Более подробное значение различных изображений Лакшми




Когда Лакшми вместе с Вишну, она изображается только с двумя руками. Когда ей поклоняются в храме (отдельные храмы для Лакшми довольно редки), то там она изображается сидящей на лотосе - троне с четырьмя руками, держащими падму (лотос), шанкху (раковину), амрит-калаш (сосуд с нектаром бессмертия) и плоды бильвы. Иногда вместо бильвы она держит махалунгу (лимон).

Если Лакшми изображается тёмной по цвету (цвета грозовой тучи), это указывает на то, что она супруга Вишну, темноликого Бога.

Если она изображается золотисто-жёлтой, это означает, что она источник всякого богатства.

Если Лакшми белого цвета, то это обозначает чистейшую форму пракрити (природы).

Розоватый цвет, который более общепринят, отражает её сострадание ко всем существам, поскольку она - Матерь всего сущего.

Ее четыре руки указывают, на её способность даровать четыре пурушартхи (основные цели человеческой жизни): дхарму (праведность, основанную на соблюдение религиозных и социальных принципов), артху (процветание, достигнутое в результате реализации своего таланта), каму (телесные наслаждения, не нарушающие гармонию человека и законов вселенной) и мокшу (духовное освобождение).

Лотосы в различных стадиях раскрытия символизируют миры и существа на различных стадиях эволюции сознания.

Плоды в руках Лакшми - это плоды нашего труда. Как много бы, мы ни трудились, до тех пор, пока Лакшми не будет достаточно милостивой, чтобы даровать нам плоды наших трудов, всё будет бесполезно.

Если плод, находящийся в руках богини, кокосовый орех, состоящий из скорлупы, сердцевины и сока, то это означает, что из неё происходят три уровня творения - грубый, тонкий и причинный миры.

Если этот плод - гранат или цитрон, то это означает, что различные миры находятся под её контролем и она их, все превосходит.

Если это плод бильвы (вид дикой яблони), -который, между прочим, не очень приятен на вкус, однако очень полезен для здоровья, это означает мокшу, высший плод духовной жизни.

Если у Лакшми в руках кувшин с амритой – это означает, что Лакшми способна даровать бессмертие.

Вернуться к содержанию книги

Великолепное сказание о том, где пребывает Лакшми!

 

Однажды богиня Земли Бхуми, увидела богиню Шри Лакшми, во всей ее красе и сиянии, она сделала ей поклон и восхвалила следующими словами:

«О, прекрасная, чьи руки подобны прелестным распускающимся красным лотосам, обнимающая ноги Вишну, всегда пребывающая в жилище, подобном распускающемуся лотосу! Чья талия по цвету подобна распускающемуся красному лотосу!

О, Ты, чьи глаза подобны синим лотосам, кожа твоя цвета чистого золота, в белых одеждах, украшенная драгоценными камнями! Лик твой похож на луну, сияющую подобно солнцу, обладающую великой мощью!

О, владычица мира! Ты есть иллюзия, ты владычица мира, вседержительница, Шри, безмятежная! Ты – олицетворение победы, прекрасная, сияющая, прославленная, могущественная!

Ты – Сарасвати, ты – сама речь, о, очищающая!

Как избранный из богов, темноокий, пронизывает все, находясь в трех мирах, так и ты находишься, о, подательница даров! Я прошу тебя поведать мне о месте пребывания твоего величия».

Услышав эти чудесные восхваления, Лакшми, которая находилась возле Господа Вишну, ответила богине Земли:

«Я всегда пребываю возле бога Мадхусуданы, Вишну, в его золотом сиянии! Послушай о том, о, поддерживающая мир, где я всегда нахожусь согласно наказу того, кого в душе я помню, и кого мудрые называют супругом Шри.

Я пребываю в солнце, в луне, в скоплении звезд, в безоблачном небе, в облаке, несущем дождь и в многочисленных молниях Индры в грозу!

Я пребываю в чистом золоте и серебре, в блистательных драгоценных камнях и одеждах, о, Земля, в гирляндах белых дворцовых построек и в храмах, украшенных флагами!

Я пребываю в свежем навозе коровы, в опьяненном величественном слоне, в ликующем коне, в гордом быке и в брахмане, который поглощен ежедневным чтением Вед!

Я пребываю в львином троне, в деревьях амалака и бильва, в зонте, раковине, в лотосе, в пылающем жертвенном огне, в начищенном мече и в отражении зеркала!

Я пребываю в кувшинах, полных воды, в опахалах из хвоста яка, в украшенных опахалах из пальмовых листьев, в прекрасных золотых сосудах и в свежевспаханной земле!

Я пребываю в молоке, топленом масле, дерне, в меде, в кислом молоке, в женских формах!

Я пребываю в теле девицы, в богах, в тапасвинах (тех, кто практикует тапас) и жрецах, в стреле, выпущенной на поле битвы и в том, кто погиб навсегда, обретя небеса!

Я пребываю в словах Вед, в звуке раковины, в восклицаниях «Сваха!».

Я пребываю в музыке, в церемонии помазания царей, в свадьбе, в жертве, в женихе, в белых цветах, в горах, в плодах, в приятных местах и прекрасных реках, в полных озерах, в водах.

Я пребываю на зеленых лужайках, в скоплении лотосов, в рощах, в теленке и в радостном младенце, в муже праведном и следующим Дхарме, в следующим праведному поведению и предписаниям шастр.

Я пребываю в одетом скромно и облаченном нарядной одеждой, в чистом и смиренном, свободном от греха, в том, кто ест подобающее и в том, кто почитает гостей!

Я пребываю в том, кто довольствуется своими женами, предан Дхарме, ставит Дхарму превыше всего, в том, кто воздерживается от переедания, в том, на ком всегда украшения цветочной гирлянды, кто умащен благовониями и пахнет приятно!

Я пребываю в праведнике и в домохозяине, расположенным ко всем существам, в терпеливом, лишенном гнева, искусном в своих делах и в делах, которые обеспечивают существование после смерти, думающем о благих делах и всегда следующим принципам поведения!

Я пребываю в женщинах, которые всегда носят прекрасные украшения, преданы своим мужьям, чьи речи приятны, в женщинах скромных, имеющих сыновей, которые бережно обращаются с домашней утварью и с радостью делают подношения!

Я пребываю в женщинах, что держат дом в чистоте, воздержанных, несклочных, неалчных, следующих Дхарме, милосердных! И я всегда сопутствую Мадхусудане (Вишну) и ни на мгновение не пребываю отдельно от Пурушатамы!»

Вернуться к содержанию книги

Шри янтра

 

Шри янтра является одним из орудий наставления в ритуале Шри Видья, который, в сущности, включает эзотери­ческую пятнадцатисложную мантру, представляющую верховную божественную силу, проявленную в форме вселен­ной. Шри Видья была главной формой поклоне­ния божеству многих известных мудрецов и до сей поры сохранилась среди многочисленных сект тантризма.

Шри янтра (также известна как Шри чакра, чакра -круг) является нейтральным контуром сотворения мира. Сам по себе этот контур не ограничен принадлежностью только к женскому или мужскому принципам, а наоборот, объеди­няет оба принципа в целом. Уравнение Шива-Шакти содер­жит в себе постоянную тенденцию к слиянию этих двух на­чал. Они не могут быть разделены, так как их очищенная двойственность предполагает третий принцип - единство, принцип, которому подчинены два предыдущих.

И именно это единство преодолевает двойственность, структурно воспроизводимую в загадочном, но гармоничном размещении треугольников в Шри янтре. Исходя из того, что Шри янтра является представлением макрокосмической, безличной, абсолютной реальности, которая не является ни мужской, ни женской, ни нейтральной, но по своей сути является чистым существованием, в конечном счете, бескачественным, Шри янтра представляет все «части» целого: все, что обладает именем и формой так же, как и сверхэмпирическую завер­шенность, другими словами, все, данное опыту, так же как и трансцендентную безграничную полноту.

Философской основой всех янтр является теория трид­цати шести космических принципов (таттв), которые обяза­ны своим происхождением синтезу Шивы-Шакти. Это по­служит действенным подспорьем и в понимании Шри янт­ры, если янтра и таблица схем (таттв) будут рассматривать­ся вместе.

Космическая эволюция проходит определенные ста­дии. Исходя из первоначального спокойствия, космос рас­ширяется и проходит через несколько градаций и качеств, для того, чтобы возвратиться к первоначальной «целостнос­ти». Предшествующая творению стадия эволюции - состо­яние полной пустоты, чистейший принцип творения, Шива. Началом созидания является всепроникающий принцип (Па-рамашива или Самвит) в объединении с Шакти (ее потен­циальной силой). Все, что нам известно, что мы видим, слы­шим, чувствуем, скрыто в первичном сознании. Это бытие пусто (шунья), свободно от какого-либо объективного со­держания. Единственным знанием, которое имеет это Бытие-Сознание - космическая концепция Самости (Вселенс­кое Эго, «я», или, на санскрите Ахам) как самовозгорающего­ся света (пракашика-свабхава). Осознание Самости явля­ется динамической бесконечной силой и свободой (сватан-тра). Другие санскритские термины для обозначения того же понятия - Майя, Шакти, Вимарша. Бытие не является ни женским, ни мужским, ни средним и находится вне досягае­мости всех разделений. Не существует ни антисилы, ни внеш­ней силы, которая действовала бы как противоединство. Существует только Одно без другого, и все стадии являют­ся частью этого чистого Видения.

Реальность отображена в первичном символе космо­са - бинду, который покоится в центре Шри янтры: «Когда масса солнечных лучей Верховного Шивы отражается в зер­кале чистой Вимарша (Шакти), Махабинду возникает на стене сознания, освещенного отраженными лучами» (Камакалави-ласа, ст.

4). В предшествующей творению стадии Шива, в абсолютном состоянии называемый Самвит, является ясным зеркалом, которое, в его неиссякаемой свободе, отражает вселенную, подобно тому, как обычное зеркало отражает фигуры. Как зеркало не может быть отделено от отражения, так же и Шива не может быть отделен от вселенной, образ которой он отражает. В противоположность Щиве как сия­нию космического сознания, Шакти является могуществен­ной силой (Вимарша), которая вызывает отражение вселен­ной и сияет как лучистое зерно (Махабинду).

Итак, точка, которая является первой формой, появ­ляющейся в пустоте (она изображена в центре Шри янт­ры), есть трансцендентное, зачаточное состояние мира, когда материальная энергия еще очень чиста. Она отра­жает тот уровень творения, на котором все сложные энер- гии вселенной дремлют, отражает царство безграничных возможностей.

Появление точки есть зарождение всех лепестков-воз­можностей, которые будут распускаться на соответствую­щих фазах эволюции. Как семя дерева, которое еще не проросло, но уже хранит сущность дерева, так и бинду хранит вселенную, не исшедшую еще из первичной монады. Гово­ря философским языком (в терминах теории творения Шайва-Шакти), это - сознание «я» Шивы, в тот момент, когда оно начинает ограничиваться и отрицаться творящей энергией (Шакти). Поэтому беспредельность «стягивается» в точку. Эта локализация, характеризуемая пребыванием беспре­дельного пространства (акаша) в бинду, которая возникает в зеркально чистом сознании Шивы, есть уже само по себе отрицание беспредельности Шивы.

Творческий импульс высшего существа возникает под воздействием непреодолимой силы воспроизведения самого себя. Бинду расширяется. Космическая эволюция начинается с расщепления первичного единства на два и видоиз­менения первоначальной однородности точки: «две бин­ду, белая и красная, это Шива и Шакти, которые в их таин­ственном взаимонаслаждении, сейчас расширяются и сжи­маются (в проявлении вселенной). Они - причина сотворе­ния звука (вак) и значения (артха), сходящиеся, расходящи­еся» (Камакалавиласа, ст. 6).

В символике янтры этот процесс сотворения мира называется висарга-мандала (висарга - излучение, истека-ние). Две бинду представлены в санскритском алфавите придыхательным X. Когда X произносится на выдохе, оно соответствует животворящему излучению (висарга) космо­са. На этой стадии «пара» все еще структурно не разделе­на: даже как два, она есть одно.

Мощный импульс порождения, в котором Шива-Шакти соединяются, чтобы произвести бинду, первичное семя все­ленной, иногда сравнивается с человеческим половым влечением. «Сексуальному» аспекту Шивы-Шакти не следует придавать излишнее значение. В акте творения нужно ви­деть не совокупление божественных существ, но разверты­вание мировых принципов, производящих две силы, вещество и антивещество, неизменного Шиву (Чит Самвит) и изменяю­щуюся энергию (Чит Шакти), полных света (пракаша) и мощи (нимарша) и дающих жизнь звуку (нада) и материальной силе (мула-пракрити, или кала). Грубая ошибка - рассматривать Шри янтру только как эротический символ.

На основе двух бинду выходит первичный звуковой принцип надатмика шакти. Санскритские буквы, что написа­ны по спирали на янтре, начинаясь от внешнего края янтры и заканчиваясь в бинду, представляют грубый аспект кос-мического звука, получающийся от соединения Шивы-Шак-ти. Две бинду поэтому относятся ко всему санскритскому алфавиту. Так же, как первая и последняя буква, А и X, заклю­чают все звуки, находящиеся между ними, так и две бинду, соединившись, заключают семя вселенной. В этом отноше­нии буквы представляют тонкие энергии всех элементов: «эфира, воздуха, огня, воды и земли. Модификация этих пяти элементов, или фигур, их представляющих, «образует всю вселенную, микрокосм и макрокосм».

При дальнейшем расширении и сокращении энергий проявляется первичная космическая утроба, и бинду распо­лагается в первой из мировых форм - перевернутом треу­гольнике в центре Шри янтры. В этой фазе таттвы Шивы и Шакти полностью развернуты в различные категории, одна­ко все еще сопряжены в единстве первичного треугольника (Кама-Кала). Эта фаза характеризуется тем, что Шакти осоз­нает свои троичные характеристики - творящую волю (ичч-ха), которая является первопричиной творения, необоримую силу разделений, или знание (дхьяна), которая способству­ет возникновению множественности, и ее силу действия и движения (крия). Троичная активность Шакти описывается в Малинивиджайоттара Тантре (П, 6-8): «О, Дэви, она назы­вается Шакти, она неотъемлема от хранителя мира, она при­нимает желание природы (иччхатва) его, кто желает творить. Слушай, как она достигает множественности, хотя есть одна. Именно так вещь становится для процесса творения «этим», а не другим, благодаря той, что носит в этом мире имя Джняна Шакти. Когда идея воплощается - «да будет так» - сила, производящая это воплощение, есть Крийя Шакти».

Эти тройственные аспекты Шакти сводились в фило­софских трудах (Камакалавиласа, ст. 22) к триаде базовых качеств, составляющих мир. Эти качества представлены в трех аспектах Шакти и в трех фазах космического звука.

Шри янтра, считающаяся величайшей из известных янтр, показывает великолепие Шивы-Шакти, соединившихся для того, чтобы создать основополагающие принципы жизни (тат-твы). Будучи графическим символом сложной космоло­гической и философской теории Шива-Шакти, Шри янтра должна читаться как карта эволюции космической схемы, шаг за шагом раскрывающая теорию творения и его кате­горий. Она также демонстрирует, как совершается переход от бесформенности к форме, как антагонистические прин­ципы жизни истекают из первоначальной целостности Шивы-Шакти. Шри янтра обозначает каждую фазу космической эволюции и формулирует каждый нисходящий уровень процесса творения.

Эти первичные категории, символизируемые треуголь­ником, вызывают трансформацию только в самопознании Шивы-Шакти; они не присутствуют вне ума и поэтому не вызывают к существованию ни одного элемента различе­ния в верховном единстве. На этой стадии творения дух все еще утверждает свое владычество над материальной при­родой, и три аспекта Шакти составляют ее самопознающую творящую деятельность в ее ограниченной вселенной. С философской точки зрения, эта стадия соответствует чис­тому сотворению таттв Шивы. Только на следующей стадии первичная однородность Шивы-Шакти разделяется в мани­фестациях.

После начальной кристаллизации первоэнергии, тон­кие принципы материи и духа начинают обретать свою вне­шность, и целостный процесс творения изменяет курс, по­скольку материя начинает доминировать над духом. На этой стадии первоначальное единство расщепляется на два по­тока, на субъект и объект, в которых появляются все разде­ления и противоположности. Эта фаза обозначена на Шри янтре девятью взаимопереплетенными треугольниками.

Треугольники Шри янтры называются девятью косми­ческими утробами (Нава-йони) и соответствуют девяти ка­тегориям природы в макрокосмосе. Треугольники образу­ют две группы: четыре треугольника вершинами вверх (из­вестные, как шрикантхи) исходят из принципа Шивы и фор­мируют личную душу (джива) и ее жизненные энергии; пять треугольников вершинами вниз представляют принципы Шакти, и из них исходят материальные элементы макрокос­ма - земля, вода, огонь, воздух, эфир - пять соответствующих им тонких состояний (танматр) и все человеческие органы, которые реагируют на чувственные восприятия.

Это органы действия (рот, руки, ноги, кишки, гениталии) и органы чувств (уши, кожа, глаза, язык, нос). Две группы треугольников взаимо перекрещиваются, демонстрируя непреходящее единство Шивы-Шакти. Так объединенные, они формируют мировое поле творения, представленное сорока тремя меньшими треугольниками (каждым из которых управляет богиня) внут­ри обрамления янтры из лепестков лотоса и квадратным ограждением снаружи. С философской точки зрения, эта стадия представляет единство всех элементов природы: «О, Верховное Единство, весь космос есть Шри чакра, образуе­мая двадцатью пятью таттвами - пятью элементами, пятью танматрами, десятью индриями, плюс Ум, плюс Майя, плюс Шуддха-видья, Махеша (Шива) и Садашива».

Космический порядок

В соответствии с индийской теорией эволюции, космос рассматривается как континуум. Все, что рождается, будет развиваться, стареть и снова растворяться в первичной реальности, из которой оно родилось. Подобно кругу, космический порядок представлен в непрерываемой длительности. Так, никогда не было «первого» и не будет «последнего» мира, никогда не будет периода, в котором вселенная достигла бы стадии полного разрушения или полной интеграции.

Существуют три степени космического процесса: творение, сохранение и растворение. Это представлено в индийской иконографии и воплощается в образе индуистской троицы: Брахмы -Творца, Вишну-Защитника и Шивы- Разрушителя.

Структурный синтез Шри янтры иллюстрирует индийский взгляд на мировое время как триаду с тремя фазами универсального становления. В соответствии с этим, богиня Трипура, управляющая янтрой, имеет три аспекта: юная (Тринидха-Бала), прекрасная (Трипура-Сундари) и ужасная (Трипура-Бхайрави). Каждому из трех периодов мирового времени соответствует определенная триада, приводящая числовую ассоциацию к порядку девяти. Так, символика и базовые структуры Шри янтры всегда вращаются вокруг девятикратного разделения, представляющего, в свою очередь, расширение трех. От наружной формы, квадрата, до бинду, Шри янтра имеет девять потоков, каждый из которых имеет собственное название и управляется божеством. Эти девять потоков разделены на три группы по три потока, что обозначает три фазы мирового цикла. Эти три главных разделения могут рассматриваться с философской точки зрения как следующие одна за другой фазы творения, сохранения и растворения. Тантрараджа Тантра описывает соответствие потоков Шри янтры и мировых стадий следующим образом:

Первая фаза: ТВОРЕНИЕ

1. Квадрат творение-творение единство

2. Круг из 16 лепестков лотоса. Творение-сохранение двойственность

3. Круг из 8 лепестков лотоса.

Творение - растворение двойственность

Вторая фаза: СОХРАНЕНИЕ

4. 14 - угольная чакр сохранение-творение-двойственность

5. 10 - угольная чакра сохранение-сохранение единство

6. 10 - угольная чакра сохранение-растворение двойственность



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: