Психолого-медико-педагогический консилиум, ориентированный на работу с детьми, с проблемами в развитии и здоровье, а также с теми, кто испытывает трудности в обучении, проблемы в поведении и адаптации, может проходить в двух режимах:
— экспертная деятельность профильных специалистов образовательного учреждения;
— сопровождение тех детей, которые нуждаются в специализированной помощи.
Комплексный психолого-медико-педагогический консилиум — это постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка.
1. ПРИМЕРЫИндивидуальная программа логопедического сопровождения | ||
2. | ||
ФИО, год рождения ребёнка | .20.. года рождения. ПМПК от 00.000.20..г. | |
Логопедическое заключение | ОНР II уровень, обусловленное стойким недоразвитием познавательной сферы у ребенка с дизартрией. | |
Актуальная проблема | Речь малопонятна, не разборчива. Полиморфное нарушение звукопроизношения, слоговой структуры слова, нарушения фонематического слуха, нарушение понимания лексической стороны речи, выраженная бедность словаря (поиск слов заменяет гудением, ммммммммм,; несформированность связной речи. Грубые нарушения предложно-падежных конструкций. Владение счётными операциями отсутствует,,,четвёртый лишний,, не выделяет, обобщений не делает. | |
Цель программы | Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания. | |
Задачи. | Развитие общей и мелкой моторики. Развитие мимики и эмоций. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха. Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения. Развитие импрессивной речи. Коррекция слоговой структуры слова. Пополнение активного словаря. Коррекция логического мышления и грамматического строя речи. Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи. Развитие математических операций, обобщений, выделения,,лишнего предмета,, | |
Содержание | В соответствии с коррекционно-развивающей образовательной программой логопедической работы по преодолению ОНР Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи» (I год обучения, старшая группа) Москва, 1991 год; в работе использую,,Альбомы упражнений по обучению грамоте детей старшей логопедические группы,, О.С. Гомзяк,, ГНОМ,, 2011 и ,,Логопедическую грамматику для детей от 2-4 (4-6) лет,, О.А.Новиковской, Санкт - Петебург,,Корона. Век,,2012г. | |
Содержание работы | ||
1. Развитие общей и мелкой моторики. | Логоритмические упражнения под музыку. Упражнения на развитие общей и мелкой моторики. | |
2. Развитие мимики и эмоций. | Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида. | |
3. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха. | Узнавание и воспроизведение гласных звуков громко-тихо, близко-далеко, со сменой артикуляционных укладов. Подключение движений руками. Узнавание звука на фоне ряда звуков. Узнавание звуков на фоне слова. Определение первого гласного звука в слове. Определение последнего гласного и согласного звука в слове. | |
4. Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения. | · Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков и массаж языка. Дутье в музыкальные игрушки, упражнения,,Сдуй бабочку с цветка,,:,, Забей мяч в ворота,,;,,Подуй на перья,, · Артикуляционные упражнения для губ: - вытягивание трубочкой: ууууууууу -растягивание в ниточку, в улыбку: иииииии -округление губ: около -поднятие вверх верхней губы, опускание вниз нижней, оскал; - крепкое сжатие; - сосательные движения; - вибрация. · Артикуляционные упражнения для языка: - язык широкий, узкий, чашечкой, трубочкой; -упражнение,,Лошадка,,(присасывание языка к верхним альвеолам); -,,Лопатка,, (распластывание широкого языка и удержание его между зубами); -,,Болтушка,,(движение вперёд-назад при открытом рте); -,,Кошечка,,(попеременный захват языком то верхней, то нижней губы); -,, Вкусное варенье,, (движение языка по верхней губе, затем по нижней); -,,Часики,,(тянуться к ушам,на счёт); -,,Качели,,(движение вверх-вниз); -,,Маляр,,(движения от верхних зубов к горлу и обратно по нёбу); - присасывание языка к нёбу с последующим задуванием на кончик языка с издаванием шепотного трр. · Постановка и автоматизация звуков: шипящих, соноров, задненёбных и звука [й]. · Автоматизация звуков. · Дифференциация звуков: [с]- [ш], [з]- [ж], [р]-[л],[ш]- [ж] | |
5. Развитие импрессивной речи. | Исправление семантической ошибки в предложении. Понимание значения пространственных наречий. Выполнение 3-х действий по одной инструкции. Понимание сравнительных конструкций. Исключение лишнего предмета. Игра,,4-й лишний,,;,,Найди пару,,;,,Ассоциации,, Обобщения предметов по видовым (родовым) признакам. Игра,. Сравни предметы,, Узнавание предмета по описанию. Использование,,чудесного мешочка,, | |
6. Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи. | Классификация предметов. Образование прилагательных от существительных. Использование лото:,,Что из чего?,,;,,Повар,,;,,Ателье,, Расширение словаря признаков, слов-действий:,,Подбери предмет к действию,,;,,Подбери признак к предмету,,. Называние антонимов: высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий, толстый-тонкий. Развитие математических операций, сравнений, обобщений предметов. Установление причинно-следственных конструкций. | |
Сроки динамического контроля | Динамические показатели | |
Январь 20..г. | Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная Особенности речевого развития _______________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Причины отрицательной или нулевой динамики _________________________________ ___________________________________________________________________________ Корректировка программы ___________________________________________________ | |
Май 20.. г. | Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная Особенности речевого развития _______________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Причины отрицательной или нулевой динамики _________________________________ | |
2. Индивидуальная программа логопедического сопровождения | ||
ФИО, год рождения ребёнка | 00.00.20.. года рождения. ПМПК от 00.00.20... г. | |
Логопедическое заключение | ОНР 3 уровень, дизартрический компонент. | |
Актуальная проблема | Речь малопонятна. Полиморфное нарушение звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического слуха, связной речи, бедность словаря. Грубые нарушения предложно-падежных конструкций. | |
Цель программы | Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания. | |
Задачи. | Развитие общей и мелкой моторики. Развитие мимики и эмоций. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха. Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения. Развитие импрессивной речи. Коррекция слоговой структуры слова. Пополнение активного словаря. Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи. | |
Содержание | В соответствии с коррекционно-развивающей образовательной программой логопедической работы по преодолению ОНР Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи, (I год обучения, старшая группа) Москва, 1991 год; в работе используют, Альбомы упражнений по обучению грамоте детей старшей логопедической группы, О.С. Гомзяк, ГНОМ, 2011 и,,Логопедическую грамматику для детей от 4-6 лет,, О.А.Новиковской, Санкт - Петебург,,Корона. Век, 2012г. | |
Содержание работы | ||
1. Развитие общей и мелкой моторики. | Логоритмические упражнения под музыку. Упражнения на развитие общей и мелкой моторики. | |
2. Развитие мимики и эмоций. | Формирование мимических поз по картинкам: радость, удивление, печаль, обида. | |
3. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха. | Узнавание и воспроизведение гласных звуков громко-тихо, близко-далеко, со сменой артикуляционных укладов. Определение первого гласного звука в слове,, последнего звука (согласного, гласного), нахождение заданного звука (гласного в слове в ударной позиции); повторение звуковых рядов; различение слов со сходным звуковым составом. Определение первого согласного звука в слове. | |
4. Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения. | · Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков. Дутье в музыкальные игрушки, упражнения, Сдуй бабочку с цветка, Забей мяч в ворота, Подуй на перья, · Артикуляционные упражнения для языка: - язык широкий, узкий, чашечкой, трубочкой; -упражнение, Лошадка, (присасывание языка к верхним альвеолам); -, Лопатка, (распластывание широкого языка и удержание его между зубами); -, Болтушка, (движение вперёд-назад при открытом рте); -, Кошечка, (попеременный захват языком то верхней, то нижней губы); -, Вкусное варенье, (движение языка по верхней губе, затем по нижней); -, Часики, (тянуться к ушам, на счёт); -, Качели, (движение вверх-вниз); -, Маляр, (движения от верхних зубов к горлу и обратно по нёбу). · Постановка и автоматизация звуков: шипящих, соноров. · Автоматизация звуков. · Дифференциация звуков: [с]- [ш], [з]- [ж], [р]-[л],[ш]- [ж] | |
5. Развитие импрессивной речи. | Исправление семантической ошибки в предложении. Понимание значения пространственных наречий. Выполнение 3-х действий по одной инструкции. Узнавание предмета по описанию. Использование, чудесного мешочка, | |
6. Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи. | Классификация предметов. Образование прилагательных от существительных. Использование лото: Что из чего? Повар; Ателье, Расширение словаря признаков, слов-действий: Подбери предмет к действию, Подбери признак к предмету. Называние антонимов: высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий, толстый-тонкий. Закрепление в речи грамматических конструкций со сложными предлогами, с употреблением существительных множественного числа в косвенных падежах. Закрепление в словосочетаниях и предложениях существительных с числительными. Составление предложений (сложносочинённых, сложноподчинённых). Пересказ короткого текста с опорой (на картинку), составление рассказа по картинке, серии картин. | |
3. Индивидуальная программа логопедического сопровождения | |
ФИО, год рождения ребёнка | 00.00.200.. года рождения. ПМПК от 00.00..года |
Логопедическое заключение | ОНР 4 уровень. |
Актуальная проблема | Речь понятна, разборчива. Нарушение звукопроизношения (ш, ж; л, р), нарушения фонематического слуха, незначительные нарушение лексико-грамматического строя речи и связной речи. |
Цель программы | Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания. |
Задачи | Расширение активного словаря. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха. Коррекция звукопроизношения. Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи. |
Содержание | В соответствии с коррекционно-развивающей образовательной программой логопедической работы по преодолению ОНР Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи, (I год обучения, старшая группа) Москва, 1991 год. В работе используют, альбомы1-2 упражнений по обучению грамоте детей старшей логопедической группы, Гомзяк О.С., Издательство ГНОМ,2011 и, Логопедическую грамматику для детей 4-6лет, О.А.Новиковской, Санкт-Петебург,,Корона.Век,, 2012г. |
Содержание работы | |
1. Развитие общей и мелкой моторики. | Логоритмические упражнения под музыку. Упражнения на развитие общей и мелкой моторики: пальчиковые упражнения, нанизывание бусинок, колечек; шнуровка, собирание пазлов, мозики, кубиков Дьенеша; штриховка, обводка, раскрашивание, лепка. |
2. Развитие слухового восприятия и фонематического слуха. | Узнавание звука в ряду других звуков, отбор картинок с заданным звуком, Определение первого гласного звука в слове, последнего звука (согласного, гласного), нахождение заданного звука (гласного в слове в ударной позиции); повторение звуковых рядов; различение слов со сходным звуковым составом. Определение первого согласного звука в слове. |
3. Развитие артикуляционной моторики, просодии, коррекция звукопроизношения. | · Артикуляционные упражнения для языка: - язык широкий, узкий, чашечкой, трубочкой; - движение вверх-вниз; - цоканье; · Постановка и автоматизация звуков [ш-ж, р, л]. · Дифференциация звуков: [с]- [ш], [з]- [ж], [р]-[л], [ш]- [ж] |
4. Коррекция лексико-грамматического строя речи, логического мышления и связной речи. | Называние антонимов: высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий, толстый-тонкий. Образование прилагательных от существительных. Упражнения: Что из чего? Развитие валентности слов; Подбери предмет к действию; Подбери признак к предмету. Составление предложений (сложносочинённых, сложноподчинённых). Пересказ короткого текста с опорой (на картинку), составление рассказа по картинке, серии картин. Закрепление в речи грамматических конструкций со сложными предлогами, с употреблением существительных множественного числа в косвенных падежах. Закрепление в словосочетаниях и предложениях существительных с числительными. |