новоспасское Смоленской губернии, где провел детство. Композитор не
просто сделал обработку народных песен для симфонического оркестра,
а написал новое произведение, во время слушания которого создается впечатление, будто играют народные инструменты и на сцене происходит народный праздник с танцами и песнями.
В других произведениях - испанских увертюрах для оркестра - М. Глинка
использовал испанские народные мелодии как воспоминание о своем пребывании в Мадриде.
Музыкальный словарь
Профессиональная музыка - музыка, которую создает композитор.
Иногда она тесно связана с народной музыкой. Народные произведения
продолжают «жить» в произведениях мастеров.
5. Музыкальное восприятие. М. Глинка. «Камаринская», оркестровая
фантазия на две русские темы; М. Глинка. Испанская увертюра № 2
«Воспоминания о летней ночи в Мадриде».
Анализ музыкального произведения.
- Какое впечатление произвела на вас музыка М. Глинки? Чувствуются ли
в ней народные мелодии?
- Какие средства выразительности использовал композитор в произведениях, чтобы приблизить симфоническую музыку к народной?
- Что особенного в музыке танцевальной «Камаринская»?
- Одинаковая ли по характеру музыка звучит на протяжении произведения? со скольких
- Из скольких частей состоит «Камаринская»?
- Как связаны между собой профессиональная и народная музыка?
Беседа о музыкальных произведениях, созданных на основе народных мелодий
Симфоническая фантазия «Камаринская» Глинки имела большое
влияние на развитие русской симфонической музыки и стала своеобразным
образцом для других композиторов, которые тоже начали использовать
народные мелодии в своем творчестве. В частности, М. Балакирев написал
две увертюры на русские темы, а П. Чайковский ведущей темой в
финале симфонии №4 сделал русскую народную песню «В поле береза
стояла »и использовал народные мелодии во Второй симфонии
и концерте №1 для фортепиано с оркестром.
Еще в юношеские годы М. Глинка заинтересовался музыкой народа.
Физкультминутка «Минутка отдыха»
8. Попевки. Упражнения для развития музыкального слуха и голоса
(по выбору учителя).
9. Разучивание песни. «Зимняя сказка». А.Пинегин, А.Усачев
Тихо-тихо сказку напевая,
Проплывает в сумерках зима,
Тёплым одеялом укрывая
Землю, и деревья, и дома.
Над полями лёгкий снег кружится,
Словно звёзды падают с небес.
Опустив мохнатые ресницы,
Дремлет в тишине дремучий лес.
Спят на ёлках золотые совы
В сказочном сиянии луны.
На опушке леса спят сугробы,
Как большие белые слоны.
Всё меняет форму и окраску,
Гасят окна сонные дома,
И зима, рассказывая сказку,
Засыпает медленно сама...
И зима рассказывая сказку,
Засыпает медленно сама.
Новогодние праздники уже прошли, но зимушка-зима каждый день нам
дарит замечательную зимнюю сказку. Ознакомимся с песней В. Островского.
Осознание содержания песни и особенностей мелодического состава песни.
Разучивание мелодии песни. Исполнение первого куплета и припева.
Музыкальный словарь
Песни, которые создают композиторы, относятся к профессиональной
Вокальной музыке.