Знать
· важнейшие теоретические положения экономической науки;
· основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международной жизни;
Уметь
· характеризовать: предмет и метод экономической науки, факторы производства и факторные доходы, кривую производственных возможностей, спрос и предложение, цели фирмы, необратимые затраты, естественные монополии, ошибки рынка, основные виды налогов, банковскую систему и финансовые институты, роль рынка ценных бумаг, рынок труда, общественные блага, внешние эффекты, особенности макроэкономического анализа, экономические циклы, виды безработицы и государственную политику в области занятости, банки и банковскую систему, основные статьи доходов и расходов государственного бюджета России, методы покрытия бюджетного дефицита, влияние мер протекционизма и мер защиты свободной торговли на национальные и международные товарные рынки, глобальные экономические проблемы и глобализацию мировой экономики; мотивы предпринимательской деятельности, основные источники финансирования бизнеса, управление акционерным обществом, страховые услуги, представляемые гражданам и предприятиям, потребительский кредит, основные принципы менеджмента и организации производства, особенности современной экономики России;
· объяснять: экономические явления с помощью альтернативных затрат, предельных затрат и предельной выгоды; выгоды обмена, закон спроса, формы кривой предложения, рыночный механизм, закон убывающей отдачи, причины неравенства доходов, причины различий в производительности и оплате труда, роль профсоюзов, роль минимальной оплаты труда и дискриминации на рынке труда, причины и последствия инфляции и дефляции, динамику занятости, процентных ставок и цен на различных фазах экономического цикла, воздействие мер монетарной и фискальной политики на экономическую конъюнктуру, выгоды и проблемы, связанные с международной торговлей и глобализацией мировой экономики; кому выгодно изменение курса национальной валюты, роль предпринимательства, роль ценных бумаг и фондовой биржи, роль государства в рыночной экономике;
· приводить примеры: товаров с различной эластичностью спроса по цене и по доходу; взаимодействия рынков, рыночных структур, общественных благ и внешних эффектов; форм денег, регрессивных и прогрессивных налогов; прямых и косвенных налогов; способов покрытия дефицита государственного бюджета, взаимовыгодной международной торговли;
· сравнивать (различать): микроэкономику, макроэкономику и прикладную экономику, свободные и экономические блага, спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, экономический рост и развитие, выгоды и проблемы, связанные с международной торговлей, организационно-правовые формы предприятий, акции и облигации;
· вычислять на условных примерах: абсолютные и сравнительные преимущества, рыночный спрос и предложение по данным об индивидуальном спросе и предложении, изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов; эластичность спроса по цене и по доходу, равновесную цену и объем продаж, влияние на рынки предельных и фиксированных цен, экономические и бухгалтерские затраты и прибыль, амортизационные отчисления, чистую прибыль, постоянные и переменные затраты, общие, средние и предельные затраты, предельную выручку, максимум прибыли, смету (бюджет) доходов и расходов, спрос фирмы на труд и предложение труда для отдельной фирмы, показатели неравенства доходов, реальный и номинальный ВВП, темп инфляции и покупательную способность денег, индекс потребительских цен и дефлятор ВВП, реальные показатели, темп экономического роста, уровень безработицы, депозитный (банковский) мультипликатор, среднюю и предельную налоговую ставку, налоги, дивиденды, страховые взносы и банковский процент;
· использовать для экономического анализа: кривые производственных возможностей, кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен, спроса и предложения, фиксированных и предельных цен, а также цен на факторы производства, товары-заменители и сопутствующие товары, кривые совокупного спроса и предложения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· выполнения типичных экономических ролей;
· решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями,
· совершенствования собственной познавательной деятельности;
· оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
· осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.