СТРАТЕГИИ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ




ПЕРЕГОВОРЫВ ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

 

МЕТОДИЧЕСКие указания для студентов БАКАЛАВРИАТА

 

 

Волгоград


 

ББК

Рецензент:

доцент кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета, кандидат педагогических наук
Е. Е. Чудина

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Волгоградского государственного технического университета

 

Домашнее задание по курсу «Психология делового общения ». Тема №1 «Переговоры в деловом общении»: метод. указания/сост. Л.А. Федотова, Р.В. Ященко; ВолгГТУ. – Волгоград, 2014. – 20с.

 

 

В методических указаниях рассматриваются понятие и характеристики переговоров в деловом общении. Предложены практические задания, ориентированные на самостоятельную работу студентов.

Содержание методических указаний предназначено для всех форм обучения бакалавриата.

 

Волгоградский государственный

технический университет, 2014

 

Учебное издание

Составители

 

Лилия Анатольевна Федотова

Роман Викторович Ященко

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №1

ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»

Тема «Переговоры в деловом общении»

Методические указания

Темплан 2014 года (внутривузовские заказные издания). Поз. №**

Подписано в печать 99.99.2013 г. Формат 60×84 1/16. Бумага газетная.

Гарнитура Times. Печать офсетная. Усл. Печ. Л. 1,16

Тираж 100 экз. Заказ 999.

Волгоградский государственный технический университет

400005, г. Волгоград, пр. Ленина, 28, к.1

Отпечатано в типографии ИУНЛ ВолгГТУ

400005, г. Волгоград, пр. Ленина, 28, к.7


 

Введение

Дисциплина «Психология делового общения» в учебную программу технического вуза был введен не случайно. Способность к продуктивному взаимодействию, взаимопониманию, сотрудничеству людей, принадлежащих к различным культурам, социальным и этническим группам, общественным движениям и т. д. приобретает особую актуальность в наше стремительное и неспокойное время.

Кроме того, введение курса «Психология делового общения» оправдано еще и тем, что культура делового общения, коммуникативные навыки являются основными в тех областях деятельности, где и субъектом, и объектом взаимодействия и воздействия (управления) становится человек. Специфика данной дисциплины обусловлена ее практической направленностью. Целью данных методических указания для студентов является, в первую очередь, формирование и развитие навыков делового общения у студентов. Полученное приращение психологического знания позволит формирующемуся специалисту, будущему руководителю, осознанно и компетентно войти в мир профессионального общения, организации взаимодействия с людьми и создания более комфортных психологических условий для эффективной деятельности.

Методические указания состоят из двух частей: в первой части дается краткое изложение теоретического материала по теме, во второй для закрепления изученного материала, а также оценки степени его успешного усвоения, студентам предлагается ответить на ряд вопросов и выполнить задания и упражнения по теме данных методических указаний.

Если выполнение какого-либо упражнения или задания вызывает затруднения, то всегда есть возможность вернуться к первой (теоретической) части указаний и еще раз ознакомиться с материалом. Отдельные задания построены таким образом, чтобы дать возможность студенту продемонстрировать приобретенные в ходе обучения способности, знания, умения и, отчасти, личностные качества. Для ответа на какие-то вопросы заданий, возможно, придется заглянуть в словари и учебники. Список литературы по данной теме, а также перечень учебников и методических разработок кафедры, приводится на последней странице методических указаний.

Авторы будут очень признательны за критические замечания и советы по улучшению качества данных методических указаний.

СПЕЦИФИКА ПЕРЕГОВОРОВ

Переговоры – это обсуждение с целью заключения согласия между кем-либо по какому-либо вопросу. В определении подчеркивается специфика данного вида коммуникации. В деловой беседе партнеры обмениваются взглядами, точками зрения, информацией. В процессе переговоров его участники обычно добиваются соглашения по обсуждаемой проблеме. Деловая беседа может иметь самостоятельный характер, предварять переговоры или быть их составной частью.

Переговоры имеют более официальный характер и, как правило, предусматривают подписание документов, определяющих взаимные обязательства сторон (договоров, контрактов и т. д.). Конечно, на практике иногда бывает трудно провести четкую грань между переговорами и некоторыми видами деловых бесед, например,проблемными, организационными. Фактически любая беседа может перерасти в переговоры. В свою очередь стороны, ведущие переговоры не всегда готовы к совместным действиям и ограничиваются обменом взглядами, информацией. И само слово переговоры в русском литературном языке имеет еще одно значение, зафиксированное в словарях: «обмен сведениями, мнениями; разговор».

Переговоры – неотъемлемая часть деловых контактов. И их успехзависит не только от хорошего знания предмета обсуждения, но и отвладения техникой ведения переговоров. Необходимо учитывать и тотфакт, что переговоры возможны как в рамках сотрудничества, так и вусловиях конфликта.

Переговоры – одна из разновидностей общения – имеют ряд отличительных особенностей. Во-первых, они ведутся в условиях ситуации с разнородными интересами сторон, т. е. их интересы не являются абсолютно идентичными или абсолютно противоположными. Во-вторых, сложное сочетание многообразных интересов делает участников переговоров взаимозависимыми. Его участники ограничены в своих возможностях реализовать собственные интересы односторонним путем.

Взаимозависимость участников переговоров позволяет говорить о том, что их усилия направлены на совместный поиск решения проблемы.Таким образом, переговоры в деловом общении – это процессвзаимодействия сторон с целью достижения согласованного иустраивающего их решения.

СТРАТЕГИИ ВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ

Вступая в переговоры, участники могут использовать различныестратегии их ведения. Выбор той или иной стратегии зависит отситуации, в которой ведутся переговоры, готовности сторон реализоватьинтересы друг друга, понимания успеха переговоров их участниками.

Есть две основные стратегии ведения переговоров:

· позиционный торг – это конфронтационный тип поведения;

· переговоры на основе взаимного учетаинтересов – партнерский тип поведения сторон.

Каждая из стратегий имеет свою специфику. Позиционный торг – стратегия ведения переговоров, при которойстороны ориентированы на конфронтацию и ведут спор о конкретныхпозициях. Возможны два стиля позиционного торга: жесткий и мягкий.Жесткий стиль предполагает стремление твердо придерживатьсявыбранной позиции с возможными минимальными уступками, мягкийстиль ведения переговоров – это переговоры, допускающие взаимные уступкиради достижения соглашения. При всех недостатках позиционный торгиспользуется часто, особенно в тех случаях, когда речь идет о разовомвзаимодействии, и стороны не стремятся наладить долговременныевзаимоотношения.

Переговоры на основе взаимного учета интересов являются реализацией партнерского подхода. Эта стратегия предполагает взаимноестремление сторон к выработке решения, максимально удовлетворяющего интересы каждой из сторон.

Переговоры на основе взаимного учета интересов предпочтительнее: ни одна из сторон неполучает преимуществ, и участники переговоров рассматриваютдостигнутые договоренности как справедливое и наиболее приемлемое решение проблемы. Кроме того, соглашение, позволяющее максимальноудовлетворить интересы участников переговоров, предполагает, чтостороны будут стремиться к соблюдению достигнутых договоренностей без какого-либо принуждения. Жесткое разграничение этих стратегий возможно лишь в рамкахнаучного исследования, в реальной жизни они могут иметь местоодновременно.Переговоры представляют собой неоднородный процесс, включающийнесколько стадий, каждая из которых отличается своими задачами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: