Психофизиологические и возрастные особенности поведения дошкольников на улицах и дорогах




У ребенка 3-4 летнего возраста при ознакомлении с новыми незнакомыми предметами сохраняется тесное взаимодействие восприятия и двигательных действий. Поэтому ребенку нужен непосредственный контакт с предметом. При первом ознакомлении с любым объектом немногочисленные движения его глаз осуществляются внутри видимой фигуры. Поэтому вероятность зрительного узнавания сложных, незнакомых ребенку предметов находится на уровне случайности (50 %). Память носит непроизвольный характер. Ребенок не ставит перед собой никакой цели запомнить какие-либо объекты или слова. Они запоминаются как результат восприятия и наиболее точно и прочно в тех случаях, когда образы или явления эмоционально окрашены.

У ребенка 4-5 летнего возраста почти все процессы активности мозга (образование, кратковременное хранение информации, воспроизведение следов возбуждения) происходят на подсознательном уровне. Активизация его внимания возможна лишь при условии эмоционально окрашенных стимулов. Восприятие им дорожной среды непосредственно. Его действия подчинены быстро меняющимся замыслам. Он легко воспринимает то, что можно ярко представить и эмоционально пережить. Поэтому, попав в зону движущегося транспорта, ребенок отвлекается на все, что его в данный момент заинтересует. Он может активно реагировать не на ту машину, которая представляет опасность, а на более яркую, привлекательную. Ребенок данного возраста лучше ориентируется в происходящем на расстоянии до5 метров. Ему трудно заметить и точно оценить действия, которые происходят на большем расстоянии.

В 5-6 лет благодаря расширению поля зрения и развитию глазомера у ребенка увеличиваются возможности проследить события, совершающие в 10-метровой зоне. В этом возрасте поле зрения у ребенка настолько мало, что составляет десятую часть поля зрения взрослого человека.

Скорость реакции у дошкольника 6-летнего возраста на световой или звуковой раздражитель выше, чем у детей более старшего возраста. У детей данного возраста много времени уходит на то, чтобы отличить один сигнал (раздражитель) от другого для того, чтобы выбрать правильное направление движения. У дошкольника неустойчивое и быстрое истощение нервной системы, клетки коры головного мозга легко истощаются, и быстро наступает состояние утомления и рассеянности. Стремление играть в любых ситуациях способствует непредсказуемости и импульсивности в поведении ребенка. У дошкольника отсутствует способность быстро принимать решения, формировать пространственные программы движения, соразмерять скорость движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него. В экстремальной ситуации, когда ребенок поставлен перед выбором, как поступить, он легко теряется, впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в ЦНС. Дошкольник плохо распознает источники звуков. Он слышит только те звуки, которые ему интересны. Есть и индивидуальные особенности поведения дошкольника. Для ребенка с сильной нервной системой при громком сигнале автомобиля такой ребенок отреагирует быстро. Для ребенка со слабой нервной системой при сильных раздражителях возникает реакция торможения. У дошкольника не развита координация движения, и он не сможет одновременно выполнять сразу несколько действий. Дошкольник неспособен видеть издалека приближающейся транспортные средства и оценивать дорожную ситуацию. Он начинает наблюдение за движением на дороге, только подойдя к краю проезжей части. Ребенок по разному реагирует на различные виды транспортных средств. Он боится больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивает опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов. Дошкольник не понимает, что автомобиль не может остановится мгновенно, даже если водитель видит ребенка.

 

 

Организация и содержание воспитания и дидактических занятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

Программа по воспитанию и формированию у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах и дорогах.

В ДОУ программа воспитания детей безопасному поведению на улице не является самостоятельной, а входит составной частью в общую программу воспитания и жизни детей в детском саду. Вопросы по тематике дорожной безопасности реализуются через отдельные направления общей программы.

Под ознакомлением дошкольников с окружающим миром имеется в виду изучение дорожной среды.

Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах предусматривает действия дошкольников на улице, дорогах, в транспорте.

Развитие речи включает вопросы изучения слов, выражений, слоганов, в том числе, по тематике дорожной безопасности и тд.

Для каждой возрастной группы дошкольников воспитателем или методистом разрабатывается своя методика проведения дидактических занятий, согласно возрастным особенностям группы.

 

Дидактические закономерности и принципы воспитания и формирования у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах и дорогах

В зависимости от возрастных особенностей детей воспитатель самостоятельно определяет формы и методы проведения дидактических занятий по следующей тематике:

¾ дорога в дошкольное учреждение

¾ опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению

¾ предвидение опасности на улицах

¾ виды транспортных средств

¾ правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке (жилая зона)

¾ нахождение на улице со взрослыми, правила перехода проезжей части дороги

¾ опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров

¾ виды и сигналы светофоров

¾ пешеходный переход (подземный, наземный, «зебра»)

¾ дорожные знаки для пешеходов

¾ развитие глазомера по определению расстояния до приближающихся транспортных средств, определение направлений их движения, опасные повороты автомобилей

Объем учебного материала, используемый на каждом занятии, должен соответствовать психофизиологическим особенностям развития дошкольников разных возрастных групп.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: