Крым в составе независимой Украины




После провозглашения акта о независимости Украины 30 августа 1991 года Крымская область вошла в состав независимой Украины. 20 января 1991 года в Крымской области состоялся референдум по вопросу воссоздания Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора. В референдуме приняли участие 1441019 граждан, что составляет 81,37% от общего числа граждан, внесенных в списки для участия в референдуме. За воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики проголосовало 93,26% участников голосования.

Опираясь на их волю, Верховный Совет Украины принял 12 февраля 1991 г. закон "О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики". Но обновленный Союз не состоялся и, несмотря на результаты референдума, Крым вошел в состав Украины как автономная республика.

4 сентября 1991 года Сессия Верховного Совета Крымской АССР приняла исторический документ "Декларацию о государственном суверенитете Крыма". 6 мая 1992 года была принята Конституция Республики Крым. Она закрепляла демократическое правление, основанное на воле народа, которая выражается путем свободного волеизъявления на выборах. Принцип полновластия народа как основополагающий принцип государственного устройства Республики Крым, обусловливает все иные принципы организации и деятельности государства и его органов, в том числе: разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; независимости и взаимодействия государственной власти и местного самоуправления.

Согласно пункту 1 статьи 102 принятой Конституции государственная власть в республике осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти.

Высшими органами государственной власти в Республике Крым являются Верховный Совет Крыма, Президент Республики Крым, Правительство, Конституционный Суд Крыма, Верховный Суд Крыма. В марте 1995 года решением Верховного Совета и Президента Украины Конституция Республики Крым от 1992 года была отменена, упразднено президентство в Крыму. 21 октября 1998 года на второй сессии Верховной Рады Республики Крым была принята новая Конституция.

23 декабря 1998 года Президент Украины Л. Кучма подписал закон, в первом пункте которого Верховная Рада Украины постановляет: Утвердить Конституцию Автономной Республики Крым, принятую на второй сессии Верховной Рады Автономной Республики Крым 21 октября 1998 года.

12 января 1999 года Конституция Автономной Республики Крым вступила в силу.

Согласно Статье 1 этой Конституции Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины и в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, решает вопросы, отнесенные к ее ведению. Автономная Республика Крым осуществляет также полномочия, делегированные законами Украины в соответствии с Конституцией Украины.

Полномочия, порядок формирования и деятельности Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым определяются Конституцией Украины и законами Украины, Конституцией Автономной Республики Крым и нормативно-правовыми актами Верховной Рады Автономной Республики Крым по вопросам, отнесенным к ее компетенции.

Верховная Рада Автономной Республики Крым является представительным органом Автономной Республики Крым и осуществляет представительные, нормотворческие, контрольные функции и полномочия в пределах своей компетенции. Совет министров Автономной Республики Крым является исполнительным органом Автономной Республики Крым и осуществляет исполнительные функции и полномочия в пределах своей компетенции."

Согласно Статье 21 о статусе Верховной Рады Автономной Республики Крым Верховная Рада Автономной Республики Крым является представительным органом Автономной Республики Крым, представляющим интересы граждан, общие интересы населения, территориальных громад, местного самоуправления, Автономной Республики Крым в целом, и осуществляет свои полномочия с целью содействия и обеспечения реализации их прав и законных интересов, а также решения вопросов сбалансированного социально-экономического, культурного и иного развития Автономной Республики Крым.

Согласно Статье 35 Совет министров Автономной Республики Крым как орган исполнительной власти Автономной Республики Крым самостоятельно осуществляет исполнительные функции и полномочия по вопросам, отнесенным к ведению Автономной Республики Крым Конституцией Украины, Конституцией Автономной Республики Крым и законами Украины.

Совет министров Автономной Республики Крым формируется Верховной Радой Автономной Республики Крым на срок ее полномочий, ответственен перед ней и возглавляется Председателем Совета министров Автономной Республики Крым. Совет министров Автономной Республики Крым выполняет также государственные исполнительные функции и полномочия, делегированные законами Украины в соответствии с Конституцией Украины.

С целью обеспечения выполнения делегированных государственных исполнительных функций и полномочий Автономной Республике Крым передаются финансовые, материальные средства и объекты государственной собственности, необходимые для выполнения указанных полномочий. Организация, порядок выполнения указанных функции и полномочий республиканскими органами Автономной Республики Крым определяются нормативно-правовыми актами Верховной Рады Автономной Республики Крым.

Согласно Статьям 39 и 40 правосудие в Автономной Республике Крым осуществляется на основе и согласно Конституции Украины и законам Украины. Судами Украины применяются Конституция Автономной Республики Крым, нормативно-правовые акты Верховной Рады Автономной Республики Крым, акты Совета министров Автономной Республики Крым в случаях, предусмотренных законами Украины. Суды, действующие на территории Автономной Республики Крым, входят в единую систему органов cудебной власти Украины. Автономная Республика Крым принимает участие в обеспечении деятельности судов, действующих на территории Автономной Республики Крым, осуществляет другие полномочия в случаях, предусмотренных законами Украины.

Согласно Статье 41 Организация и деятельность органов прокуратуры в Автономной Республике Крым определяются Конституцией Украины и законами Украины. Верховная Рада Автономной Республики Крым имеет право заслушивать информацию Прокурора Автономной Республики Крым и поднимать вопрос о его освобождении от должности перед Генеральным прокурором Украины.

Согласно Статье 9 права и свободы человека и гражданина в Автономной Республике Крым устанавливаются и гарантируются Конституцией Украины и законами Украины и в соответствии с ними - Конституцией Автономной Республики Крым.

В соответствии со статьями 10, 11, 12 в Автономной Республике Крым наряду с государственным языком обеспечивается функционирование и развитие, использование и защита русского, крымскотатарского, а также языков других национальностей. В Автономной Республике Крым русский язык как язык большинства населения и приемлемый для межнационального общения используется во всех сферах общественной жизни.

В Автономной Республике Крым гражданам гарантируется право воспитания на родном языке в детских дошкольных учреждениях, изучения родного языка, обучения на родном языке в учебных заведениях государственной, республиканской и коммунальной форм собственности или через национальные культурные общества либо в порядке, определяемом законодательством Украины и нормативно-правовыми актами Верховной Рады Автономной Республики Крым в пределах ее компетенции.

В соответствии с законодательством Украины в Автономной Республике Крым официальные документы, удостоверяющие статус гражданина, - паспорт, трудовая книжка, документы об образовании, свидетельство о рождении, о браке и другие - выполняются на украинском и русском языках, а по ходатайству гражданина - и на крымскотатарском языке.

В соответствии с действующим законодательством Украины в Автономной Республике Крым в качестве языка судопроизводства, нотариального производства, производства по делам об административных правонарушениях, юридической помощи используется украинский или по ходатайству участника соответствующего производства русский язык как язык большинства населения Автономной Республики Крым.

Другие вопросы применения языков в указанных выше сферах деятельности в Автономной Республике Крым регулируются законами Украины.

Хозяйство Крыма представляет собой сложное образование, состоящее из двух сфер: производственной и социальной. В первой создаются материальные ценности технологические линии для предприятий пищевой промышленности, морские суда, сельскохозяйственная техника, радиоэектронная и химическая продукция, стройматериалы, зерно, виноград, фрукты, овощи, эфиромасличные культуры, вино, мясо, молоко, яйца и т. д. К этой сфере, сложившейся под влиянием многих факторов (природного, выгодности экономико-географического положения и др.), относится и рекреационное хозяйство.

Существующая экономическая структура Крыма несовершенна Многие отрасли (химическая промышленность, черная металлургия, промышленность строительных материалов) вступают в конфликт с природными комплексами и лишь в незначительной степени работают на потребности республики. Совершенствование этой структуры может идти лишь в направлении социологизации, экологизации, гуманизации производства и жизни людей. При этом должна быть усилена рекреационная функция. В Крыму должны получить развитие и базовые отрасли машиностроения (наукоемкие, с низкими индексами расхода сырья, топлива и энергии).

Ко второй сфере хозяйства Крыма относятся отрасли, связанные с обслуживанием населения, в которых занято около 30% трудоспособного населения. Начало 90-х годов ознаменовалось коренными изменениями в обществе и в народном хозяйстве. К сожалению, происшедшие изменения не устранили старых болезней, но стали причиной новых бед. Развал СССР, становление независимости Украины привели к разрыву важнейших экономических связей, что, при существовавшей ранее высокой степени интеграции, обернулось таможенными барьерами, нарушением схем межреспубликанского разделения труда и, в конечном счете, простоем предприятий, снижением объемов производства. Если до 90-х гг. наблюдалось снижение темпов роста, то в начале нового десятилетия - возрастающее сокращение производства. Допущено значительное сокращение важнейших видов промышленной продукции. Кризис спада в значительной степени коснулся производства электроэнергии - на 47,4%, газа - 6,4%. минеральных удобрений - 58,7%, хлопчатобумажных тканей - 44,8%, мяса и мясопродукции - 87,4%, масла животного - 53,9%. В целом же объем произведенного национальною дохода в сопоставимых ценах сократился на 46,9%.

Если оценить воздействие фактора разрыва и ухудшения экономических связей вследствие распада единого народнохозяйственного комплекса по методу фактических простоев то на долю этого фактора приходится 60% общего сокращения объема производства в 90-е годы. Четыре из каждых пяти предприятий Крыма сократили производство. Производственные мощности промышленности используются на 40-60%. Одним из приоритетных направлений развития хозяйства республики становится рекреационное хозяйство. Оно базируется на использовании минеральных вод, пляжей, климатических и ландшафтных ресурсов, морского и горного воздуха.

Развал Советского Союза, разрыв экономических и политических связей привел к невиданному падению сельскохозяйственного производства, ухудшению материального положения большинства граждан стран СНГ. Можно предположить, что последствия развала Союза оказались более разрушительными, чем они имелись в годы Великой Отечественной войны. Понеся огромный материальный ущерб, люди потеряли уверенность в будущем. Политика перехода к рыночным отношениям приводит к тому, что, с одной стороны, возрождается фермерство, с другой стороны, и фермерство, и колхозно-совхозное производство оказались неконкурентоспособными. В результате возник глубокий экономический кризис. Чтобы выйти из него, государству необходимо оказать помощь сельскому хозяйству: изменить налоговую политику, ценообразование, влить крупные инвестиции, провести значительные структурные изменения в колхозном и совхозном производстве, повысить материальную заинтересованность в труде и многое другое.

Литература: Крым: прошлое и настоящее. Ответственные редакторы: С. Г. Агаджанов, А. Н.
Сахаров. Москва, "Мысль", 1988 г.

Шимин Ю. В.. Государственное устройство Автономной Республики Крым.
В книге Крым: настоящее будущее. Сборник статей под редакцией Г. М.
Фомина Симферополь: Таврия 1995г.

Конституция Автномной Республки Крым от 21 октября 1998 года.
Симферополь, 1998 год.

Кудрявцев В. Б.. Общая характеристика хозяйства.
В книге Крым: настоящее будущее.Сборник статей под редакцией Г. М.
Фомина Симферополь:Таврия 1995г.

Стартовая страница / Экономика региона /
Промышленность и сельское хозяйство
Севастополь одним из первых среди регионов в Украине преодолел падение объемов производства 90-х годов и уже к 2005 году достиг двукратного превышения среднеукраинского уровня (прирост темпов производства к уровню 2000 года составил 192%). В 2005 году объем промышленного производства возрос по сравнению с уровнем прошлого года на 16,8% при среднем показателе по Украине - 3,1%. Наиболее высокий прирост обеспечили отрасли обрабатывающей промышленности, такие как пищевая (+36,9%), металлообработка (+15,9%), машиностроение и судоремонт (+34,6%). Объем реализованной продукции (работ, услуг) на промышленных предприятиях города только за 2005 год увеличился на 163 млн.грн. и превысил сумму в 1 млрд.грн. (1161,9 млн.грн.), в расчете на душу населения это составило – 3071,1 грн. Всего за 5 лет объем продукции, произведенной и реализованной промышленными предприятиями города увеличился в 3,5 раза. Динамичный рост выпуска продукции конечного потребления свидетельствует о закреплении тенденции увеличения потребительского спроса и расширения внутреннего рынка региона. Оптовый товарооборот в 2005 году возрос до 2,5 млрд.грн. Следует отметить, что рынок продовольственных товаров на 92% формируется за счет отечественных товаров, а рынок продукции производственно-технического назначения на 95%. Сегодня в Севастополе работают 92 промышленных предприятия. Наибольший удельный вес в общем объёме промышленного производства приходится на предприятия машиностроения и обработки металла, пищевой промышленности и переработки сельскохозяйственных продуктов, строительства, ремонта судов. Предприятия рыбодобывающей и рыбо­перерабатывающей отраслей Севастополя (ОАО «Севастопольский рыбоконсервный завод», ООО «Рыбоконсервный комбинат «Новый») составляют 60% рыбного хозяйства Украины. Плавучие и береговые консервные заводы выпускают ежегодно миллионы тонн условных банок консервов и тысячи тонн разнообразной копченой, вяленой, маринованной продукции. Сектор рыбопереработки Севастополя включает три завода, производящих копченую рыбу и рыбные консервы с различными добавками. Сырая рыба и рыбопродукты, потребляются как в Украине, так и за рубежом, при этом доля экспорта составляет около 50%. Вместе с тем, дальнейшее развитие отрасли трудно представить без значительных инвестиций в обновление рыбного флота и перерабатывающих мощностей. За последние годы украинское правительство предприняло несколько попыток реструктуризации предприятий, но, к сожалению, привлечь значительные инвестиции в отрасль так и не удалось. В Севастополе базируется весь морской траспортно-рефрижераторный флот Украины, составляющий 4 % рефрижераторного флота мира. Судоремонтные возможности города представлены шестью заводами, которые могут производить ремонт судов всех типов и классов. Севастопольские судоремонтники имеют богатый опыт обслуживания судов различных стран мира. Город обладает мощными сухими доками. Однако весь этот потенциал используется в недостаточной мере. Необходимы инвестиции, чтобы на основе новых технологий судоремонта и судостроения выйти на более качественный уровень развития. К примеру, Севастополь вполне мог бы прославиться яхтостроением. В последние годы Севастополь переживает несомненный строительный бум, поэтому городу необходимо развивать строительную индустрию, а также производство строительных материалов. Строительные предприятия Севастополя производят добычу строительного материала из инкерманского камня, который экспортируется во многие страны мира. Минерально-сырьевой базой являются местные ресурсы стенового и штучного камня, щебеночной продукции. Особую роль в промышленном потенциале города играет ОАО «Балаклавское рудоуправление имени А.М. Горького», добывающее флюсовые известняки для нужд металлургической промышленности. Из сырья, не отвечающего требованиям металлургии, предприятие производит строительные материалы – щебень различных фракций, мраморную крошку, бутовый камень. Легкая промышленность региона представлена швейными и трикотажными фабриками. Наиболее известной из них является швейная фабрика им. Нины Ониловой, специализирующаяся на выпуске мужских и женских костюмов. Продукция фабрики широко известна не только в Украине, но и далеко за ее пределами. Если в целом оценивать состояние севастопольского промышленного потенциала на сегодняшний день, то можно сказать, что в регионе сохранились значительные произ­водственные мощности и прекрасные спе­циалисты. Промышленный комплекс ждет инвестиций, акционерные общества заинтересованы в продаже своих ценных бумаг. Сельское хозяйство региона специализируется на виноградорстве, садоводстве, овощеводстве мясомолочном животноводстве и птицеводстве. Ведущей отраслью агропроизводства города является виноградарско-винодельческая. Севастополь - один из важнейших виноградных районов Украины, площадь под виноградниками здесь составляет около 8 тыс. га. Севастопольский виноград отличается высоким качеством и разнообразием сортов, в регионе выращиваются элитные сорта технического винограда, прекрасные ягоды столовых сортов. Для этого в регионе имеются благоприятные условия в виде значительного количества тепла и света, оптимальной разновидности почв. Сочетание этих факторов позволяет выращивать столовый и технический виноград с различным содер­жанием сахара (в пределах 18-20%). За сезон в регионе собирают в среднем 40-50 тыс. тонн винограда (20% всего винограда Украины). На территории города с древнейших времен развивается производство вин. Богатая технологическая, производственная база виноделия и накопленный опыт делают город поставщиком лучших виноградных вин и шампанского в Украине. В наши дни основным винодельческим предприятием региона является сельскохозяйственное предприятие «Золотая Балка», основанное в 19-м веке и славящееся богатыми традициями и историей. Предприятие владеет насаждениями виноградников, заводом игристых вин и мощностями для производства соков. Площади, используемые под виноградники, составляют 2 тысячи гектаров с годовыми объемом производства около 15 тысяч тонн высококачественного винограда. Столовые сорта составляют около 40 % всего урожая фирмы. Благодаря улучшенным технологиям производства урожайность виноградников «Золотой Балки» достигает 7-8 тонн с гектара, что в два раза превышает средний показатель по Украине. Игристое вино, производимое «Золотой Балкой», было неоднократно отмечено различными международными наградами за высокое качество и успешно продается в Украине и за рубежом. Инкерманский завод марочных вин является еще одним знаменитым винодельческим предприятием региона. Катакомбы на окраине Севастополя, образовавшиеся после вырубки камня при строительстве города, в наши дни используются как винные погреба завода. Другие крупные винодельческие предприятия региона включают четыре сельскохозяйственные фирмы Нахимовского района Севастополя, которые объединены в ассоциацию «Алькадар». Средняя урожайность в ассоциации составляет около четырех тонн винограда с гектара, что соответствует среднему показателю по стране. Однако другой сельскохозяйственный продукции город обеспечен только на 9%. А ведь в регионе богатые пастбища, хорошие почвы, прекрасный климат... Необходимы инвестиции. В виноградарстве и виноделии также требуются новые технологии и новые сорта. Регион обладает прекрасными сельскохозяйственными ресурсами.  

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: