ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЛИНИЙ.




ДОКЛАД ПРО ОПЕРУ «ВОЙНА И МИР».

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.

Опера создавалась на протяжении двенадцати лет. Ее первоначальный план возник весной 1941 года. Охваченный патриотическим порывом, композитор совместно с либреттистом М. А. Мендельсон-Прокофьевой создал в течение нескольких месяцев большую часть произведения. В последующие годы оно расширялось, дополнялось новыми картинами и эпизодами, редактировалось. К 1943 году опера была в основном закончена и впервые показана в концертном исполнении в Москве 16 октября 1944 года (в исполнении под фортепиано); 12 июня 1946 года на сцене Малого оперного театра в Ленинграде состоялась премьера первой части «Войны и мира», то есть начальных 8 картин (к этой постановке была дописана вторая картина — «Бал у екатерининского вельможи» и десятая — «Сцена военного совета русского генералитета в Филях», созданная для предполагавшейся постановки второй части оперы). Требовательный к себе автор, прислушиваясь к критике, продолжал работать над своим замыслом до последних дней жизни.

В гениальной эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир», написанной в 1863—1869 годах, дана обширная галерея действующих лиц, показаны разнообразные картины жизни светского общества и народа в период, когда решались исторические судьбы России. Содержание романа, естественно, не могло полностью войти в оперу. Композитор вместе с либреттистом отобрали те эпизоды и события, которые давали наиболее благодарный материал для создания музыкально-драматического произведения. Не пытаясь точно следовать за развитием сюжета романа, авторы оперы выделили узловые моменты сюжета. Их основной задачей было отчетливо выявить патриотическую идею толстовской эпопеи, показать красоту и богатство душевного мира героев драмы. Таким образом, в оперу вошёл период с 1809 по 1812 годы.

 

Музыкальная характеристика героев.

В музыкальной характеристике героев широко используется принцип лейтмотивов.

Так, Наташа Ростова характеризуется как поэтичная девушка. Лейттема её звучит во вступлении к первой картине. Звучит флейта, которую сопровождают контрапункты скрипок. Рельефность мелодических линий. Её черты – непосредственность, восторженность, порывистость выражаются в её ариозо. Её жажда счастья выражается в вальсе на балу у екатерининского вельможи.

Андрей Болконский характеризуется как человек задумчивый. Здесь есть первое ариозо. Андрей характеризуется как человек, потерявший веру в счастье. «Светлое весеннее небо. Разве это не обман.» тематика связана с тем самым дубом. Князь Андрей ассоциирует себя с дубом, который болен и несчастен несмотря на весну. Во втором ариозо Андрей совсем другой. После пения девушек в Отрадном он вновь научился надеяться, любить, верить.

Русский народ характеризуется как мужественный и непреклонный. Он показан в ораториальном «Эпиграфе», в хорах из 8 и 11 картин, В большой арии Кутузова и в заключительном хоре победы.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА НАРОДНО-ЭПИЧЕСКИХ ЛИНИЙ.

Народная тема изображена обобщённо и уже в эпиграфе. Этот самый эпиграф может быть исполнен в начале оперы вместо увертюры, а может и перед восьмой картиной. Текст – из одноимённого романа Толстого и «Военных записок» Д. Давыдова. «Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию». Здесь показан гнев русского народа по отношению к тем силам, которые покушаются на независимость России. Жёсткая современная гармония, своеобразные гармонические обороты, неустоёчивые и диссонирующие гармонии. Русский колорит показан при помощи размера – пять четвертей. Динамизированная фактура. Нетипичные гармонические обороты, применение медных духовых инструментов.

Восьмая картина. Первая сцена называется «Перед Бородинским сражением». Здесь тексты солдатских песен 1812 года, воспроизведение мелодического склада и интонации русских народных песен. Здесь показана глубокая решительность русского народа в борьбе с французами.

Дальше идут два хора: хор смоленских крестьян и хор ополченцев.

Хор смоленских крестьян «Чёрный дым над Смоленском поднимается» выражает народное бедствие, фразы исполняют различные группы хора и оркестра. Хор «как пришёл к народу наш Кутузов» - выражен боевой дух народа.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЛИНИЙ.

Во всей опере есть глубокий психологический анализ при помощи средств музыки. Так первая картина – это «Отрадное». Эта картина является как бы одним большим ноктюрном, выражающим мечты о любви, философские размышления. Это выражено через небыстрый темп и скромный гармонический рисунок.

Во второй картине психологический фон бала у екатерининского вельможи изображается путём характерных танцев. Здесь величественные пьесы (полонез и ода) контрастируют с лирическим вальсом, который танцует Наташа Ростова с Андреем Болконским. Тема вальса звучит и в монологе Андрея перед Бородинским сражением, в сцене предсмертной встречи Андрея с Наташей.

Драматизм показан в третьей картине. Здесь показан старый князь Николай Болконский, который не желает родства с Ростовыми. Наташа обижена на старого князя. Она жаждет увидеть Андрея сию минуту. Состояние Наташи выражено плавной, хроматической, секвентно развивающейся мелодией. Гармония 1 и 3 ступени. Это трепетная любовь к Андрею.

В 4, 5 и 6 картинах показано, как Анатоль Курагин увлёкся Наташей. Тут показано лицемерие Анатоля Курагина (вальс обольщение). Наташа готова к побегу с Курагиным, ещё не понимая, что он за человек.

В шестой картине показаны переживания Наташи. Полученные в результате лжи Анатоля Курагина. Она заикается, а в оркестре в это время звучит один и тот же мотив. Она осуждает саму себя за неправильный поступок.

12 картина. «Тёмная изба в Мытищах». Картина основана на принципе сквозного развития. Андрей тяжело ранен, бредит и страдает. Здесь есть и мотив вальса. Показывается фрагмент воспоминания о счастье и последующая гибель Андрея. Его партия является декламационно- выразительной, а на втором плане – невидимый хор «пити пити». Остинатная линия хора показывает последние минуты жизни Андрея, и его последующую смерть.

Здесь звучит знакомый вальс из сцены первого бала Наташи. Кроме того. Здесь применён кинематографический приём – наплыв. Постепенно этот мотив оттеняется призрачными звучаниями оркестра.

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: