Онтологическая основа повести: проблема русского исхода, модель современного мира и столкновение цивилизаций в осмыслении В.Г. Распутина.




ПОВЕСТЬ «ДОЧЬ ИВАНА, МАТЬ ИВАНА» В. Г. РАСПУТИНА (1937–2015)

 

Повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» в оценке современной критики. Жанровое своеобразие произведения.

 

«Дочь Ивана, мать Ивана» — повесть, опубликованная в 2003 году. Впервые была опубликована в иркутском журнале «Сибирь», затем в московском «Наш современник». Позднее выпущена книгой в издательстве «Молодая гвардия».

По словам писателя, название повести он выбрал благодаря переписке со своей знакомой, работавшей с ним в 1960-е годы в красноярской газете: «в одном из писем она написала, мол, не жалуйся на судьбу, у меня ведь тоже судьба трудная, „у дочери Ивана, матери Ивана “… И я взял тогда (с ее разрешения) эти слова для названия почти готовой повести».

Писатель Алексей Варламов заявил: «за какие бы темы он ни брался, как бы их ни осмыслял, главное, чего у него не отнять, — это мужества и стойкости русского писателя, русского человека перед лицом великой беды. Именно об этом говорят его произведения последних лет и особенно горестная, пронзительная повесть„Дочь Ивана, мать Ивана “».

Критически отозвался о повести Дмитрий Быков. Он писал: «Повесть Распутина написана неровно — в деталях и частностях очень сильна, в теоретических и идеологических авторских монологах дидактична и слаба ».

Самой полемичной стала статья Быкова "Снасильничали". Автор рецензии, отдавая должное мастерству писателя, резко оценивает само произведение: и повесть слаба, и сюжет не нов, и проблемы не дотягивают до уровня настоящих проблем.

Бондаренко в статье "Долюшка женская" обратил внимание на неизменное мастерство писателя в создании женских образов, на внутреннюю силу и характер его героинь, проблему "измельчания мужчины".

Сам Распутин о произведении сказал: " Совсем быть довольным работой нельзя, но главное я в повести высказал ".

Шорохов дает четкую литературоведческую проекцию: " чтобы в достаточной мере осознать новую повесть Распутина, нужно прежде всего уяснить тот очевидный факт, что становится она понятной во всей своей полноте только при взгляде на нее через все предшествующие знаковые повести писателя. Именно здесь он договаривает начатое в "Живи и помни" и, особенно, в "Прощании с Матерой"... Как же будет жить народ с затопленными родительскими могилами и церквями, с затопленной тысячелетней почвой, с "затопленной памятью"? - спрашивает нас Распутин в "Прощании с Матерой". В своей новой повести он показывает, как живет этот народ ".

 

Традиционно жанр произведения "Дочь Ивана мать Ивана" определяют как повесть. В ней сосредоточены черты:

1) деревенской прозы: Распутин сохранил характерную для “деревенщиков” неприязнь к реформам, нововведениям, к западничеству. Немало гневных страниц посвящены обличению атрибутов нового мира: от рыночной экономики и новой школьной программы, до наркотиков, дискотек и телевизора. Если же и принимает автор что-либо новое (например, одежду из кожи), то ссылается на прошлое: мол, не новое это, носили и наши предки кожу, да только “забыли о ней по великой бедности”. По-крестьянски автор ненавидит “торгашество” как всякий непроизводительный труд. “ Человек в городе устремился за прилавок -- и воробей тут, начирикивает: торгуй, торгуй! А ведь было время -- подбадривал: паши, паши!” Тамара Ивановна с радостью замечает, что “ кроме купи-продай” и “украдь-сбудь” сохранились все-таки и серьезные, рабоче-крестьянские, занятия, а не одно только дуроломство ”.

2) Публицистические начала: проблема со скинхедами; рыночные отношения; власть и зависимость людей от власти, беспомощность.

3) В одном из последних своих произведений — повести «Дочь Ивана, мать Ивана» — Распутин, сохраняя приверженность нравоописательному жанру, создал едва ли не самое душевно-ранящее, пронзительное свое произведение. Уже ставший для него привычным сюжет преступления и наказания на этот раз перерос в сюжет национальной судьбы.

 

 

Онтологическая основа повести: проблема русского исхода, модель современного мира и столкновение цивилизаций в осмыслении В.Г. Распутина.

Время действия повести «Дочь Ивана, мать Ивана» относится к концу ХХ — началу ХХI вв. Камертоном авторского восприятия отображенной в произведении эпохи звучит фраза из начального абзаца: «Самый глухой час ночи…». Не будет чрезмерной натяжкой сказать, что Распутин считает современность «самым глухим» периодом русской истории.

Повесть состоит из трех частей, и лишь в первой из них использован композиционный прием чередования временных пластов: настоящее — прошедшее. Сложным для героев произведения было и минувшее, и нынешнее, утверждает повествователь. Авторская позиция выражена в анализируемой повести с большой прямотой и внятностью и связана с категорией времени. Раньше, до прибытия в Россию рыночных инородцев, жизнь русских была хотя и трудной, но в ней находилось место справедливости, теперь же царит этический беспредел, считает Распутин.

В повести «Дочь Ивана, мать Ивана» автор дает срез современной жизни. Картина современности раскрывается через ее новые реалии: рыночные отношения, засилье иноземцами, скинхеды, продажная власть, духовное и физическое растление, тотальное человеческое равнодушие. Современность такова, что все мыслимые и немыслимые пороки становятся достоинствами, напористость и вседозволенность, безразличие к окружающим составляют основу успешного человека. Авторская позиция выражена в произведении достаточно четко: внутренне он не хочет принимать этот портрет современной России, но говорит об этом не с озлобленностью, а с болью.

Алексей Шорохов в повести Распутина видит итог русского исхода - начавшегося в годы революции и коллективизации, и окончательно свершившегося в послевоенные десятилетия, когда крестьянская Россия перестала существовать, и количество городского населения превысило население сельское. Критик говорит: " То, что происходит с героями повести Распутина - семьей Воротниковых - становится последней каплей русского исхода, после которой или должно что-то происходить, или уже не может произойти нечего. "

С нравственной точки зрения итог характеризуется онтологический растерянностью: «что же мы за народ», «почему с нами это происходит», «что в нас сломалось»? - спрашивают себя герои повести. Исход виден и в семейных отношениях. Муж и жена Воротниковы уже, пожалуй, исключение в окружающей их городской жизни.

Происходит столкновение жизни старой (земледельческой) с жизнью новой (рыночной). Ощущение, преследующее отца и мать, Анатолия и Тамару Воротниковых - это ощущение нового, резко чуждого воздуха, принесенного «новой жизнью». Оказалось, что «в стране победившего социализма» продаются и перепродаются не только заморские джинсы и подпольные видеокассеты, но и места и должности, научные степени.Именно рынок как модель современного мира становится центральным местом в повествовании Распутина. До последней возможности противостоявшая стихии рынка крепкая русская семья Воротниковых тоже оказывается втянутой в его всепоглощающее жерло, и также как в общенациональной жизни, в жизни семьи это столкновение цивилизаций - побеждающей рыночной и потерявшей себя земледельческой - заканчивается катастрофой. Света - смята и изнасилована «человеком рынка», торгашом-азербайджанцем, чувствующим себя в ней «победителем», хозяином «новой жизни».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: