Кипренский Орест Адамович




Русский художник, живописец и график, мастер портретной живописи.

Родился 13 (24) марта 1782 года на мызе Нежинской. Предположительно был внебрачным сыном помещика А.С. Дьяконова. Мать – крепостная крестьянка. Отчем – Адам Швальбе.

C 6 лет пошел в Петербургскую Академию художеств.

В 16 лет Кипренский был принят в класс исторической живописи, которая в то время считалась высшим жанром изобразительного искусства. Учителя – Г.И. Угрюмов и Г.Ф. Дуайен. По окончанию он получает право на заграничную поездку. Но поездку на время пришлось отложить (войны)

Кипренский О. А. одним из первых в России начал разрабатывать портретную композицию, в которой социально-сословная престижность модели была окончательно заменена интересом к личности человека, признанием его самоценности. По сути, является одним из создателей романтического стиля в живописи России.

В эти годы он живет во многих городах России (Москва, Тверь, Спб) К этому времени относится - Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова (1809г, холст, масло, 162 x 116 cм. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)

  • Особенно ярко обобщенный образ героя своего времени выражен в облике гусара

Давыдова. На большом холсте, почти в рост, на фоне героического предгрозового пейзажа изображен молодой полковник с умным отважным лицом. Воин, испытавший «упоение в бою», рыцарь долга и чести и задумчивый мечтатель. Необыкновенно эффектные красочные сочетания усиливают романтическую приподнятость этой, по выражению автора, «почти картины». Портрет написан в пору войн с Наполеоном, в преддверии освободительной эпопеи 1812 года. В нем отразился во всей поэтической мощи культ героической личности, храброго и сильного воина. Фигура лейб-гусарского офицера, стоящего в небрежной картинной позе, полна мужественной грации. Цветовой ряд портрета, построенный на сочетании звучных пятен красного, белого, темно-коричневого цветов.

Кипренского увлекает раскрытие личности, ее неповторимою обаяния. Главное внимание он уделяет лицу воина, в котором есть одухотворенность, мечтательная задумчивость, лирическая приподнятость.

С портретом связана целая эпопея поисков. Около 130 лет считалось, что на портрете изображен известный герой-партизан Денис Давыдов, «поэт, рубака, весельчак».

Ходили мнения, что зображен другой человек, что у Дениса Давыдова был брат по имени Евдоким Васильевич; возникло предположение, что его и писал Кипренский.

 

В 1816 году Кипренский отправляется в Италию. В этот период он был завален заказами, к этому же периоду относится одна из самых известных его картин - "Портрете Мариуччи" или Девочка в маковом венке (1819г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва)

  • Модель изящно и очень по-детски облокотилась на высокий стол и обернулась к

зрителю. Прекрасно переданы пластика движения, чистота и естественность ребёнка. Кажется, она минутой раньше что-то спросила и ждет ответа, который затянулся...

Любопытно, что эту картину итальянцы посчитали работой старого мастера. Кипренский писал в Россию: «Мне в глаза говорили... якобы в нынешнем веке никто в Европе так не пишет, а особенно в России может ли кто произвести оное чудо».

Позировала ему десятилетняя девочка Мариуччи, к которой художник необычайно привязался и проявлял о ней исключительную заботу. Уезжая из Италии, он устроил её в школу при католическом монастыре, где она и жила.

 

В 1824 году он возвращается в Россию. Покровитель – Шереметьев. В 1827 году художник пишет знаменитый портрет А.С. Пушкина.

  • Пушкин выглядит торжественно и романтично.

Этот портрет предназначался для друга Пушкина - поэта Дельвига. Пушкин, написанный Кипренским, как будто спокоен и задумчив. Но эти непослушные волосы, большой светлый лоб, устремленный вдаль взгляд ясных голубых глаз, легкий поворот головы - все говорит о внутренней взволнованности, которая никогда не оставляет поэта. Сложенные на груди руки, переброшенный через плечо клетчатый плащ, бронзовая фигура Музы, богини - покровительницы поэзии, с лирой в руке стоящая за его плечом, делают образ Пушкина еще более возвышенным.

Друзья поэта находили, что Пушкин получился у Кипренского "пасмурен". Один из них сказал, что на лице поэта видны "печали жизни". Наверно, так и есть. "Печали жизни" - это казнь и каторга декабристов, "друзей, братьев, товарищей", как называл их Пушкин, подавленность и равнодушие, охватившие людей вокруг, неволя, на которую были обречены и художник и поэт. Пушкин и Кипренский, конечно, не раз с горечью беседовали об этих "печалях жизни".

Портрет работы Кипренского очень понравился Пушкину. "Себя как в зеркале я вижу",- написал он в стихах, обращенных к художнику.

Взгляд Пушкина, устремленный вдаль, покоряющая духовная сила, исходящая от него, подчеркивают небудничный, вдохновенный облик поэта.

Скрещённые на груди руки поэта, складки плаща, наброшенного на плечи, — всё это характерные признаки романтического героя, отрешённого от окружающего мира и погружённого в свои мысли. Живой взгляд пушкинских глаз выражает вдохновение и сосредоточенность. Поэт как бы прислушивается к внутреннему голосу. Пушкин показан в самый счастливый, светлый момент — момент творчества.

 

Вернувшись в Италию, О.A.Кипренский осуществил давно принятое решение — жениться на Мариучче (Анне-Марии Фалькуччи), которую он разыскал. Для этого ему пришлось в июне 1836 г. принять католичество, и в июле он обвенчался без огласки. Не известно, обрел ли он желанный покой. Некоторые современники вспоминали, что он ссорился с молодой женой и жестоко пил, другие об этом умалчивают.

17 октября 1836 года Кипренский Орест Адамович умер в Риме от воспаления лёгких и был погребён там же в церкви Сант-Андреа делле Фратте. Дочь Клотильда родилась уже после его смерти.

Брюллов Карл Павлович

Выдающийся русский живописец. Профессор Петербургской академии художеств (с1836 г.), почётный член Миланской, Болонской, Флорентийской, Пармской академий.

Родился в обрусевшей немецкой семье в Петербурге 12 (23) декабря 1799. Отец - академик, резчик по дереву и гравёр.

Учился в Академии художеств (1809-1821), в частности у А. И. Иванова. Благодаря редкой одаренности и изрядной домашней подготовке он с первых шагов резко выделялся среди своих сверстников.

С 1823-1835 работал Карл Брюллов в Италии, выехав туда как "пенсионер". Пишет в основном картины на мифологические и библейские темы, так же на бытовые («Итальянское утро», «Полдень» и т.д.)

В Италии он знакомится с Юлией Самойловой.

В 1832 году по просьбе графини Юлии Павловны Самойловой Брюллов пишет картину Всадница (1832г,холст, масло, 291,5х206 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва) На картине изображены две воспитанницы графини Самойловой — Джованина и Амацилия Пачини.

Скромную воспитанницу графини Ю.Самойловой - Джованину, художник осмелился изобразить так, как до него изображали только титулованных особ или прославленных полководцев.

Задумав написать «Всадницу», Брюллов поставил перед собой задачу создать большой конный портрет. (парадный портрет) В нем он использовал мотив прогулки, позволившей передать фигуру в движении.

На всем скаку останавливает всадница разгоряченного коня. Уверенная ловкость амазонки вызывает неподдельное восхищение у подбежавшей к балкону маленькой девочки, как бы призывая зрителя разделить ее восторг.

Возбуждение и динамика передается лохматой собаке ожесточенно лающей на вздыбленного коня. Взволнован и пейзаж с накренившимися от ветра деревьев. Тревожно по небу бегут перистые облака, беспокойными пятнами ложатся на землю пробивающиеся сквозь густую листву лучи заходящего солнца.

 

В этот период окончательно формируется и его дар рисовальщика. Он выступает и как мастер светского портрета, превращая свои образы в миры сияющей, "райской" красоты. На родину в 1835 художник возвращается уже как живой классик.

По возвращению на родину основным в творчестве художника становится портрет. Художник создал целую галерею образов своих современников.

Все более слабея от болезни, с 1849 Брюллов живет на острове Мадейра, а с 1850 - в Италии. Умер Брюллов в местечке Мандзиана (близ Рима) 23 июня 1852.

 

 

А теперь мы с вами перейдем к самой известной картине Брюллова - «Последний день Помпеи» (1827—33) (Холст, масло. 465,5×651 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)

Помпеи – некогда богатый и процветающий город в Италии. 24 августа 79 года произошло мощное извержение Везувия, уничтожившего цветущий город Помпеи, расположенный у подножия вулкана. Более полутора тысяч лет Помпеи оставались погребенными под слоем вулканической лавы и пепла. Впервые город был обнаружен совершенно случайно в конце 16 века при производстве земляных работ. Археологические раскопки начались здесь в середине XVIII века. Они вызывали особый интерес не только в Италии, но и во всем мире. Многие путешественники стремились побывать в Помпеях, где буквально на каждом шагу находились свидетельства внезапно оборвавшейся жизни античного города. Брат Брюллова участвовал в раскопках и сам Брюллов часто бывал там.

 

Мысль о большой исторической картине не покидала Брюллова. Еще в 1822 году художник приехал в Помпею и был поражен зрелищем раскопанного археологами мертвого города. У художника возник замысел: изобразить трагедию последних минут гибнущего города.

Тем более на 5 год пребывания за границей, за ним уже числилось несколько серьезных работ, которые имели немалый успех в художественной среде, но ни одна из них не казалась самому художнику вполне достойной его таланта. Он чувствовал, что еще не оправдал возложенных на него надежд. Стали ходить разговоры, что он не способен на нечто большое, что ему не хватит терпения сделать большое произведение.

Подстрекаемый этими разговорами и впечатлением о городе, плюс ходили слухи о новом извержении и Европа вновь вспомнила про потерянный город, Брюллов начинает работу. Он рассказывает о своих замыслах А.Н. Демидову и тот обещает помочь материально художнику.

Стремясь к наибольшей достоверности изображения, Брюллов изучил материалы раскопок и исторические документы. Он читает письма свидетеля событий Плиния Младшего к римскому историку Тациту. Архитектурные сооружения на картине восстановлены им по остаткам древних памятников, предметы домашнего обихода и женские драгоценности скопированы с экспонатов, находящихся в Неаполитанском музее. Фигуры и головы изображенных людей писаны в основном с натуры, с жителей Рима. Многочисленные наброски отдельных фигур, целых групп и эскизы картины показывают стремление автора к максимальной психологической, пластической и колористической выразительности.

И даже когда эскиз будущего полотна был готов, Брюллов около десятка раз перегруппировывает сцену, меняет жесты, движения, позы.

В 1830 г. художник начал работу на большом холсте. Он писал на таком пределе духовного напряжения, что, случалось, его буквально на руках выносили из мастерской. Наконец, к середине 1833 г. полотно было готово.

Задолго до окончания работы о картине заговорила, когда же она была выставлена была выставлена в Милане, итальянцы пришли в неописуемый восторг.

Во Франции картина не сыскала столько аваций, но он получил золотую медаль.

Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. Картину привезли в Россию в июле 1834 года, и она сразу же стала Предметом патриотической гордости, оказалась в центре внимания русского общества.

Анатолий Демидов подарил картину Николаю I.

Е. А. Боратынский сочинил по этому случаю знаменитый афоризм: "Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днем!"

 

…Черный мрак навис над землей. Кроваво-красное зарево окрашивает небосвод у горизонта, и ослепительная вспышка молнии на мгновение разрывает тьму. Перед лицом смерти обнажается суть человеческой души. Вот юный Плиний уговаривает мать, упавшую наземь, собрать остатки сил и попытаться спастись. Вот сыновья несут на плечах старика отца, стремясь поскорее доставить драгоценную ношу в безопасное место. Подняв руку навстречу рушащимся небесам, мужчина готов грудью защитить своих близких. Рядом — коленопреклоненная мать с детьми. С какой невыразимой нежностью жмутся они друг к другу! Над ними — христианский пастырь с крестом на шее, с факелом и кадилом в руках. Со спокойным бесстрашием взирает он на пылающие небеса и рушащиеся статуи прежних богов. А в глубине холста ему противопоставлен языческий жрец, бегущий в страхе с жертвенником под мышкой. Такая несколько наивная аллегория провозглашает преимущества христианской религии над уходящей языческой. Слева на втором плане — толпа беглецов на ступенях гробницы Скавра. В ней мы замечаем художника, спасающего самое дорогое — ящик с кистями и красками. Это — автопортрет Карла Брюллова.

Самая центральная фигура полотна — знатная женщина, упавшая с колесницы, символизирует прекрасный, но уже уходящий античный мир. Оплакивающий ее младенец — это аллегория нового мира, символ не иссякающей силы жизни. «Последний день Помпеи» убеждает в том, что главная ценность в мире — это человек. Губительным силам природы Брюллов противопоставляет духовное величие и красоту человека. Воспитанный на эстетике классицизма, художник стремится придать своим героям идеальные черты и пластическое совершенство

 

Идеей картины стала народная драма. Брюллов попытался показать не сам исторический факт гибели города, а чувства людей в момент катастрофы. В картине уживаются элементы классицизма (деление картины на 3 треугольника, идеально прекрасные герои, противопоставление положительных и отрицательных персонажей) и романтизма (динамичность, достоверность, естественность (освещение) все группы картины равнозначны)

 

Домашнее задание

Подготовить доклад о картине Брюллова - Портрет Ю.П Самойловой с приёмной дочерью Амалией

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: