Учебно-методическое обеспечение программы практики




Вся совокупность подготавливаемых и проводимых студентами мероприятий может быть разделена на три основные группы, отличающиеся по способам организации и видам практической деятельности, - лекции, дискуссии и семинары-практикумы. Каждая группа мероприятий имеет свои цели и задачи и предполагает разный уровень активности и разный характер взаимодействия между ее участниками.

Лекции направлены на информирование слушателей по определенному кругу вопросов и носят ознакомительный характер, ведутся, преимущественно, в монологическом режиме. Целью лекций является, в первую очередь, предоставление новой, неизвестной или мало известной информации по интересующему слушателей вопросу.

Основными требованиями к проведению лекций являются – актуальность темы, соответствие содержания лекции интересам и потребностям слушателей, практическая направленность, структурированное и эмоционально привлекательное изложение материала, обращение к типичным случаям и ситуациям.

Качество лекции оценивается по следующим критериям:

o соответствие содержания лекции заявленной теме,

o научно-популярный уровень лекции, достоверность и аргументированность излагаемых положений, точность терминологии и формулировок,

o взаимосвязь теории с практикой, раскрытие возможностей практического использования сообщаемой информации,

o использование наиболее целесообразных форм и методов изложения материала,

o ясность и доступность с учетом уровня подготовленности слушателей,

o свободный стиль изложения с привлечением примеров, соответствие темпа изложения возможности его восприятия,

o целостность, систематизированность, логическая стройность, наличие вводной и заключительной части,

o просветительско-профилактическая направленность лекции и ее связь с реальными житейскими или педагогическими ситуациями,

o наличие контакта лектора с аудиторией, основанного на соблюдении норм профессиональной этики и направленного на создание доброжелательной и заинтересованной атмосферы общения,

o дидактическая обоснованность и рациональность использования на лекции различных демонстрационных средств (фото, рисунков, плакатов, слайдов, аудио- и видеозаписей),

o внимание, интерес и активность слушателей.

Примерный список тем, актуальных для разных аудиторий слушателей (учащиеся, родители, учителя) приводится в рекомендациях по проведению мероприятий. По окончании лекции студенты предлагают ее слушателям заполнить листочки обратной связи (см. приложение 2). Эта обратная связь является основанием для оценки, выставляемой студентам за проведенное мероприятие.

Дискуссия направлена на поиск оптимальных решений по актуальному для ее участников вопросу. Целью дискуссии является активный обмен мнениями между ее участниками и формулировка конкретного решения обсуждаемой проблемы.

Дискуссия требует проведения предварительной подготовительной работы с ее фасилитаторами. В качестве фасилитаторов выбираются наиболее активные, уважаемые и «продвинутые» участники. Их кандидатуры студенты согласуют с классными руководителями, родителями и учениками. Фасилитаторы именуются помощниками ведущего дискуссии и выполняют в ее ходе определенные роли. Список ролей и их описание приведены в методических рекомендациях по проведению мероприятий.. Ведущий, роль которого отводится студенту-практиканту, стимулирует процесс обсуждения, направляет дискуссию в конструктивное русло, следит за выполнением правил, обобщает точки зрения, задает уточняющие вопросы, оказывает психологическую поддержку участникам и моделирует поведение, направленное на сотрудничество.

Темы для дискуссий могут быть теми же, что и для лекций. Отличие. кроме формы работы, заключается в постановке вопроса, предполагающего поиск и нахождение решения. Примерный перечень тем для дискуссий приведен в рекомендациях по проведению мероприятий. Например, «Как воспитать у ребенка самостоятельность?». Для успешного проведения дискуссии рекомендуется последовательно провести ее участников через семь основных этапов – знакомство, разогрев, введение правил, распределение ролей, фокусировка на проблеме, поиск решения и резюме, или обобщение итогов. Описание особенностей каждого этапа приведено в рекомендациях по организации мероприятий.

Организация дискуссии зависит от количества участников и может быть осуществлена в двух вариантах – «сфокусированном» и «параллельном». «Сфокусированный» вариант организации рекомендуется использовать тогда, когда количество участников не превышает 20-25 человек. При «сфокусированном» варианте участники дискуссии разбиваются на внешний и внутренний круг и располагаются в форме «аквариума», т.е. двух концентрических кругов, обращенных лицом к центру. Во внутреннем круге находятся либо наиболее заинтересованные и активные участники дискуссии, либо те, кто обсуждают проблему первыми. Во внешнем круге находятся наблюдатели, или пассивные участники дискуссии.

После завершения дискуссии во внутреннем круге возможно два варианта развития событий. В первом варианте наблюдатели дают обратную связь по процессу участникам внутреннего круга и делятся своими впечатлениями. На этом дискуссия завершается. Во втором варианте внешний и внутренний круг меняются местами и обсуждение продолжается в новом составе участников. После этого повторяется процедура обратной связи и обмена впечатлениями, но уже от новых наблюдателей. За этим следует завершение дискуссии.

«Параллельный» вариант организации дискуссии рекомендуется использовать тогда, когда количество участников превышает 25 человек. При «параллельном» варианте организации участники дискуссии разбиваются на малые группы по 4-6 человек и обсуждают вопрос в течение 15-20 минут. После этого участники возвращаются в общий круг и представляют точку зрения своей малой группы на обсуждаемую проблему. Далее представители от каждой группы ищут оптимальный вариант решения в течение еще 15-25 минут. Если дискуссия заходит в тупик, ведущий фасилитирует процесс обсуждения и может предложить участникам снова объединиться в малые группы и поискать решение. Затем процедура повторяется. После того, как находится оптимальный вариант решения, ведущий подводит итоги дискуссии.

Продолжительность дискуссии со взрослыми – не более 1,5-2 часов, с учениками – не больше 45-60 минут. В конце дискуссии студенты собирают от участников как устную, так и письменную обратную связь (см. приложение 2). Эта обратная связь является основанием для оценки, выставляемой студентам за проведенное мероприятие. Кроме того, проводится экспертная оценка качества дискуссии или ее анализ наблюдателями (см. приложение 3 и 4). В качестве образца в приложении 6 приведен примерный план-конспект дискуссии.

Семинар-практикум носит обучающий или ознакомительный характер и направлен на освоение новых способов мышления и поведения в профессионально- или личностно-значимых ситуациях. Освоение, или апробация этих способов осуществляется в процессе специально организованной деятельности. Целью семинара-практикума является проживание и приобретение практического опыта применения имеющихся теоретических знаний в конкретном виде деятельности школьного психолога. Обязательным элементом семинара-практикума является рефлексия этого практического опыта.

В качестве тем для семинаров-практикумов выбираются те аспекты практической деятельности психолога, которые носят повторяющийся характер и требуют скорее автоматического, привычного, чем осознанного способа реагирования. Речь идет, в первую очередь, о навыках активного слушания, наблюдения, предоставления обратной связи, навыках поведения в конфликтных ситуациях.

Проведение семинаров-практикумов дает возможность их участникам опробовать эти навыки и умения в реальном взаимодействии в безопасных условиях обучающей среды, осознать свои индивидуальные особенности, влияющие на эти умения, и интегрировать данные умения и навыки в целостную структуру собственной профессиональной деятельности в соответствующих ситуациях.

Успешное проведение семинара-практикума предполагает последовательное осуществление следующих этапов - знакомство, уточнение цели семинара, выяснение ожиданий и опасений участников, разогрев, описание методики (техники), отработка техники в реальном взаимодействии, рефлексия полученного опыта, подведение итогов. Подробное описание каждого этапа приведено в рекомендациях по проведению мероприятий.

Продолжительность семинаров-практикумов колеблется от 1,5 до 2,5 часов. В конце семинара ведущий собирает устную и письменную обратную связь от его участников (см. приложение 2). Качество семинара, также как и дискуссии, оценивается экспертом или наблюдателем. Схема анализа приведена в приложении 3. В качестве образца в приложении 7 приведен план-конспект семинара.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: