Налоговая безопасность: ее сущность, значение и уровне




КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ФИЛИАЛ «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»

ДИСИПЛИНА:СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫЭБ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Выполнила:Гербекова Д. С.

Студентка 3 курса

Экономическая безопасность

Заочное отделение

Проверил:кэн.доц.Глоов М.Б.

Черкесск 2017

Целостность экономического пространства страны.

Социально-экономическое пространство – это совокупность всех отраслей материального производства и сферы услуг, это институты и инфраструктуры по обслуживанию производства и обмена, транспортная и коммуникационная среда, информационные потоки; это пространство людей, перемещающихся с различными целями – бизнес, туризм, обучение в других странах.

Особую роль в развитии и эволюции экономического пространства России играют приграничные и приморские территории. В настоящее время 45 из 83 субъектов РФ являются приграничными и приморскими, они занимают 3/4 территории страны, где проживает около 1/2 ее населения.

Существующие количественные и качественные параметры экономического пространства — плотность, размещение, связанность, емкость, территориальные разрывы характеризуют основные направления использования территории.

Россия — относительно слабозаселенная страна, отличающаяся полиэтничностью и многоконфессиональностью. По результатам последней переписи населения (2010 г.) на ее территории проживало свыше 100 народов, принадлежащих четырем языковым семьям — индоевропейской (85% населения), алтайской (почти 10%), уральской (2%) и кавказской (2%).

Огромный пространственный потенциал России представляет собой резерв развития и безопасности страны, стратегический ресурс государства, значение которого меняется во времени и зависит от изменений, происходящих в системе мирового хозяйства и мировой политики. В течение столетий огромные пространства России от Балтики до Тихого океана являлись символом величия страны.

Территория России является местом для создания так называемых международных и транспортных коридоров, определяющим возможность и интенсивность экономических связей между отдельными частями и элементами пространства.

Огромная территория России располагает и значительным ландшафтным потенциалом, обеспечивающим выполнение важных природно-биологических функций, которые поддерживают экологическое равновесие в системах, сохраняют флору и фауну, позволяют осваивать природные и культурно-исторические рекреационные ресурсы. Уникальность России состоит в наличии естественного облика природы на гигантских просторах. Такие уникальные особенности российского пространства создают для страны неординарные хозяйственные условия, возможности и ограничения в международном разделении труда, предполагают определенную ответственность перед Мировым сообществом и известные права в качестве уникальной территории Земли.

НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Налоговая безопасность: ее сущность, значение и уровне

В современных условиях развития рыночной экономики, углубление процессов интеграции и глобализации значение налогов в обеспечении национальной экономической безопасности возрастает во много раз.

Налоги являются основным источником финансовых ресурсов, централизуются государством для обеспечения общественно необходимых и законодательно установленных потребностей. Предоставление государством общественных благ и услуг, связанных с созданием новых рабочих мест и поддержанием общей занятости, социальным обеспечением и социальной защитой, образованием и здравоохранением, правоохранительной деятельностью, финансируется преимущественно за счет налоговых поступлений.

С налоговой системой и налоговой политикой связаны интересы не только государства, но и всех граждан, слоев и групп населения, предприятий и организаций. Налоги и налоговая политика в современных условиях является одним из важнейших объектов рыночных реформ. Налоги влияют на состояние экономики, бюджетной, финансовое обеспечение органов местного самоуправления, от них зависит способность государства выполнять свои функции.

Следовательно, налоговая безопасность является важным элементом системы обеспечения экономической безопасности государства.

Налоговая безопасность государства - это такое состояние налоговой системы, который характеризуется устойчивостью и стабильностью всех ее элементов, предполагает рост ресурсного потенциала страны с целью обеспечения социально-экономического развития государства, устойчивость ее финансовой системы, способность противостоять внутренним и внешним угрозам Украины.

Различают следующие критерии определения налоговой безопасности: ресурсно-функциональный, статический и нормативно-правовой (рис. 1.17).

Учитывая многогранность понятия налоговой безопасности, сложность взаимосвязей и взаимозависимости различных ее элементов, а также необходимость учета экономических интересов физических и юридических лиц - плательщиков налогов, регионов и государства в целях обеспечения устойчивого экономического роста, налоговая безопасность включает в себя следующие уровни:

национальная налоговая безопасность;

• региональная налоговая безопасность;

• налоговая безопасность налогоплательщиков.

Национальная налоговая безопасность - состояние экономики, который обеспечивает гарантированное поступление налоговых платежей в бюджет, что позволяет обеспечить защиту национальных интересов в условиях меняющейся внешней среды.

Региональная налоговая безопасность - это состояние налогообложения в регионе, определяется уровнем местного налогообложения.

Налоговая безопасность налогоплательщиков - это финансово-экономическое положение налогоплательщика, обеспечивает минимизацию налоговых рисков при условии соблюдения налоговой дисциплины.

Объектом налоговой безопасности является налоговая система. Субъектами налоговой безопасности является государство, которое выполняет свои функции в этой сфере через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, юридические и физические лица.

Система налогообложения, которая представляет собой совокупность налогов и сборов, существующих в государстве, является одним из ключевых факторов, обеспечивающих экономическое развитие и социально-экономический рост в стране. Неэффективная система налогообложения может быть дестабилизирующим фактором для развития экономики и приводить к увеличению теневого сектора, который является прямой угрозой стабильному экономическому функционированию страны и, как результат, способствует снижению уровня налоговой безопасности государства. Уклонения от налогообложения значительно сокращает доходную часть бюджета страны, не позволяя государству в полном объеме финансировать социальные, инвестиционные, оборонные и правоохранительные программы, в конечном итоге формирует угрозу социальной стабильности в обществе.

Итак, налоги как ресурсный фактор могут быть для государства как средством обеспечения безопасности, так и причиной усиления угроз и рисков (сокращение налоговых поступлений в бюджет). Налоги и налоговую политику следует рассматривать как: ресурсы и инструмент обеспечения экономической безопасности - с одной стороны, и фактор риска - с другой. Таким образом, влияние системы налогообложения на налоговую безопасность реализуется со следующих позиций характеристики налогов и сборов: ресурсного фактора, находящегося в распоряжении государства; инструмента влияния на экономические и социальные процессы; фактора обратной зависимости функционирования государства от налогоплательщиков, ведь нарушение налоговой безопасности может стать реальной угрозой существованию государства.

Важным аспектом обеспечения налоговой безопасности является соблюдение прав, обязанностей и ответственности субъектов налоговых отношений, существенно определяется уровнем налоговой культуры в государстве.

Налоговая культура - это часть общенациональной культуры страны, отражает уровень развития общества, выраженный в действующих нормах системы налогообложения, глубине налоговых знаний населения, осознании необходимости выполнения налоговых обязательств, исполнении своих обязанностей как налогоплательщиками, так и государством. Таким образом, налоговая культура касается всего общества и включает в себя сознательное отношение к налогового процесса на всех его участников.

Значительное влияние на налоговую безопасность страны имеют ряд факторов, которые делятся на количественные и качественные. Среди основных количественных факторов выделяют:

• налоговый потенциал территорий и возможности его дальнейшего наращивания

• нормативы распределения налоговых ресурсов между бюджетами разных уровней;

• величину налоговой нагрузки на экономику страны, региона, предприятия, домохозяйства;

• уровень затрат государства на налоговое администрирование и контроль.

Качественными факторами, влияющими на налоговую безопасность, являются:

• стабильность функционирования налоговой системы;

• эффективность системы налогообложения, при которой угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму;

• наличие налоговых стимулов развития производства и предпринимательства, привлечения инвестиций и перехода экономики на инновационный путь;

• гармонизация налоговой системы с другими странами;

• наличие налоговых и таможенных стимулов обеспечения конкурентоспособности национальной экономики.

Каждый из указанных факторов способен иметь как положительный, так и негативное влияние налогов на уровень налоговой безопасности в стране.

К стратегическим целям обеспечения налоговой безопасности пока следует отнести: обеспечение эффективного социально-экономического развития страны, повышения финансовой устойчивости и стабильности финансовой системы государства, улучшения качества жизни населения и увеличение ее продолжительности, переход экономики Украины на инновационный путь развития.

Тактическими целями следует считать минимизацию расходов, связанных с налогообложением, и нейтрализацию налоговых угроз, обусловленных современными условиями функционирования государства.

Основными мероприятиями, направленными на повышение уровня налоговой безопасности и нейтрализацию угроз налоговой безопасности, являются:

• выявление критических ситуаций, при которых прогнозируемые и реальные показатели налоговой деятельности достигают или выходят за пределы пороговых значений;

• разработка мероприятий по выводу налоговой системы из зоны налогового риска и устранения последствий реализации угроз;

• осуществление экспертизы принимаемых нормативно-правовых актов и решений по налоговым вопросам с позиции налоговой безопасности Украины;

• обеспечение соответствия системы налогообложения направлениям государственной налоговой политики;

• повышение уровня налоговой культуры;

• соблюдение правового характера налоговых отношений;

• повышение уровня поступления налогов за счет качества ос долгосрочного и краткосрочного оптимального прогноза и планирования;

• создание более полной и прозрачной системы налогового управления, предусматривает автоматизацию сбора финансово-хозяйственной информации, необходимой для эффективного прогнозирования, планирования и оптимального управления;

• разработка автоматизированной информационной системы налоговой безопасности, которая обеспечивает успешное выполнение поставленных целей, а также непрерывное отслеживание критических индикаторов выполнения налоговых планов.

Таким образом, основными условиями, определяющими уровень налоговой безопасности государства и влияют на ее обеспечение, являются: соответствие системы налогообложения направлениям государственной налоговой политики и современным условиям экономического развития, высокий уровень налоговой культуры; правовой характер налоговых отношений; согласованность всех элементов функционирования налоговой системы страны.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: