Флейта: легкий, звонкий, светлый и подвижный.
Гобой: теплый и густой с «носовым» оттенком.
Кларнет: чистый, прозрачный и округлый, благородный.
Фагот: сдавлен, ворчлив, «хрипун».
Труба: яркий, далеко летящий, праздничный, торжественный.
Валторна: мягкий, «ленивый», теплый.
Туба: густой и глубокий, «неповоротливый».
Литавры: от еле слышного шороха до мощного грохота (руками постукиваем по парте с нарастанием).
ФИЗМИНУТКА
Разминка:
«Эстрадно – симфонический оркестр»
Какие музыкальные инструменты можно услышать в таком оркестре?
Сейчас зазвучит музыка, во время которой я буду называть музыкальные инструменты, а вы должны изображать игру на этих инструментах.
Если я ошибусь – подайте мне сигнал – громко хлопайте в ладоши.
(Звучит веселая музыка)
- Играем на скрипке
-на тромбоне
-на бубне
-на контрабасе
-на мясорубке
(хлопают в ладоши)
- Играем на виолончели
- на скрипке
- на баяне
- на трубе
- на утюге
(хлопают в ладоши)
- Играем на балалайке
- на флейте
- на рояле
- на дудочке
(хлопают в ладоши)
Молодцы, ребята!
СЛАЙД № 18 (Вывод)
? Почему музыкальные тембры сравнивают с красками.
? Что можно сказать о голосах музыкальных инструментов: похожи ли они друг на друга.
Учитель: да, окраска звука инструментов богатая и разнообразная. Их действительно можно сравнить с красками в живописи и ваши рисунки демонстрируют насколько разнообразна гамма цветов, а значит и голоса инструментов, тембры – такие же разнообразные.
Пение
Музыка вообще неотделима от тембра, в котором она звучит. Поет ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или ворчливый голос фагота - любой из этих звуков входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки.
Музыка настраивает на размышления, будит фантазию. Представим, что мы в Древней Греции и наш класс - это «ОРХЕСТРА» - то место, где располагался хор, а мы с вами – хор.
Сели в позу исполнителя, приготовились к исполнению попевки «Гости»
- работа над дикцией, над артикуляцией,
- формирование гласных.
СЛАЙД № 19
Исполнение ранее разученной песни под фонограмму «Страна чудес»
СЛАЙД № 20
Блок №2
Групповая работы.
Закрепление темы:
А теперь проверим. Как вы запомнили и поняли тему урока.
Задание.
Соединить точки и назвать инструмент. Приложение 2
Задание.
Найти на рисунке изображения духовых инструментов симфонического оркестра и раскрасить их, назовите изображенные на рисунке инструменты. СЛАЙД № 21
3. Задание:
Сейчас несколько учеников попробуют придумать своё ритмическое сопровождение на шумовых инструментах (бубен, ложки, румба, маракас, треугольник, колокольчик). СЛАЙД № 22
Ребята очень хорошо исполнили ритм на ударных инструментах, и почувствовали, что это не очень-то легко создать ГАРМОНИЮ В ОРКЕСТРЕ.
Блок №3
Разгадайте КРОССВОРД
А теперь настало время проверить, как вы запомнили инструменты духовой группы, одной из самых разнообразных по окраске голосов. СЛАЙД № 23
(каждое слово кроссворда открывается по щелчку) Какое слово у нас получилось выделенным?
Кроссворд
1. Д | И | Р | И | Ж | Ё | Р | ||
2.Т | Р | У | Б | А | ||||
3.О | Р | Х | Е | С | Т | Р | А | |
4.Ф | А | Г | О | Т | ||||
5.В | А | Л | Т | О | Р | Н | А | |
6.Г | О | Б | О | Й | ||||
7.Ф | Л | Е | Й | Т | А |
По горизонтали.
1. Он руководит всем оркестром.
2. В средние века игра на этом медном инструменте сопровождала рыцарские турниры, военные церемонии.
3. В Древней Греции так называли место для хора.
4. Этот деревянно-духовой инструмент имеет низкий голос.
5. Название этого медного инструмента в переводе с немецкого означает «лесной рог».
6. Деревянно-духовой инструмент.
7. Предки этого деревянно-духового инструмента – тростниковые дудки и свирели.
«Найдите зашифрованные музыкальные инструменты, входящие в состав симфонического оркестра»
а | и | г | о | б | о | й | а | л | о | т | в |
в | а | б | а | р | а | б | а | н | г | е | в |
п | р | в | и | о | л | о | н | ч | е | л | ь |
к | л | а | р | н | е | т | а | в | и | с | т |
м | и | т | р | с | с | к | р | и | п | к | а |
Вы очень хорошо справились со всеми заданиями и запомнили инструменты симфонического оркестра, попробуйте составить синквейн к словам – ОРКЕСТР, ДИРИЖЕР, ИНСТРУМЕНТ.
Вот и подошло к концу наше знакомство с музыкальными инструментами. Посмотрите, какая цветная музыкальная радуга у нас получилась. Конечно она не похожа на настоящую радугу, но на то она и музыкальная, чтобы отличаться от всех радуг мира. И теперь мы с уверенностью можем сказать, что действительно все инструменты отличаются друг от друга по звучанию, имеют свою окраску, то есть тембр.
- Выскажите ваше отношение к сегодняшнему уроку. (стикеры – положительное, отрицательное), вам в помощь вопросы для анализа.
СЛАЙД №22
§ Было интересно, я активно работал,
§ Мне было скучно, урок не понравился,
§ Справился со всеми заданиями,
§ задания были сложными,
§ Что мне не удалась,
§ Что я не понял…
- Симфонический оркестр дает больше возможностей для творчества,
больше красок для создания музыки, более яркое и сильное звучание.
Симфонический оркестр - это музыкальный коллектив, наиболее совершенный и богатый по своим выразительным возможностям.
Много незабываемых минут остаётся в памяти у нас, если удаётся
послушать оркестр в концертном зале! Музыканты берут свои инструменты, дирижёр взмахивает палочкой и весь зал замирает: звучит голос могучего инструмента, имя которому …СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР.