Расследование групповых н/сл. с тяжёлыми последствиями, тяжёлых н/сл. и н/сл. со смертельным исходом, происшедших с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, в результате аварий (катастроф) транспортных средств, в том числе воздушных, железнодорожных, автомобильных, морских, речных и др., проводится комиссией в общем порядке (для расследования легких н/сл.) и возглавляемыми руководителем (его представителем).
Комиссия при этом в обязательном порядке использует материалы расследования данного происшествия, проведенного в установленном порядке соответствующими полномочными государственными органами надзора и контроля или комиссиями и владельцем транспортного средства (служебное расследование).
При этом обязательность участия в расследовании должностных лиц государственной инспекции труда, органов исполнительной власти субъектов РФ или местного самоуправления, страховщика, а также представителей территориальных представителей территориальных объединений организаций профессиональных союзовне регламентирована требованиями Положения (Кодекса).
Однако это не исключает возможности их участия в расследовании, если возникнет необходимость, и не исключает обязанности руководителя направлять сообщение о происшествии в органы и организации, предусмотренные Положением (Кодексом).
Требования Положения (Кодекса) распространяются только на н/сл., происшедшие с лицами, находившимися внутри транспортных средств (воздушных, железнодорожных, автомобильных, морских, речных и др.) и получившими повреждения здоровья травматического характера в результате аварий (катастроф) этих средств, которые одновременно подлежат расследованию (и были расследованы) в установленном порядке соответствующими полномочными государственными органами надзора и контроля либо комиссиями и владельцем транспортного средства.
Н/с, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности руководителя, в результате наезда транспортных средств (наземных), в том числе на территории организации, подлежат расследованию в общем порядке, т.е. с участием представителей государственной инспекции труда и других органов, определенных Положением (Кодексом).
Н/с, происшедшие в результате аварий с водителями автотранспортных средств, а также с работниками, следовавшими на работу или с работы на транспорте, предоставленном руководителем, расследуется теми организациями, работниками которых являются (являлись) пострадавшие.
При расследовании н/сл., происшедших в результате аварий автотранспортных средств, комиссия на основании материалов расследования, проведённого в установленном порядке, устанавливает:
- обстоятельства происшествия; - последствия происшествия; - нарушения, повлекшие за собой происшествие или способствовавшие его возникновению;
- лиц, чьи нарушения требований правил и инструкций по предупреждению дорожно-транспортных происшествий привели к н/сл.;
- организационно-технические и иные недостатки в работе автотранспортной организации, оказавшие влияние на возникновение происшествия.
При расследовании н/сл., происшедшего в результате аварий автотранспортных средств, следует:
- оказать необходимую помощь работникам дознания или следствия;
- оценить действия водителя и дорожные условия, их возможное влияние на возникновение аварии;
- выяснить характер и тяжесть травм, полученных пострадавшими в результате аварии автотранспортного средства;
- выяснить характер и степень повреждения автотранспортных средств и перевозимых грузов для последующего определения размеров причинённого ущерба;
- при необходимости, составить протоколы опросов механика, диспетчера и других работников организации, выпустивших автомобиль на линию.
После выяснения обстоятельств аварии автотранспортного средства комиссии составляет акт о расследовании н/сл.
Дополнительно к акту о расследовании н/сл, происшедшего в результате аварии, прилагаются копии материалов, полученных в ГИБДД, и копии материалов служебного расследования.
Несчастные случаи, происшедшие в результате аварии автотранспортных средств с работниками при выполнении ими трудовых обязанностей или действий,обусловленных трудовыми отношениями с руководителем, оформляются актом формы Н-1 о н/сл напроизводстве.
Перечень и объём материалов расследования данных н/сл определяется председателем комиссии.
Н/сл, происшедшие с водителями автомобилей в результате аварий автотранспортных средств, являются, как правило, следствием нарушения ими Правил дорожного движения. Установленный порядок расследования таких н/сл. не исключает обязанности руководителя направлять извещение об их происшествии в органы и организации, предусмотренные Положением (Кодексом).
Н/сл., происшедшие с работниками и др.лицами, участвующими в производственной деятельности руководителя, в результате наезда автотранспортных средств за пределами территории организации (в населенных пунктах и на дорогах), подлежат расследованию в общем порядке, с обязательным использованием материалов расследования, проведенного органами ГИБДД.