Когда Лакшми вместе с Вишну, она изображается только с двумя руками. Когда ей поклоняются в храме (отдельные храмы для Лакшми довольно редки), то там она изображается сидящей на лотосе - троне с четырьмя руками, держащими падму (лотос), шанкху (раковину), амрит-калаш (сосуд с нектаром бессмертия) и плоды бильвы. Иногда вместо бильвы она держит махалунгу (лимон).
Если Лакшми изображается тёмной по цвету (цвета грозовой тучи), это указывает на то, что она супруга Вишну, темноликого Бога.
Если она изображается золотисто-жёлтой, это означает, что она источник всякого богатства.
Если Лакшми белого цвета, то это обозначает чистейшую форму пракрити (природы).
Розоватый цвет, который более общепринят, отражает её сострадание ко всем существам, поскольку она - Матерь всего сущего.
Ее четыре руки указывают, на её способность даровать четыре пурушартхи (основные цели человеческой жизни): дхарму (праведность, основанную на соблюдение религиозных и социальных принципов), артху (процветание, достигнутое в результате реализации своего таланта), каму (телесные наслаждения, не нарушающие гармонию человека и законов вселенной) и мокшу (духовное освобождение).
Лотосы в различных стадиях раскрытия символизируют миры и существа на различных стадиях эволюции сознания.
Плоды в руках Лакшми - это плоды нашего труда. Как много бы, мы ни трудились, до тех пор, пока Лакшми не будет достаточно милостивой, чтобы даровать нам плоды наших трудов, всё будет бесполезно.
Если плод, находящийся в руках богини, кокосовый орех, состоящий из скорлупы, сердцевины и сока, то это означает, что из неё происходят три уровня творения - грубый, тонкий и причинный миры.
Если этот плод - гранат или цитрон, то это означает, что различные миры находятся под её контролем и она их, все превосходит.
Если это плод бильвы (вид дикой яблони), -который, между прочим, не очень приятен на вкус, однако очень полезен для здоровья, это означает мокшу, высший плод духовной жизни.
Если у Лакшми в руках кувшин с амритой – это означает, что Лакшми способна даровать бессмертие.
Вернуться к содержанию книги
Великолепное сказание о том, где пребывает Лакшми!
Однажды богиня Земли Бхуми, увидела богиню Шри Лакшми, во всей ее красе и сиянии, она сделала ей поклон и восхвалила следующими словами:
«О, прекрасная, чьи руки подобны прелестным распускающимся красным лотосам, обнимающая ноги Вишну, всегда пребывающая в жилище, подобном распускающемуся лотосу! Чья талия по цвету подобна распускающемуся красному лотосу!
О, Ты, чьи глаза подобны синим лотосам, кожа твоя цвета чистого золота, в белых одеждах, украшенная драгоценными камнями! Лик твой похож на луну, сияющую подобно солнцу, обладающую великой мощью!
О, владычица мира! Ты есть иллюзия, ты владычица мира, вседержительница, Шри, безмятежная! Ты – олицетворение победы, прекрасная, сияющая, прославленная, могущественная!
Ты – Сарасвати, ты – сама речь, о, очищающая!
Как избранный из богов, темноокий, пронизывает все, находясь в трех мирах, так и ты находишься, о, подательница даров! Я прошу тебя поведать мне о месте пребывания твоего величия».
Услышав эти чудесные восхваления, Лакшми, которая находилась возле Господа Вишну, ответила богине Земли:
«Я всегда пребываю возле бога Мадхусуданы, Вишну, в его золотом сиянии! Послушай о том, о, поддерживающая мир, где я всегда нахожусь согласно наказу того, кого в душе я помню, и кого мудрые называют супругом Шри.
Я пребываю в солнце, в луне, в скоплении звезд, в безоблачном небе, в облаке, несущем дождь и в многочисленных молниях Индры в грозу!
Я пребываю в чистом золоте и серебре, в блистательных драгоценных камнях и одеждах, о, Земля, в гирляндах белых дворцовых построек и в храмах, украшенных флагами!
Я пребываю в свежем навозе коровы, в опьяненном величественном слоне, в ликующем коне, в гордом быке и в брахмане, который поглощен ежедневным чтением Вед!
Я пребываю в львином троне, в деревьях амалака и бильва, в зонте, раковине, в лотосе, в пылающем жертвенном огне, в начищенном мече и в отражении зеркала!
Я пребываю в кувшинах, полных воды, в опахалах из хвоста яка, в украшенных опахалах из пальмовых листьев, в прекрасных золотых сосудах и в свежевспаханной земле!
Я пребываю в молоке, топленом масле, дерне, в меде, в кислом молоке, в женских формах!
Я пребываю в теле девицы, в богах, в тапасвинах (тех, кто практикует тапас) и жрецах, в стреле, выпущенной на поле битвы и в том, кто погиб навсегда, обретя небеса!
Я пребываю в словах Вед, в звуке раковины, в восклицаниях «Сваха!».
Я пребываю в музыке, в церемонии помазания царей, в свадьбе, в жертве, в женихе, в белых цветах, в горах, в плодах, в приятных местах и прекрасных реках, в полных озерах, в водах.
Я пребываю на зеленых лужайках, в скоплении лотосов, в рощах, в теленке и в радостном младенце, в муже праведном и следующим Дхарме, в следующим праведному поведению и предписаниям шастр.
Я пребываю в одетом скромно и облаченном нарядной одеждой, в чистом и смиренном, свободном от греха, в том, кто ест подобающее и в том, кто почитает гостей!
Я пребываю в том, кто довольствуется своими женами, предан Дхарме, ставит Дхарму превыше всего, в том, кто воздерживается от переедания, в том, на ком всегда украшения цветочной гирлянды, кто умащен благовониями и пахнет приятно!
Я пребываю в праведнике и в домохозяине, расположенным ко всем существам, в терпеливом, лишенном гнева, искусном в своих делах и в делах, которые обеспечивают существование после смерти, думающем о благих делах и всегда следующим принципам поведения!
Я пребываю в женщинах, которые всегда носят прекрасные украшения, преданы своим мужьям, чьи речи приятны, в женщинах скромных, имеющих сыновей, которые бережно обращаются с домашней утварью и с радостью делают подношения!
Я пребываю в женщинах, что держат дом в чистоте, воздержанных, несклочных, неалчных, следующих Дхарме, милосердных! И я всегда сопутствую Мадхусудане (Вишну) и ни на мгновение не пребываю отдельно от Пурушатамы!»
Вернуться к содержанию книги
Шри янтра
Шри янтра является одним из орудий наставления в ритуале Шри Видья, который, в сущности, включает эзотерическую пятнадцатисложную мантру, представляющую верховную божественную силу, проявленную в форме вселенной. Шри Видья была главной формой поклонения божеству многих известных мудрецов и до сей поры сохранилась среди многочисленных сект тантризма.
Шри янтра (также известна как Шри чакра, чакра -круг) является нейтральным контуром сотворения мира. Сам по себе этот контур не ограничен принадлежностью только к женскому или мужскому принципам, а наоборот, объединяет оба принципа в целом. Уравнение Шива-Шакти содержит в себе постоянную тенденцию к слиянию этих двух начал. Они не могут быть разделены, так как их очищенная двойственность предполагает третий принцип - единство, принцип, которому подчинены два предыдущих.
И именно это единство преодолевает двойственность, структурно воспроизводимую в загадочном, но гармоничном размещении треугольников в Шри янтре. Исходя из того, что Шри янтра является представлением макрокосмической, безличной, абсолютной реальности, которая не является ни мужской, ни женской, ни нейтральной, но по своей сути является чистым существованием, в конечном счете, бескачественным, Шри янтра представляет все «части» целого: все, что обладает именем и формой так же, как и сверхэмпирическую завершенность, другими словами, все, данное опыту, так же как и трансцендентную безграничную полноту.
Философской основой всех янтр является теория тридцати шести космических принципов (таттв), которые обязаны своим происхождением синтезу Шивы-Шакти. Это послужит действенным подспорьем и в понимании Шри янтры, если янтра и таблица схем (таттв) будут рассматриваться вместе.
Космическая эволюция проходит определенные стадии. Исходя из первоначального спокойствия, космос расширяется и проходит через несколько градаций и качеств, для того, чтобы возвратиться к первоначальной «целостности». Предшествующая творению стадия эволюции - состояние полной пустоты, чистейший принцип творения, Шива. Началом созидания является всепроникающий принцип (Па-рамашива или Самвит) в объединении с Шакти (ее потенциальной силой). Все, что нам известно, что мы видим, слышим, чувствуем, скрыто в первичном сознании. Это бытие пусто (шунья), свободно от какого-либо объективного содержания. Единственным знанием, которое имеет это Бытие-Сознание - космическая концепция Самости (Вселенское Эго, «я», или, на санскрите Ахам) как самовозгорающегося света (пракашика-свабхава). Осознание Самости является динамической бесконечной силой и свободой (сватан-тра). Другие санскритские термины для обозначения того же понятия - Майя, Шакти, Вимарша. Бытие не является ни женским, ни мужским, ни средним и находится вне досягаемости всех разделений. Не существует ни антисилы, ни внешней силы, которая действовала бы как противоединство. Существует только Одно без другого, и все стадии являются частью этого чистого Видения.
Реальность отображена в первичном символе космоса - бинду, который покоится в центре Шри янтры: «Когда масса солнечных лучей Верховного Шивы отражается в зеркале чистой Вимарша (Шакти), Махабинду возникает на стене сознания, освещенного отраженными лучами» (Камакалави-ласа, ст.
4). В предшествующей творению стадии Шива, в абсолютном состоянии называемый Самвит, является ясным зеркалом, которое, в его неиссякаемой свободе, отражает вселенную, подобно тому, как обычное зеркало отражает фигуры. Как зеркало не может быть отделено от отражения, так же и Шива не может быть отделен от вселенной, образ которой он отражает. В противоположность Щиве как сиянию космического сознания, Шакти является могущественной силой (Вимарша), которая вызывает отражение вселенной и сияет как лучистое зерно (Махабинду).
Итак, точка, которая является первой формой, появляющейся в пустоте (она изображена в центре Шри янтры), есть трансцендентное, зачаточное состояние мира, когда материальная энергия еще очень чиста. Она отражает тот уровень творения, на котором все сложные энер- гии вселенной дремлют, отражает царство безграничных возможностей.
Появление точки есть зарождение всех лепестков-возможностей, которые будут распускаться на соответствующих фазах эволюции. Как семя дерева, которое еще не проросло, но уже хранит сущность дерева, так и бинду хранит вселенную, не исшедшую еще из первичной монады. Говоря философским языком (в терминах теории творения Шайва-Шакти), это - сознание «я» Шивы, в тот момент, когда оно начинает ограничиваться и отрицаться творящей энергией (Шакти). Поэтому беспредельность «стягивается» в точку. Эта локализация, характеризуемая пребыванием беспредельного пространства (акаша) в бинду, которая возникает в зеркально чистом сознании Шивы, есть уже само по себе отрицание беспредельности Шивы.
Творческий импульс высшего существа возникает под воздействием непреодолимой силы воспроизведения самого себя. Бинду расширяется. Космическая эволюция начинается с расщепления первичного единства на два и видоизменения первоначальной однородности точки: «две бинду, белая и красная, это Шива и Шакти, которые в их таинственном взаимонаслаждении, сейчас расширяются и сжимаются (в проявлении вселенной). Они - причина сотворения звука (вак) и значения (артха), сходящиеся, расходящиеся» (Камакалавиласа, ст. 6).
В символике янтры этот процесс сотворения мира называется висарга-мандала (висарга - излучение, истека-ние). Две бинду представлены в санскритском алфавите придыхательным X. Когда X произносится на выдохе, оно соответствует животворящему излучению (висарга) космоса. На этой стадии «пара» все еще структурно не разделена: даже как два, она есть одно.
Мощный импульс порождения, в котором Шива-Шакти соединяются, чтобы произвести бинду, первичное семя вселенной, иногда сравнивается с человеческим половым влечением. «Сексуальному» аспекту Шивы-Шакти не следует придавать излишнее значение. В акте творения нужно видеть не совокупление божественных существ, но развертывание мировых принципов, производящих две силы, вещество и антивещество, неизменного Шиву (Чит Самвит) и изменяющуюся энергию (Чит Шакти), полных света (пракаша) и мощи (нимарша) и дающих жизнь звуку (нада) и материальной силе (мула-пракрити, или кала). Грубая ошибка - рассматривать Шри янтру только как эротический символ.
На основе двух бинду выходит первичный звуковой принцип надатмика шакти. Санскритские буквы, что написаны по спирали на янтре, начинаясь от внешнего края янтры и заканчиваясь в бинду, представляют грубый аспект кос-мического звука, получающийся от соединения Шивы-Шак-ти. Две бинду поэтому относятся ко всему санскритскому алфавиту. Так же, как первая и последняя буква, А и X, заключают все звуки, находящиеся между ними, так и две бинду, соединившись, заключают семя вселенной. В этом отношении буквы представляют тонкие энергии всех элементов: «эфира, воздуха, огня, воды и земли. Модификация этих пяти элементов, или фигур, их представляющих, «образует всю вселенную, микрокосм и макрокосм».
При дальнейшем расширении и сокращении энергий проявляется первичная космическая утроба, и бинду располагается в первой из мировых форм - перевернутом треугольнике в центре Шри янтры. В этой фазе таттвы Шивы и Шакти полностью развернуты в различные категории, однако все еще сопряжены в единстве первичного треугольника (Кама-Кала). Эта фаза характеризуется тем, что Шакти осознает свои троичные характеристики - творящую волю (ичч-ха), которая является первопричиной творения, необоримую силу разделений, или знание (дхьяна), которая способствует возникновению множественности, и ее силу действия и движения (крия). Троичная активность Шакти описывается в Малинивиджайоттара Тантре (П, 6-8): «О, Дэви, она называется Шакти, она неотъемлема от хранителя мира, она принимает желание природы (иччхатва) его, кто желает творить. Слушай, как она достигает множественности, хотя есть одна. Именно так вещь становится для процесса творения «этим», а не другим, благодаря той, что носит в этом мире имя Джняна Шакти. Когда идея воплощается - «да будет так» - сила, производящая это воплощение, есть Крийя Шакти».
Эти тройственные аспекты Шакти сводились в философских трудах (Камакалавиласа, ст. 22) к триаде базовых качеств, составляющих мир. Эти качества представлены в трех аспектах Шакти и в трех фазах космического звука.
Шри янтра, считающаяся величайшей из известных янтр, показывает великолепие Шивы-Шакти, соединившихся для того, чтобы создать основополагающие принципы жизни (тат-твы). Будучи графическим символом сложной космологической и философской теории Шива-Шакти, Шри янтра должна читаться как карта эволюции космической схемы, шаг за шагом раскрывающая теорию творения и его категорий. Она также демонстрирует, как совершается переход от бесформенности к форме, как антагонистические принципы жизни истекают из первоначальной целостности Шивы-Шакти. Шри янтра обозначает каждую фазу космической эволюции и формулирует каждый нисходящий уровень процесса творения.
Эти первичные категории, символизируемые треугольником, вызывают трансформацию только в самопознании Шивы-Шакти; они не присутствуют вне ума и поэтому не вызывают к существованию ни одного элемента различения в верховном единстве. На этой стадии творения дух все еще утверждает свое владычество над материальной природой, и три аспекта Шакти составляют ее самопознающую творящую деятельность в ее ограниченной вселенной. С философской точки зрения, эта стадия соответствует чистому сотворению таттв Шивы. Только на следующей стадии первичная однородность Шивы-Шакти разделяется в манифестациях.
После начальной кристаллизации первоэнергии, тонкие принципы материи и духа начинают обретать свою внешность, и целостный процесс творения изменяет курс, поскольку материя начинает доминировать над духом. На этой стадии первоначальное единство расщепляется на два потока, на субъект и объект, в которых появляются все разделения и противоположности. Эта фаза обозначена на Шри янтре девятью взаимопереплетенными треугольниками.
Треугольники Шри янтры называются девятью космическими утробами (Нава-йони) и соответствуют девяти категориям природы в макрокосмосе. Треугольники образуют две группы: четыре треугольника вершинами вверх (известные, как шрикантхи) исходят из принципа Шивы и формируют личную душу (джива) и ее жизненные энергии; пять треугольников вершинами вниз представляют принципы Шакти, и из них исходят материальные элементы макрокосма - земля, вода, огонь, воздух, эфир - пять соответствующих им тонких состояний (танматр) и все человеческие органы, которые реагируют на чувственные восприятия.
Это органы действия (рот, руки, ноги, кишки, гениталии) и органы чувств (уши, кожа, глаза, язык, нос). Две группы треугольников взаимо перекрещиваются, демонстрируя непреходящее единство Шивы-Шакти. Так объединенные, они формируют мировое поле творения, представленное сорока тремя меньшими треугольниками (каждым из которых управляет богиня) внутри обрамления янтры из лепестков лотоса и квадратным ограждением снаружи. С философской точки зрения, эта стадия представляет единство всех элементов природы: «О, Верховное Единство, весь космос есть Шри чакра, образуемая двадцатью пятью таттвами - пятью элементами, пятью танматрами, десятью индриями, плюс Ум, плюс Майя, плюс Шуддха-видья, Махеша (Шива) и Садашива».
Космический порядок
В соответствии с индийской теорией эволюции, космос рассматривается как континуум. Все, что рождается, будет развиваться, стареть и снова растворяться в первичной реальности, из которой оно родилось. Подобно кругу, космический порядок представлен в непрерываемой длительности. Так, никогда не было «первого» и не будет «последнего» мира, никогда не будет периода, в котором вселенная достигла бы стадии полного разрушения или полной интеграции.
Существуют три степени космического процесса: творение, сохранение и растворение. Это представлено в индийской иконографии и воплощается в образе индуистской троицы: Брахмы -Творца, Вишну-Защитника и Шивы- Разрушителя.
Структурный синтез Шри янтры иллюстрирует индийский взгляд на мировое время как триаду с тремя фазами универсального становления. В соответствии с этим, богиня Трипура, управляющая янтрой, имеет три аспекта: юная (Тринидха-Бала), прекрасная (Трипура-Сундари) и ужасная (Трипура-Бхайрави). Каждому из трех периодов мирового времени соответствует определенная триада, приводящая числовую ассоциацию к порядку девяти. Так, символика и базовые структуры Шри янтры всегда вращаются вокруг девятикратного разделения, представляющего, в свою очередь, расширение трех. От наружной формы, квадрата, до бинду, Шри янтра имеет девять потоков, каждый из которых имеет собственное название и управляется божеством. Эти девять потоков разделены на три группы по три потока, что обозначает три фазы мирового цикла. Эти три главных разделения могут рассматриваться с философской точки зрения как следующие одна за другой фазы творения, сохранения и растворения. Тантрараджа Тантра описывает соответствие потоков Шри янтры и мировых стадий следующим образом:
Первая фаза: ТВОРЕНИЕ
1. Квадрат творение-творение единство
2. Круг из 16 лепестков лотоса. Творение-сохранение двойственность
3. Круг из 8 лепестков лотоса.
Творение - растворение двойственность
Вторая фаза: СОХРАНЕНИЕ
4. 14 - угольная чакр сохранение-творение-двойственность
5. 10 - угольная чакра сохранение-сохранение единство
6. 10 - угольная чакра сохранение-растворение двойственность