Большие пробирки, резиновые пробки к ним, клубни картофеля, пинцеты, скальпели, мел в порошке, водяная баня, раствор Люголя, 5%-ный раствор хлорида железа (III).
Общие сведения
Маслянокислое брожение - сложный процесс превращения углеводов в масляную кислоту и другие продукты, совершаемый группой анаэробных спороносных бактерий. Химизм маслянокислого брожения сложен и до настоящего времени недостаточно выяснен. Схематично процесс может быть изображен в следующем виде:
С6Н12О6 -»СН3СН2СН2СООН + 2С02 + 2Н2 + 495 кДж.
Процессу маслянокислого брожения подвергаются не только сахара, но и другие, более сложные углеводы. Маслянокислые бактерии имеют различные активные ферменты, способные производить расщепление сложных углеводов. Образующаяся масляная кислота в невысоких концентрациях является веществом, стимулирующим рост высших растений.
Ход работы
Неочищенный картофель нарезают ломтиками, которые могут легко войти в пробирку. Заполняют ими пробирку на '/3 объема, добавляют щепотку мела и заполняют водой почти доверху. Пробирки ставят на водяную баню при температуре 80 °С на 10-15 мин. Затем пробирки закрывают пробками и переносят в термостат с температурой 25°С. В этих условиях уже через 2-3 дня в жидкости обнаруживают бактерии маслянокислого брожения.
Культура маслянокислых бактерий при этом является элективной. Для их преимущественного развития созданы анаэробные условия, бесспоровые формы убиты предварительным нагреванием, добавка мела нейтрализует образующиеся кислоты и способствует развитию бактерий.
На следующем занятии жидкость микроскопируют и обнаруживают главным образом Сl.pasteurianum — подвижные палочки с закругленными концами, одиночные и парные. В старых культурах у одного из концов клетки обнаруживают спору. При микроскопировании можно рекомендовать добавление к капле культуральной жидкости каплю раствора Люголя. Маслянокислые бактерии содержат в своих клетках гранулезу, которая окрашивается раствором Люголя в синий цвет.
С культуральной жидкостью проводят качественную реакцию на масляную кислоту. Для этого к 5 мл жидкости добавляют 2 мл 5%-ного хлорида железа (III). При нагревании образуется маслянокислое железо коричневого цвета.
ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ
1. Гусев М.В., Минеева Л.А. Микробиология. - М.: Академия, 2003.
2. Определитель бактерий Берджи. – Под ред. Дж. Хоулта, в 2-х томах. - М.: Мир, 1997.
3. Асонов Н.Р. Микробиология. – М.: Колос, 2001.
4. Заварзин Г.А., Колотилова Н.Н. Введение в природоведческую микробиологию: Учебное пособие. – М.: Книжный дом «Университет», 2001.
5. Градова Н.Б., Бабусенко Е.С. Лабораторный практикум по общей микробиологии. - М.: РХТУ, 1998.
6. Бакулин М. К. Получение накопительных культур микроорганизмов различных таксономических групп. - Киров, 1997.
7. Теппер Е.З., Шильникова В.К., Переверзева Г.И. Практикум по микробиологии: Учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2004.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Цели занятия….………………………………………… | |
2. | Вопросы и задания для самоподготовки.…………….. | |
3. | Оборудование и материалы………..…………………... | |
4. | Общие сведения………...………………………………. | |
5. | Ход работы………...………………………………. | |
6. | Литература по теме занятия……………………………. |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ рф
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЫРА
Методические указания
к лабораторной работе
Дисц. «Пищевая биотехнология»
Киров 2006
Составители:
кандидат биологических наук А.Г. Лазыкин
В подготовке материалов принимали участие:
О.А. Чигринова
А.А. Лещенко
Рецензент:
кандидат биологических наук,
начальник лаборатории НИИ микробиологии МО РФ
И.Н. Седельников
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
- Введение – 5 минут.
- Письменный контроль исходного уровня знаний (решение тестовых заданий) – 15 минут.
- Собеседование по вопросам самоподготовки и коррекция знаний – 45 минут.
- Самостоятельная работа – 110 минут.
- Подведение итогов занятия –3 минуты.
- Сбор отчетов (альбомов) для проверки преподавателем – 2 минуты.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
При выполнении лабораторных работ необходимо неукоснительно соблюдать общепринятые правила безопасного обращения с кислотами и щелочами, лабораторной стеклянной посудой (предметными и покровными стеклами, пипетками, чашками Петри, пробирками и др.), электрооборудованием (осветителями); соблюдать осторожность при использовании открытого огня (спиртовки); не допускать пролива и возгорания легковоспламеняющихся жидкостей (этилового спирта, эфира).
Цели занятия
· Знать микробиологические основы сыроделия.
· Уметь анализировать сыр путем количественного определения микроорганизмов.
· Изучить микрофлору сыра.
Вопросы и задания для самоподготовки
1. Микроорганизмы и их характеристики, используемые в сыроделии.
2. Деление сыров и признаки, лежащие в ее основе.
3. Какие биохимические процессы служат основой формирования основных свойств сыра.
4. Микроорганизмы – вредители сыроделия.