По типу контактов с респондентом




· Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)

· Заочное (анкетёр отсутствует)

· Рассылка анкет по почте

· Публикация анкет в прессе

· Публикация анкет в интернете

· Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

Онлайн анкетирование

С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника.

 

 

39Психологическое тестирование

Психологическое тестирование (раздел психодиагностики) — исследование определённых психологических качеств и свойств личности путем использования психологических тестов. Психологическое тестирование используется при отборе на работу, в психотерапии и психологическом консультировании и пр.Хороший психолог (не обязательно с дипломом психолога: это может быть опытный руководитель, квалифицированный кадровик, внимательный психиатр) расскажет вам о человеке все или почти все без всякого тестирования. Иногда для этого достаточно беседы, иногда и беседа не нужна, достаточно одного взгляда: на лицо человека, на его походку, достаточно услышать интонации его разговора. Однако хороших психологов мало, а разбираться в людях нужно, и вот тут пригождаются как раз психологические тесты.Что могут, а что не могут психологические тесты? Труднее всего в человеке определить две казалось бы элементарные вещи: здравый смысл и порядочность. Другие психологические особенности (экстраверсия, доброжелательность, общий интеллект, невротизм, открытость опыту) - поймать с помощью тестов вполне реально.Основные характеристики психологических тестов - это валидность, надежность, репрезентативность и достоверность. Валидность - это соответствие результатов теста той характеристике, для измерения которой он предназначен. Надёжность - свойство теста давать при повторном измерении близкие результаты. Надёжность как внутренняя согласованность - направленность всех элементов тестовой шкалы на измерение одного качества. Репрезентативность - соответствие между нормами (интервалами на тестовой шкале), полученными на выборке, и нормами, которые могут быть получены на популяции. Достоверность - свойство теста противодействовать фальсификации - намеренному или бессознательному искажению результатов испытуемыми.В процессе разработки и апробации разные исследователи могут менять количество и состав вопроса теста, но в таком случае трудно сопоставлять результаты, полученные разными исследователями. Только со временем создается стандартизованный тест — психологический тест с четко определенными неизменным списком вопросов, инструкцией, методами обработки результатов и подсчета баллов. На создание эффективного психологического теста уходит от 10 лет работы авторских коллективов. Качество теста обеспечивается многоступенчатой процедурой проверки и стандартизации его шкал. Тестов, прошедших адаптацию к российской действительности 1990-х годов мало, поэтому выбор хороших психологических тестов для оценки персонала затруднен.Профтестирование, или тестирование в кадровой работе — метод отбора кандидатов для выполнения работы. В профтестировании различаются две основные категории тестов: тесты, созданные для оценки эффективности исполнения работы, профессиональных знаний и умений; и тесты, созданные для оценки черт характера и свойств (специальных способностей), которые способствуют эффективному исполнению работы.Психологический тест — стандартизированное задание (испытание), по результатам выполнения которого судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого. Тесты, по которым судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого, занимают промежуточное положение между психологическими, образовательными и профессиональными тестами.Тесты личности (Personality tests) — тесты психологического тестирования, направленные на изучение характера, способностей, эмоций, потребностей и других свойств человеческой личности. (См.Классификация психотипов). Личностные тесты подразделяются на проективные тесты, личностные опросники и тесты деятельности (ситуационные тесты, кейсы).

Тест интеллекта — тесты психологического тестирования, направленные на изучение степени развития интеллекта у человека.Вербальный тест (Verbal test) — тест, построенный на использовании языка, когда тестируемый, выполняя задание, должен не совершать действия, а описать их словами.Тест достижений (Achievement test) — стандартизированный тест, конструируемый на учебном материале и предназначенный для оценки уровня овладения учебными знаниями и навыками.Тест на профессиональную пригодность — психологический тест, направленный на выявление индивидуальных интересов и предпочтений, помогающий определить наиболее предпочтительную для конкретного человека работу.При приеме на работу в качестве тестов также нередко используются тест имитации и кадровый спектакль. Тест имитации — психологический тест, состоящий в том, что человеку предлагается выполнить задание, хотя ситуация, в которой предстоит выполнить задание, не воссоздается. Кадровый спектакль - процедура, где претендентам дается твореское групповое задание, требующее командной работы и выявляющее такие личностные характеристики, как готовность брать на себя инициативу, ответственность, позитив и конструктив во взаимодействии.Результаты тестов нередко представляют в виде психограммы (Psychogram), графически наглядно изображая результаты исследования психической деятельности индивида с помощью ряда тестов.

40 Метод анализа продуктов деятельности основывается на том, что в результатах работы человека оказываются его знания, умения и навыки, способности, внимательность и наблюдательность, черты характера. Следовательно, продукты деятельности дают возможность увидеть в них самые разнообразные психические качества и свойства личности, уровень их развития.Продуктами деятельности учащихся являются их письменные работы, изделия, рисунки, модели, фотографии и др. Сравнивая работы, учащийся выполняет в разное время, на разных этапах обучения, можно выявить уровень его развития, совершенство умений и навыков, аккуратность, мастерство, сообразительность, настойчивость и т.д. Именно это должно стать предметом анализа продуктов деятельности, а не, например, стоимость произведенного продукта.Продукты деятельности ученика можно анализировать также в процессе их создания. Наблюдая этот процесс, можно выявить не только его качество, но и динамику, темп работы, сноровку в действиях, отношение к заданию. Данные наблюдения помогают глубже и всесторонне познать умственные, эмоциональные, волевые и характерные качества и свойства личности.В психологии, в частности в педагогической практике, широко применяют метод опроса, когда нужно выяснить уровень понимания подопытным задач, жизненных ситуаций, употребляемых в обучении и практической деятельности понятий (естественнонаучных, технических, социальных) или когда нужна информация об интересах, взглядах, чувствах, мотивах деятельности и поведения личности. К наиболее распространенным разновидностям опроса как метода психологического исследования относятся беседа, интервью, анкетные и социометрические исследования.

Беседа - это целенаправленная разговор с подопытным с целью выяснения представления или понимания ним явлений природы и общества, научных вопросов, взаимозависимости, причин и следствий, убеждений, идеалов, идейной направленности. Поставленные вопросы должны быть четкими и ясными, направленными на психологические явления. В беседе необходимо добиваться не только констатирующих ответов, но и объяснения, мотивации, то есть ответов на вопросы не только "что это такое?", но и "почему?", "как?".Одним из вариантов беседы является интервью, которое используют в психологических и социологических исследованиях. В интервью оказываются мысли, мнения, факты из жизни респондента, т.е. подопытного, его отношение к политическим событиям, ситуациям, социальных явлений и т.п.Интервью может быть не стандартизированным и стандартизованным. В не стандартизированном интервью вопросы респондента формулируются не до конца и могут изменяться в процессе исследования, а в стандартизированном виде они представляют собой определенную систему и формулируются четко.

 

 

41 Как мы уже упоминали проективный метод направлен на исследование личности. На развитие проективного метода существенное влияние оказали классический психоанализ, холистическая психология и экспериментальные исследования New Look. Эти направления в психологии принято считать теоретическими источниками проективного метода. Каждый из них внес что-то свое в его обоснование.Психоанализ как главный теоретический источник внес в проективный метод основные объяснительные категории: "принцип проекции" как "защитный механизм", "бессознательное".Проективные методики, с точки зрения психоанализа, направлены на диагностику причин дезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтов и способов их разрешения (механизмов защиты). Условием любого проективного исследования является неопределенность тестовой ситуации (см. здесь – 2). Это способствует снятию давления реальности, и личность в таких условиях проявляет не конвенционные, а присущие ей способы поведения. Процесс взаимодействия личности с малоструктурированным стимульным материалом носит характер проецирования, т.е. вынесения вовне бессознательных влечений, инстинктов, конфликтов и т.д.Холистическая психология внесла в проективный метод понимание личности как целостной, уникальной системы. Следовательно, познание субъективного внутреннего мира личности должно исключать ее изучение путем выявления некоторых общих закономерностей и их сопоставления со "средней личностью" (как в стандартизованных методах). Отношения личности и ее социального окружения есть процесс структурирования "жизненного пространства" в целях создания и поддержания "личного мира". Проективный эксперимент, с точки зрения холистической психологии, моделирует эти отношения: испытуемый перед лицом неопределенной ситуации получает свободу в выборе элементов "жизненного пространства" и способов их структурирования.Экспериментальные исследования New Look внесли в проективный метод новые объяснительные категории: "контроль" и "когнитивный стиль", а также понимание процесса восприятия как селективного (избирательного) относительно стимулов: 1) релевантных (соответствующих), 2) противоречащих и 3) угрожающих потребностям индивида. Проективная продукция, или, иными словами, "ответ" респондента на поставленную задачу (3), с точки зрения New Look, рассматривается как результат сложной познавательной деятельности, в которой воедино спаяны как когнитивные (познавательные), так и аффективно-мотивационные компоненты личности, то есть "когнитивный стиль" и "контроль".

2. Общая характеристика проективных методик: преимущества и недостатки [23]Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта.Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:

1. особенностями стимульного материала;

2. особенностями поставленной перед респондентом задачи;

3. особенностями обработки и интерпретации результатов.

2. Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т.д.

3. Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, – одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик – замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.

4. Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.

Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.В некоторых методиках разработаны параллельные формы (Метод чернильных пятен Хольцмана (2)) как пример решения проблемы надежности. Существуют подходы и к решению проблемы валидности проективных методик.Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.

3. Классификация проективных методик [24]Как в литературе по психометрическим тестам, так и в литературе по проективным методикам можно встретить разные классификации этих методов. Приведенная классификация наиболее полно охватывает диапазон проективных методик.

1. Методики дополнения. Стимульный материал:

o набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые "приходят на ум" в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К.Г. Юнга).

o Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения ("Неоконченные предложения").

o Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов ("Кто Я?").

2. Методики интерпретации. Стимульный материал – набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди).

3. Методики структурирования. Малоструктурированный стимульный материал (Толкование случайных форм Г.Роршаха).

4. Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения).

5. Методики изучения продуктов творчества. Предметом интерпретации является рисунок, который рисует респондент ("Дом. Дерево. Человек", "Дерево", "Человек", "Два дома", "Рисунок семьи", "Пиктограмма", " Автопортрет", "Картина мира", "Свободный рисунок", "Несуществующее животное").

42 Психика — это свойство животных и человека отражать объективный мир в его связя.и.отношениях. Психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какими-то потребностями. Это субъективное, избирательное отражение. При этом существующая независимо от человека объективная реальность преобразуется в субъективную психическую реальность, преломляясь через индивидуальность субъекта в процессе его поведенияидеятельности.
Психика человека состоит из трех групп психических явлений.
- психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные и другие);
- психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.);
- психические свойства человека (темперамент, способности, характер, направленность личности).
Психическая деятельность зависит от особенностей человеческого организма и функционирования коры головного мозга, в которой выделяют:
- сенсорные зоны (принимают и обрабатывают информацию от органов чувств и рецепторов);
- моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);
- ассоциативные зоны (служат для переработки информации).
В психологии существуют и другие представления о структуре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессознательное, предсознательное и сознательное.
Главное отличие психики человека от психики животных — это наличие сознания, особенно самосознания.
Сознание – это высший уровень психического отражения действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, пре- дусмотрение их последствий, контроль и управление поведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом. Самосознание - неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя какличности.
Исторически сознание возникло вместе с мышлением и речью в процессе деятельности и общения людей. Сознание ребенка также развивается в процессе взаимодействия с людьми. Человек может терять сознание во время сна, обморока, шока, под влиянием наркоза, хотя психика при этом и продолжает функционировать. Формы сознания: индивидуальное, групповое и общественное. Первые два изучаются психологией, третье — общественными науками.
Структуру сознания можно рассматривать в плане различных аспектов отношения человека к миру. Как следует из самой этимологии слова «сознание», его ядром является знание, а также формы его проявления и преобразования (ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение). Различные формы знания составляют весьма существенную часть содержания сознания, но не исчерпывают его полностью. Не менее важным компонентом сознания являются эмоциональные переживания, а также воля, выражающаяся в целенаправленности.действий.человека. Поведение рассматривается как целеориентированная активность организма (психики) в интересах осуществления контакта с внешним миром. В его основе лежат потребности, над которыми надстраиваются исполнительные действия, направленные на их удовлетворение. Перечень форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом человека из простой предметной в более сложную социальную среду. Однако уже на относительно ранних этапах филогенезного развития психики возникает психическая реальность, требующая ориентировочно-исследовательского поведения. Его основной задачей стало обследование окружающего мира и формирование определенного образа ситуации для осуществления регуляции двигательного поведения в соответствии с условиями решения стоящей задачи. Однако если для животного характерно лишь то, что они способны ориентироваться только на непосредственно воспринимаемых особенностях окружающей среды, то человек, в силу развития коллективного труда, может основывать на символических формах представления предметных взаимоотношений. В этом случае его поведение приобретает своеобразную форму, обозначаемую понятием деятельность. Психологический анализ показывает, что всякая деятельность человека - это не только приспособление его к природе. Изготовить орудие труда, пусть даже самое примитивное - значит познать определенные закономерности объективно существующей материальной действительности. И не только познать, но и сознательно воздействовать на нее. Чрезвычайно важно и то, что человек предвидит результат выполняемой деятельности и на основе этого управляет своими действиями. Следовательно, речь идет о сознательном компоненте его психики, формируемом в процессе предшествующей жизни. Для более полного понимания этого феномена необходимо учитывать, что в онтогенезе человек проходит несколько этапов развития, каждый из которых отражает определенный вид деятельности. В детстве это игра. Чуть позже - учеба. И, наконец, профессиональная деятельность. Все эти виды деятельности человека протекают на фоне его осознанного взаимодействия с окружающей средой, а, следовательно, включают в себя соответствующие структурные компоненты. В их перечень входят: мотивы, побуждающие его к деятельности; цели, как ее прогнозируемые результаты; операции (локальные действия), с помощью которых деятельность реализуется.тТакова эволюционная характеристика человеческой психики. В настоящее время она представляет собой высший уровень субъективного отражения объективной реальности, основу которого составляют психические процессы.

43Психика, ее природа, механизмы, функции и стадии развития. Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Природа и механизмы:

психика – это свойство только живой материи. Причем, не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Не вся живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

1. главная особенность психики – способность отражать объективный мир, т.е. высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире.

2. живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Раздражимость – определенное свойство, отличающее живую материю от неживой. Внешне выражается в проявлении вынужденной активности живого организма (наблюдается уже у простейших организмов – амеба и даже у растений, так называемый «тропизм» - вынужденное движение).

Чувствительность – более сложная форма реагирования, сочетающая более сложное анатомическое строение живого организма и его реагирование на сложный комплекс факторов внешней среды. По Леонтьеву – появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики. Характеризует общую способность к ощущениям.

Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведениями различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличии от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение.
Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Сознание – высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Человека отличает от животных механизмы протекания сознания, которые зародились в процессе социального развития человека.
В результате действия механизмов человек выделяет себя из окружающей среды и формирует свою «Я-концепцию» и критичность.

Функции психики: большинство авторов выделяют 2 основных ф-ции психики:

1. ф-ция отражения, способствующая познанию окружающего мира;

2. ф-ция регуляторная, дающая возможность регулирования своих действий и поведения.

3. ф-ция сохранение целостности организма (Маклаков).

Функции взаимосвязаны между собой и являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

Стадии развития психики: Леонтьев А.Н. – 3 стадии

1. Стадия элементарной чувствительной (сенсорной) психики – отражает одно свойство предмета или явления, непосредственно воздействующее на органы чувств (пчела летит на запах).

2. Стадия перцептивной психики – отражает предмет или явление в совокупности свойств в виде образа.

3. Стадия интеллектуального поведения (элементарного мышления) – животное мысленно устанавливает связи между предметами в данной ситуации, но не могут отразить ситуацию в понятиях.

44Развитие психики в филогенезе. Основные этапы развития поведения и психики животных. Филогенез – исторический процесс развития и формирования человека как вида. Развитие психики в филогенезе качественное изменения психики, происходящее в рамках эволюционного развития живых существ, обусловлены осложнением их взаимодействия с окружающей средой. Психика как способность ощущения возникла из раздражимости живых существ, развивалась в связи с образование и развитием их нервной системы и прошла ряд стадий сенсорной – перцептивной интеллектуальной – к формированию сознания. Происхождение психики: Раздражимость – избирательная реакция на воздействие внешней среды. Чувствительность – способность к ощущениям и восприятию (постепенно формируется способность отражать целостно в виде образов, что создает основу для более сложной формы реагирования поведения). Поведение – сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды (человек способен формировать осознанное и целенаправленное поведение – сознание). Сознание – высший уровень психического отражения, регуляции поведения и деятельности, присуще только человеку как общественно-историческому существу: -структура (совокупность знаний о мире, выделение себя из окружающего мира, отношение к себе и окружающему миру, способность определять цели деятельности и направлять свою активность на их достижение); - свойства (активность, направленность, способность к рефлексии, критичность, избирательность, наличие бессознательного); - происхождение (создание орудий, появлении человеческих обществ, развитие коммуникаций, формирование законов нравственности и морали, развитие речи). Этапы развития поведения и психики у животных: На стадии элементарной чувствительности животных (амебы, рыбы, земноводные) реагируют только на отдельные свойства предметов внешнего мира, поведение определяется врожденными инстинктами. (самосохранение, питание, размножение). Структура и цель каждой формы закреплены генетически. Это стадия элементарного поведения и элементарной психики. На стадии предметного восприятия (птицы, млекопитающие) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов. Животные способны обучатся, появляются индивидуальные приобретенные навыки поведения. Перемены в поведении объясняются развитием нервной системы головного мозга (увеличение и усложнение его структуры). Среди органов чувств начинает преобладать зрение, одновременно развиваются и органы движения. Главной физиологической основой поведения животных на этой стадии развития являются процессы образования нервных связей в коре полушария головного мозга – условных рефлексов. Эта стадия навыков и предметного восприятия. На стадии интеллектуальной психики появляется способность животных отражать межпредметные связи, ситуацию в целом. В результате животные способны обходить препятствия, изобретать новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальный характер носят действия многих животных, но в особенности человекообразных обезьян и дельфинов. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации

45Инстинктивное поведение это: Инстинктивное поведение совокупность генетически фиксированных врожденныхпроявлений внешней активности животных. И. п. выступает у всех представителей одного вида примерно водинаковых формах и направлено на обеспечение наиболее важных для существования особи ипродолжения вида жизненных отправлений. Относительная автономность и сравнительно малаяизменчивость И. п. определяются сформировавшимися в ходе филогенеза устойчивыми связями вцентральной нервной системе (наследственно закрепленными «программами действия»). Поэтому И. п.непосредственно не зависит от конкретного индивидуального опыта животного, хотя развивается вонтогенезе в сочетании и взаимодействии с процессами научения. В ряде случаев признаки объектов, накоторые направлены инстинктивные действия, фиксируются в памяти путём запечатления (См.Запечатление). Инстинктивные действия, из которых слагается И. п., состоят из комплексов четкоскоординированных инстинктивных движений и поз, а также звуковых и др. сигналов, секреторных процессов,явлений терморегуляции, изменения окраски и др. процессов, совершающихся в определеннойпоследовательности. Таким образом, И. п. — сложная целостная реакция всего организма. Биологические проблемы И. п. животных, его развитие в филогенезе и роль как фактора эволюцииизучает Этология. При этом анализ И. п. ведётся в различных аспектах: функциональном (рольинстинктивных действий в разных сферах жизнедеятельности питании, размножении, защите и т. д.),каузальном, или мотивационном (анализ внутренних и внешних факторов И. п.), и эволюционногенетическом (происхождение инстинктивных действий, развитие филогенетически более новыхинстинктивных движений из более древних и т. п.). Сравнительная психология и Зоопсихология изучают И. п.как источник и проявление наследственно закрепленных, видотипичных форм психического отражения уживотных и как одну из биологических предпосылок и основ психической деятельности человека. Всовременных исследованиях понятие И. п. постепенно вытесняет менее точное и недостаточнодифференцированное понятие.

46Научение - относительно постоянные изменения в поведении, происходящие в результате практики - взаимодействия организма со средой. Благодаря практике могут обучаться как люди, так и животные.Научение - приобретение (и результат) индивидуального опыта, приобретение знаний, умений и навыков, когда это происходит само собой, естественно, без постановки специальной цели научить или научиться. Результат научения - выученное поведение. Научение - одно из основных понятий этологии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: