Макроэкономич равновес при плавающ вал. курсе: последств бюдж-налогов, денеж-кредитн, внешнеторгов полит-и и девальвац/ревальвац вал.
Бюдж-налогов полит-а при плавающ курсе: цель – рост ур-я НД (Y ↑); рост гос. расходов или снижен налогов (G ↑ или T ↓); сдвиг IS вправо вверх (→ ↑); рост %-ставки (i ↑) выше миров. ур-я; приток ин.капитала (I ↑); полож-ое сальдо ПБ (NX+KA) > 0; рост спроса на нац. вал.; рост обмен курса (r ↑); уменьшен чистого экспорта NХ ↓; выравниван сальдо ПБ (NX+KA) = 0; снижен %-ставки до миров ур-я (i ↓ = i*). Вывод: фискальн полит-а неэффективна, т.к. рост гос. расходов или сниж налогов компенсир уменьш чистого экспорта и ур-нь НД не растет.
Денеж-кредитн полит-а при плавающ курсе: цель – рост уровня НД (Y ↑); рост предложения денег (M ↑); сдвиг LM вправо (→); уменьш %-ставки ниже миров ур-я (i ↓); уменьш обмен курса (r ↓); рост нац. дохода (Y ↑); отток капитала заграницу (I ↓); дефицит ПБ (NX+KA) < 0; рост предложен нац.вал.; уменьш обмен курса (r ↓); рост чистого экспорта NХ ↑; выравнивание сальдо ПБ (NX+KA) = 0; рост нац. дохода (Y ↑); рост спроса на деньги; рост %-ставки до миров ур-я (i ↑ = i*). Вывод: монетарная политика эффективна, т.к. увелич НД, воздейств через обмен курс, стимулир внешн спрос и рост чистого экспорта.
Внешнеторгов полит-а при плавающ курсе: цель – рост уровня НД (Y ↑); рост внешнеторгов барьеров (↑); рост чистого экспорта NX ↑; сдвиг IS вправо вверх (→ ↑); рост обмен курса (r ↑);уменьш чистого экспорта NX ↓. Вывод: рост внешнеторгов барьеров неэффективен, т.к. не приводит к росту НД и изменен счета текущ операц, а только повыш обмен курс.
28Интеграция: понятие, предпосылки, признаки, формы, эк-ие последствия (эффекты). Интеграция - объединение в целое каких-либо частей, элементов. Междунар.эконом.интеграция(МЭИ) - процесс экон-го взаимодействия стран, приводящий к сближению их хоз. механизмов, принимающий форму межгос. соглашений и согласованно регулируемый межгос-ми органами. Региональная интеграция(РЭИ) -переплетение, взаимопроникновение и сращивание воспроизводственных процессов стран определенного региона. Условиями и предпосылками такого сближения являются: 1. Экономико-географические: территории-альная близость государств, ресурсная, производст-венная и научно-техническая взаимодополняемость, способность к взаимной адаптации и др. 2.Культурно-этнические: близость языка, нац. культур, традиций, обычаев. 3. Общие исторические корни народов сближающихся стран 4. Социально-полите предпосылки. Формы ЭИ:
• Преференциальные торговые соглашения
• Зона свободной тор говли- предполаг.не просто снижение, а постепенную отмену таможен.тарифов во взаимной торговле при сохранении нац.тамож.тарифов в отношенияхс третьими лицами.
• Таможенный союз –предполаг.согласованную отмену национ.таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьи стран.
• Общий рынок - интегрирующиеся страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства – капитала и раб.силы.
• Экономический сою з – на ряду с общим тамож.тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координируется макроэкономическая политикаи и унифицируются законод-ва в ключевых областях – валютной, бюджетной,денежной.
• Политический союз – предусматривает передачу нац-ми правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам.
Цель М ЭИ - создание единого экон. пространства, в рамках кот обеспечивается свобода передвижения товаров, услуг, факторов производства (капитала и рабочей силы). В рез между странами складываются устойчивые, регулярные и углубляющиеся связи, причем не только в экономической, но и в других сферах жизни. Сращивание нац-х экономик гасит возможность их полит конфликтов и позволяет вести единую политику в отношении других стран.
Развитие ЭИ, имеет негативные последствия: взаимодействие наци. хозяйств происходит с разной степенью интенсивности, по-разному проявляется в отдельных регионах, в результате чего периодически возникают противоречия интересов стран-участниц и внутри группировок. Функц-ние зон свободной торговли и либерализация импорта усиливают конкуренцию на внутр. рынке, что создает угрозу для нац. производителей товаров и др.
Проблемы и значение привлеч.инвест. в РБ
Внешнеинвестиционная политика государства –структурная составляющая внешнеэк-ой политики современного государства, представляющая собой систему форм и методов гос.воздействия на разнонаправленные потоки междунар.инвестиций с целью возрастания положительных экон. и соц. эффектов в нац.эк-ке. Инвестиц режим- законодательно закрепленный тип взаимоотношений принимающей страны и иностранных инвесторов. Политика содействия зарубежным инвестициям (страна базирования)- - либерализация вывоза инвестиций, т.е. ослабление и даже полная ликвидация ограничений на экспорт капитала