Поэтика, композиция, идея




Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» сочетает в себе элементы классициз­ма и новых течений начала XIX века — романтизма и реализма.

В соответствии с эстетикой классицизма, в комедии соблюден принцип един­ства места, времени и действия, герои имеют четкие амплуа, присутствует лю­бовная интрига, есть резонер.

Но герои пьесы ведут себя иначе, чем герои классицистической драмы: их ха­рактеры неоднозначны, поступки обусловлены обстоятельствами, мотивировка их психологична. Это уже черты реализма.

Новаторство Грибоедова заключалось в том, что он создал первую в России реа­листическую комедию. Грибоедов связал между собой две линии: любовную и об­щественную. Он показал, как из драмы личной вырастает драма общественная.

От романтизма в комедии — ситуация конфликта яркой личности, одинокого и непонятого, «странного» человека и косного «холодного» светского общества.

Именно это и является темой комедии: ситуация смены поколений, столкно­вение ценностей, взаимоотношение человека и общества.

Структура комедии четкая и внятная, как в пьесах классицизма. Завяз­ка — приезд Чацкого. Кульминация — бал, на котором Чацкого объявляют сумасшедшим. Далее следуют две развязки: любовной линии — когда Чацкий узнает, что слух о его сумасшествии распространила Софья, и общественной линии — когда Чацкий вынужден уехать из Москвы.

Герои комедии обрисованы также четко, каждый является носителем одной яр­кой черты. Но они не кажутся плоскими и одномерными. В их сложном взаимо­действии, в самом конфликте комедии, видны, безусловно, реалистические черты.

Образ Чацкого также выходит за рамки амплуа любовника или резонера, он прорисован еще более тонко, глубоко, психологично. Это целиком реалистиче­ский образ.

Грибоедов смог показать яркого героя своего времени (вероятно, будущего декабриста) в реальной жизни. В выборе писателем жизненного конфликта про­явилось глубокое осмысление им социальных явлений.

Столкновение героев происходит на идейной почве. Даже традиционный конфликт соперников, которые стараются добиться взаимности от героини, под­чинен столкновению ценностей персонажей — Молчалина и Чацкого, а не их характеров.

Один считает чинопочитание общепринятой моральной нормой. Чацкий, жи­вущий по законам чести и морали, не может и не хочет признавать его своим соперником, он отказывается верить в то, что Софья способна полюбить такого низкого человека. Позицию Чацкого полностью разделяет автор.

В то же время Чацкий не просто рупор идей автора, он воплощает в себе черты свободно мыслящего человека того времени. Герой во многих своих суж­дениях и высказываниях, а в особенности в манере и стиле речей, в свободе жеста, как писал Ю. М. Лотман, близок декабристам. В монологах Чацкий осуждает пороки современного ему общества. Например, он обличает «негодяев знатных», меняющих своих слуг на борзых собак, сгоняющих на крепостной балет «от матерей, отцов отторженных детей», затем распродавая их поодиноч­ке. Чацкий и к службе относится не так, как общество, где царят Фамусовы. Он оставил службу, потому что «служить бы рад, прислуживаться тошно». Он критикует дворянское общество за преклонение перед всем иностранным, за презрение к родному языку и обычаям.

Чацкому по многим точкам спора противостоит Фамусов. Они сходятся толь­ко в одном пункте: преклонение перед иностранцами и Фамусова возмущает, правда, по причине излишней «учености», которая распространяется таким об­разом. Фамусов питает свой разум предрассудками, а источником всякого зла на свете считает просвещение. Это типичный московский барин-крепостник, строгий хозяин дома. Он груб с подчиненными, но предупредителен с теми, кто выше его по положению и достатку. Жизненная мудрость и позиция Фамусо­ва: «порадеть родному человечку», пристроить родню, использовать проворство и связи для достижения карьерных высот, не гнушаться раболепством.

Наиболее противоречивым в пьесе является образ Софьи. Она полюбила не­равного себе, тем самым как бы бросив вызов обществу. Это говорит о неорди­нарности и смелости личности героини — не зря такой человек, как Чацкий, полюбил ее. Оказавшись обманутой в своих чувствах, она не боится осуждения окружающих ее людей. Но ее пугает насмешливый и независимый ум Чацкого, она не понимает и не хочет разделять его взглядов.

Важнейшим достижением писателя в этом произведении является яркая, афористичная речь героев. Грибоедов насытил язык своей комедии элементами живой разговорной речи. Все герои комедии имеют выразительные речевые ха­рактеристики.

Например, автор наделил старуху Хлестову такой речевой манерой, из которой возникает образ властной московской барыни-крепостницы с крутым нравом.

Репетилов с первых своих реплик показывает себя человеком болтливым, ни­кчемным. Особой речевой манерой отличается Лиза — в ее разговоре элементы простонародной речи, такие как «вас кличет барышня», «больно не хитер», со­четаются с фразами, вероятно, слышанными ею не раз в барском доме. В языке у Лизы присутствуют обороты «не льщусь на интересы» и др. Речь полковника Скалозуба — речь солдафона. Например, на вопрос Фамусова: «Как вам дово­дится Наталья Николавна?» Скалозуб отвечает: «Не знаю-с, виноват, мы с нею вместе не служили». В речевой манере Софьи нашла свое отражение модная в то время манера речи светских барышень, в ней много «калек» французских выражений, например: «делить смех», «очень вижу».

Речь главного героя Чацкого противопоставлена речи других героев так же, как его характер и взгляды: она живая, непринужденная и очень эмоциональная. В ней встречаются элементы разговорного просторечия, такие как «пуще», «чай», «давиче», «окроме». При этом интонационно и стилистически она окрашена ярко и сочно. Чацкий мыслит и рассуждает, как духовно свободный человек, и речь его поэтому раскованная и свободная. Мир его чувств и переживаний намного богаче и шире мира его идейных противников, и это находит отражение в речи.

Язык комедии афористичен. Многие крылатые выражения из комедии Гри­боедова «Горе от ума» стали достоянием общенародного языка.

Комедия Грибоедова «Горе от ума» не потеряла свою актуальность и глубину и в наше время, спустя два века.

5.5. А. С. Пушкин. Стихотворения: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «И. И. Пущину», «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Не пой, красавица, при мне...», «Вакхическая песня»

Пушкин Александр Сергеевич (1799—1837)

...И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал...

А. С. Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве. Род Пуш­киных был древний и почтенный, хотя к высшей знати он не принадлежал.

Предком матери Пушкина был Ибрагим Петрович Ганнибал, абиссинец, ребен­ком попавший в Россию, крестник Петра Первого. Этим обстоятельством Пуш­кин гордился и впоследствии описал историю своего прадеда в произведении «Арап Петра Великого».

Родители воспитывали детей в семье (у Пушкина были старшая сестра Оль­га и младший брат Лев) по правилам того времени: нанимали им французских гувернеров, не особенно выстраивая систему воспитания и обучения. К 12 го­дам Пушкин прекрасно владел французским языком, был начитан благодаря обширной отцовской библиотеке.

Жизнь Пушкина изменилась совершенно, когда стараниями дяди-поэта Ва­силия Львовича Пушкина и друга семьи Александра Тургенева он был принят в только что открывшийся Императорский Царскосельский лицей. Это было особенное учебное заведение, в котором обучались одаренные дворянские юно­ши. Система воспитания и обучения была построена таким образом, что уче­ники получали наряду со средним высшее образование. По окончании лицея выпускники могли занимать государственные должности и впоследствии дол­жны были стать образованной элитой общества. Но немногие одноклассники Пушкина достигли чиновных высот, двое его друзей, Кюхельбекер и Пущин, стали декабристами. Но все же слава лицея неоспорима — он подарил России Пушкина. Навсегда день 19 октября — дата открытия лицея — станет для поэта особенным днем, он посвятит ему несколько своих стихотворений.

Некоторые преподаватели лицея (А. Куницын, Н. Кошанский, А. Галич, В. Малиновский — первый директор лицея) были людьми выдающимися, ока­завшими на формирование своих воспитанников огромное воздействие. Талант к сочинительству Пушкина был открыт именно в лицее и поддержан его учите­лями. Уже в этот период им написаны стихотворения, прославившие его имя, и начато первое крупное произведение — поэма «Руслан и Людмила».

После окончания лицея, летом 1817 года, Пушкин в чине коллежского секре­таря поступает на службу в Коллегию иностранных дел. Этот период в творче­стве Пушкина получил название петербургского. Жизнь Пушкина этого времени полна событий, он входит в круг самых выдающихся литераторов того времени: дружит с В. Жуковским, П. Вяземским, К. Батюшковым, знакомится с Н. Ка­рамзиным. Он работает над поэмой «Руслан и Людмила», которая увидит свет в 1820 году, когда его уже отправят в ссылку. Также в этот период Пушкин знакомится с людьми, которые позже войдут в историю под именем декабри­стов. Под влиянием общения с ними Пушкин пишет несколько произведений свободолюбивого, даже антиправительственного характера. Царь Александр I разгневан тем, что «Пушкин наводнил Россию возмутительными стихами». За это его решено наказать. Хлопоты друзей Пушкина, заступничество Карамзина и Жуковского смягчают возможное наказание: вместо Сибири, грозящей поэту, местом его «служебной командировки» выбран Кишинев.

Начинается следующий период жизни и творчества Пушкина, получивший название периода южной ссылки. По дороге Пушкин, выкупавшись в Днепре в городе Екатеринославе, заболевает воспалением легких и получает разреше­ние вместе с семьей героя войны 1812 года генерала Раевского отправиться в Крым для лечения. Эти обстоятельства оказываются для Пушкина судьбо­носными: он сближается с сыновьями Раевского, один из которых знакомит Пушкина с творчеством Байрона. Пушкин начинает самостоятельно изучать английский язык, читает произведения великого романтика. Его положение опального поэта, изгнанника, экзотическая природа Кавказа и Крыма, куда Пушкин попадает впервые, чтение романтических произведений Байрона — все эти обстоятельства как бы складываются вместе и рождают новый облик поэ­та. Начинается период романтизма в его творчестве. За два месяца пребывания в Крыму (август — сентябрь) Пушкин посещает Феодосию, Гурзуф, Бахчисарай и Симферополь. Эти впечатления находят отражение в его романтических сти­хотворениях и южных поэмах «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фон­тан», «Братья-разбойники».

В конце сентября 1820 года Пушкин прибывает на новое место службы в Ки­шинев. Начальник его, И. Инзов, будучи человеком добрым и благородным, не утруждает поэта службой, дает ему много свободы. В этот период Пушкин обща­ется с людьми, участвующими в греческом восстании против турок, с членами тайного общества, будущими декабристами, знакомится с П. Пестелем, а также много работает над своими произведениями, пишет поэму «Цыганы».

В 1824 году Пушкин переводится из провинциального Кишинева в нарядную, почти европейскую Одессу и попадает под начальство Воронцова. С новым на­чальником отношения не складываются: тот смотрит на Пушкина как на мел­кого чиновника, ни в грош не ставя его литературные заслуги и известность. В результате конфликта с Воронцовым в июле 1824 года поэт подает прошение об отставке, которое удовлетворяют. Пушкин надеялся уехать в Петербург, но ему предписано отправиться в Михайловское (имение Пушкиных в Псковской области).

С этого времени начинается новый период жизни и творчества Пушкина, получивший название периода михайловской ссылки. Он продлится до осени 1826 года. Это время станет для поэта очень важным: заканчивается период пушкинского романтизма, произведения, выходящие из-под его пера в это вре­мя, несут в себе новые черты — реалистические. Он работает над романом в сти­хах, который был начат еще в Кишиневе и продолжен в Одессе, — «Евгений Онегин». В Михайловском Пушкин создает еще одно важнейшее произведение, в котором его талант представлен во всей мощи, — историческую драму «Борис Годунов». Помимо этого, он пишет целый ряд прекрасных стихотворений, среди которых «Пророк», «Я помню чудное мгновенье...» и др.

В декабре 1825 года происходит восстание декабристов, слухи о котором при­ходят в Михайловское с некоторым опозданием. Пушкин взволнован — среди восставших много его друзей. Он не знает, какие отношения будут складываться у него с новым царем, ожидает любого развития событий. В сентябре 1826 года он вызван в столицу. По приезду Пушкин имеет длительную аудиенцию с но­вым царем Николаем I, после которой поэту обещано высочайшее покровитель­ство и отсутствие какой-либо цензуры для его произведений.

Пушкин теперь уже больше не поднадзорный поэт. Он свободен, у него но­вые замыслы и планы, в частности издание «Литературной газеты» и журнала «Современник» совместно с другом и одноклассником А. Дельвигом. Через не­которое время Пушкин начинает чувствовать на себе «царские милости»: драма «Борис Годунов» не допускается к печати, за ним устанавливают полицейский надзор.

Осенью 1830 года по делам устройства денежных дел в связи с предстоя­щей женитьбой Пушкин едет в имение Болдино. На три месяца он оказывается запертым там карантинами. И наступает для него период высшего творческого напряжения. За три месяца в Болдине написаны «Маленькие трагедии», «По­вести Белкина», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Домик в Коломне», последние главы «Евгения Онегина» (начатого еще в 1823 году в Кишиневе) и множество стихотворений. Это время получило название «Болдинской осе­ни» — это высшая точка вдохновения и творчества в жизни Пушкина.

18 февраля 1831 года Пушкин венчается с Натальей Гончаровой и переезжает жить в Петербург. Новый статус семейного человека вынуждает его поступить на государственную службу. В ранге «историографа» Пушкин получает разрешение работать в архивах — им задумана «История Петра». Следующий замысел Пуш­кина также требует работы с историческими документами, исследовательской работы, поездок по местам событий: Пушкин работает над «Историей Пугачева». Он ездит собирать материал по местам восстания — посещает Нижний Новгород, Казань, Оренбург и далее, вдоль реки Урал. Впоследствии собранный Пушкиным материал станет основой не только исторического исследования этих событий, но и последнего романа писателя — «Капитанской дочки».

В январе 1833 года Пушкин избирается членом Российской Академии — цен­тра по изучению русского языка, основанного Екатериной II в 1783 году.

Осень этого же года становится для Пушкина такой же плодотворной, как три года назад. В Болдине из-под пера поэта выходят крупные произведения: поэмы «Медный всадник», «Анджело», «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и другие произведения.

Последний период жизни — 1834 — 1837 гг. — крайне тяжел для Пушкина. Семья и имение Пушкина требовали все больших денежных расходов, но по­следние произведения писателя не принесли ему большой прибыли. Не имело коммерческого успеха и издание «Современника». В 1834 году Пушкин, желая уехать с семьей из Петербурга и жить в имении, подает прошение об отставке, которое удовлетворяется, одновременно с этим ему запрещают далее работать с государственными архивами.

Пушкин оказывается в крайне тяжелом положении. Он вынужден принять от царя новую «милость» — ему дают чин камер-юнкера и зачисляют на при­дворную службу. Ввиду того, что этот чин был самым младшим из придворных чинов, его присваивали очень молодым людям. Пушкину в это время 35 лет, он гениальный писатель — такой придворный статус был для него унижением. Но царь не мог поступить иначе — Пушкин, ввиду своей не очень успешной слу­жебной карьеры, на большее, по его разумению, претендовать не мог.

Стесненные материальные обстоятельства, постоянные цензурные придир­ки Бенкендорфа, министра, через которого осуществлялся «контакт» Пушкина с царем, полицейский надзор, падение популярности (Пушкин ушел далеко от своих современников, публика просто не успевала за ним и не понимала его но­вых произведений, считая вершиной его творчества «Кавказского пленника» — раннюю романтическую поэму) — все эти обстоятельства угнетали поэта.

В ноябре 1836 года в свете получила развитие интрига против Пушкина, затеянная недоброжелателями поэта. В центре событий оказывается его жена, чья честь подвергается угрозе. Деятельные участники интриги — барон фон Геккерен, голландский посланник, и его приемный сын француз Жорж Дантес.

Вступаясь за честь своей семьи, будучи оскорбленным действиями своих недругов, в январе 1837 года Пушкин посылает Дантесу вызов на дуэль.

27 января 1837 года на Черной речке в Петербурге Пушкин был смертельно ранен Дантесом на дуэли. Поэт очень страдал перед смертью. Вокруг дома Пушкина на набережной Мойки два дня стояла огромная толпа народа, ожидая сведений о его состоянии. 29 января 1837 года Пушкин умер.

Похоронен Пушкин в Святогорском монастыре Псковской губернии, где находятся могилы его предков.

Период жизни и творчества Пушкина Годы Произведения, написанные в этот период
Лицейский период 1811 — 1817 «Воспоминания в Царском селе», «Пирующие студенты», «Певец», «К другу стихотворцу» и др.
Петербургский 1817— 1820 «К Чаадаеву», ода «Вольность», «Деревня», поэма «Руслан и Людмила» и др.
Южная ссылка 1820— «Погасло дневное светило...», «Редеет облаков летучая гряда...», «Я пережил свои желанья...», «Песнь о вещем Олеге», поэмы «Кавказ­ский пленник», «Бахчисарайский фон­тан», «Цыганы», начат роман в стихах «Евгений Онегин» и др.
Михайловская ссылка 1824— «К морю», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье»), «19 октября» («Роняет лес последний свой убор»), «И. И. Пущину», «Вакхическая песня», «Пророк», драма «Борис Годунов» и др.
После ссылки (Петербург — Москва) 1826— «Анчар», «Зимняя дорога», «Арион», «Во глубине сибирских руд», «Я вас любил...», «На холмах Грузии», поэма «Полтава», «Зимнее утро», «Не пой, кра­савица, при мне...», повесть «Арап Петра Великого» и др.
1-я Болдинская осень   «Бесы», «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», закончен роман «Евгений Онегин» и др.
2-я Болдинская осень   Поэма «Медный всадник», «Осень» (отрывок), сказки и др.
Последние годы 1833— Роман «Капитанская дочка», повести «Пиковая дама», «Египетские ночи», «Дубровский», стихотворения «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотвор­ный...» и др.

«К Чаадаеву»

Время написания

Стихотворение написано в петербургский период творчества А. С. Пушкина, в 1818 году, когда Пушкин находился под сильным воздействием личности П. Я. Чаадаева, одного из самых замечательных умов пушкинской современ­ности.

О. Э. Мандельштам писал о Чаадаеве: «След, оставленный Чаадаевым в со­знании русского общества, — такой глубокий и неизгладимый, что невольно возникает вопрос: уж не алмазом ли проведен он по стеклу? (...) Все те свойства, которых была лишена русская жизнь, о которых она даже не подозревала, как нарочно соединялись в личности Чаадаева: огромная внутренняя дисциплина, высокий интеллектуализм, нравственная архитектоника и холод маски, меда­ли, которым окружает себя человек, сознавая, что в веках он — только форма, и заранее подготовляя слепок для своего бессмертия».

В это же время Пушкин общается с людьми, состоящими в тайных обще­ствах, будущими декабристами. Идеи гражданской свободы, служения отече­ству, обсуждаемые в кругу этих людей, и отголоски бесед с Чаадаевым отраже­ны в стихотворении.

Тема

В стихотворении говорится о высоких идеалах свободы, борьбе с «самовла­стьем», заявлена гражданская позиция лирического героя.

Главная мысль (идея)

Идея стихотворения наиболее полно звучит в строчках:

...Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!...

Поэт говорит о необходимости соединения «души прекрасных порывов» со служением отечеству, его благу, с деятельностью во имя славы родины.

Условием блага отчизны поэт называет «вольность», имея в виду не только личную свободу, но и гражданские права.

Поэтика

Жанр стихотворения «К Чаадаеву» — дружеское послание. Оно относится к гражданскому типу лирики. Написано пяти- и четырехстопным ямбом, систе­ма рифмовки — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм.

Выбранная стройная форма придает стихотворению торжественное звучание.

Пушкин насыщает стихотворение яркими эпитетами: тихая слава, утрен­ний туман, юные забавы, роковая власть, нетерпеливая душа, святая минута вольности, души прекрасные порывы, звезда пленительного счастья.

Каждый из эпитетов придает яркость и выпуклость образу. Например, назы­вая «минуту вольности» святой, Пушкин подчеркивает свое высокое понимание этой категории, возводит понятие свободы на самый блестящий пьедестал, как бы оставляя внизу все прочие ценности (власть, славу, богатство).

Эпитет «роковая» (власть) также наделен сильной энергией — Пушкин под­черкивает тяжесть и неизбежность давления власти на человека, на общество, его гнет. Метафорический образ «обломков самовластья» является контрастом к этой тяжести, назначенным и неизбежным путем ее завершения.

Метафоры стихотворения также яркие и сильные:

...взойдет она,

Звезда пленительного счастья...

Так в представлении поэта выглядит свобода — пленительным (манящим, волшебным, зачаровывающим, притягивающим) идеалом, светящейся во тьме звездой.

Образ получается романтический и возвышенный.

...Россия вспрянет ото сна...

Родина представляется поэту находящейся под властью оцепенения, сна — как сказочная спящая красавица, которая ждет часа своего пробуждения, освобождения от чар.

...И на обломках самовластья Напишут наши имена!...

Некоторых современников Пушкина эти строки возмущали: почему на об­ломках самодержавия должны быть написаны имена двух юных франтов и дерз­ких нарушителей общественного спокойствия, светских шалопаев — Чаадаева и Пушкина?

Но именно такой тип поведения, демонстрирующий личную независимость и сочетающийся с вольнолюбивыми мыслями, показывал, что самовластье не вечно, что идеи свободы, гражданственного служения разрушат рано или поздно монолит деспотического правления.

Одно из самых замечательных мест в стихотворении — сравнение:

...Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья.

Пушкин сравнивает высокие гражданские чувства с нетерпением влюбленного человека, с его надеждами и ожиданиями счастья.

«Серьезные» друзья Пушкина упрекали его в таком легкомыслии.

Но это именно и есть черта лирики Пушкина — соединение личного чувства с общественным пафосом, единство человеческой личности.

Стихотворение в целом имеет высокий пафос, в нем выражены идеалы гра­жданского общества, свободы, борьбы против деспотизма.

«К морю»

Время написания

Стихотворение «К морю» написано в 1824 году, когда Пушкин находился в михайловской ссылке.

В стихотворении «К морю» звучит типичная для романтизма тема бегства героя. Оно является метафорическим прощанием Пушкина не только с морем (он вынужден был покинуть Одессу), но и с романтизмом, с периодом жизни в южной ссылке, с прежними идеалами и кумирами.

Главная мысль (идея)

Лирический герой чувствует себя накануне нового этапа жизни. Он пони­мает, что не будет возврата к прежнему, грустит об утраченных и дорогих его сердцу образах. Он осознает, что находится в преддверии нового мира и новых отношений с миром, нового творчества.

Поэтика

Жанр стихотворения — элегия, один из излюбленных жанров романтической поэзии.

Лирика — философская с элементами пейзажной. Стихотворение написано четырех- и пятистопным ямбом, система рифмовки — перекрестная с чередова­нием мужских и женских рифм.

Это типичная форма для стихотворений Пушкина романтического периода, стройная и торжественная.

В середине стихотворения ритм меняется, в строфе появляется пятая строка, это придает взволнованность течению поэтической речи:

...Не удалось навек оставить

Мне скучный, неподвижный брег,

Тебя восторгами поздравить И по хребтам твоим направить Мой поэтической побег...

В этих строчках речь идет не только о неисполненных поэтических замыслах, но и о несостоявшихся намерениях Пушкина уехать в путешествие, о котором он мечтал.

Лексика возвышенная, романтическая. Поэт употребляет много романтиче­ских эпитетов: свободная стихия, гордая краса, ропот заунывный, грустный шум, предел желанный, (я) тихий и туманный, своенравные порывы, смирен­ный парус и др.

Помимо эпитетов, Пушкин использует в стихотворении сравнения:

....Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз...

Он олицетворяет море, сравнивает его с другом, с близким понимающим человеком. Упоминая (но не называя) Байрона, Пушкин сопоставляет его гений с морем:

...Твой образ был на нем означен,

Он духом создан был твоим:

Как ты, могущ, глубок и мрачен,

Как ты, ничем неукротим...

Это также придает метафоричность образу моря в стихотворении.

В одной из строф меняется род стихии, к которой обращается поэт: море ста­новится океаном. Образ становится более величественным и грозным, приобре­тает силу и вселенский размах:

...Мир опустел... Теперь куда же

Меня б ты вынес, океан?

Судьба людей повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран...

Также в этой строфе слышны отголоски размышлений Пушкина о свободе, благе, судьбах народов, об общественных идеалах.

Приподнятость тона стихотворения также подчеркивается риторическими во­просами и восклицаниями, которыми насыщено произведение:

...Прощай, свободная стихия!

...Моей души предел желанный!

Как часто по брегам твоим

Бродил я тихий и туманный,

Заветным умыслом томим!

...О чем жалеть? Куда бы ныне Я путь беспечный устремил?

...Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы.

Можно сказать, что несмотря на типичный романтический строй стихотво­рения, образы, эпитеты, лирический герой Пушкина в этой элегии приобретает новые черты — его взгляд на мир становится иным, более реалистичным.

«Песнь о вещем Олеге»

Время написания

Стихотворение написано в 1822 году, в период южной ссылки. Толчком к на­писанию послужил труд Н. М. Карамзина «История государства российского». В основу стихотворения Пушкин положил историю, пересказанную Карамзи­ным по «Повести временных лет», — о таинственной смерти одного из древне­русских князей.

Тема

Соотношение в жизни человека его личной воли и судьбы. Князю Олегу ку­десник, «покорный Перуну», сообщает о том, что он примет смерть от своего

коня. Олег, который первый задал вопрос волхву о том, «скоро ль на радость соседей-врагов» он «засыплется могильной землею», пытается избежать пред­назначения: расстается со своим любимым конем. Но пророчество кудесника сбывается: князь Олег погибает от укуса змеи, выползающей из черепа коня в тот миг, когда князь приходит на холм проститься со своим умершим конем, упрекая «лживого старика» в том, что его предсказание лишило князя боевого друга. Князю Олегу не удалось обмануть судьбу.

Главная мысль (идея)

Пушкин показывает столкновение двух разных отношений к жизни: волхва и князя. Кудесник, покорный воле богов, пренебрегающий «земными» ценно­стями, олицетворяет собой человека «тайного знания», особого предназначения, «художника», служащего истине, высшей правде:

...Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен...

Князь Олег — носитель других ценностей. Он человек действия, воин и завое­ватель. Слава, победы, почести, оружие, богатство — это то, что для него важно в жизни. И волю богов он пытается перехитрить, подчинить своей сильной воле. Он расстается с тем, что для него дорого, — со своим боевым товарищем, чтобы не потерять то, что для него еще важнее — жизнь.

Побеждает «правда» кудесника — она сильнее воли князя. Но Олег изображен в стихотворении достойным противником судьбы: он храбрый и сильный воин.

Так в стихотворении получает отражение одна из сквозных тем пушкинского творчества: соотношение власти земной и власти высших сил, столкновение «поэта» и «царя».

Поэтика

Жанр этого стихотворения — баллада. Оно написано «балладным» стихо­творным размером — четырехстопным амфибрахием. Каждая строфа содер­жит шесть строк с системой рифмовки ababcc. Чередуются мужские и женские рифмы.

Основной прием баллады — контраст.

Сопоставляются образы Олега и кудесника. Место жизни и действия князя — поле, открытое пространство, холм, поля сражений. Место обитания волхва — темный лес, а точнее, вечность, в которой он пребывает, служа богам.

Если проследить глагольные формы, описывающие действия героев баллады, то окажется, что время князя Олега — настоящее и будущее: сбирается от­мстить, по полю едет, что сбудется, возьмешь. Время волхва — «всегда»: волх­вы не боятся, княжеский дар не нужен, вижу твой жребий.

Пушкин придает стихотворению торжественное, приподнятое звучание путем использования множества ярких эпитетов: вещий Олег, буйный набег, вер­ный конь, темный лес, вдохновенный кудесник, мудрый старец, могучий вла­дыка, правдив и свободен их вещий язык, светлое чело, дивная судьба, роковая непогода, лукавый кинжал, грозная броня, незримый хранитель, опасные тру­ды, бранное поле, прощальная рука, позлащенное стремя, звон веселый стака­на, славная глава кургана, непробудный сон, могучий Олег, благородные кости, друг одинокий, гробовая змия, тризна плачевная Олега.

Пушкин также использует в стихотворении много архаических слов и форм: кудесник, волхв, секира, почил непробудным сном, позлащенное стремя, сеча, пращ, врата и др.

Таким образом создается старинный колорит баллады.

«Няне»

Время написания

Стихотворение «Няне» написано в 1826 году в михайловской ссылке. Няня Арина Родионовна была в это время для Пушкина единственным близким чело­веком, разделявшим с ним одиночество и тяготы ссылки, собеседником и слу­шателем его произведений. Народные сказки и «преданья старины», которые она рассказывала Пушкину, проникали глубоко в его душу и впоследствии ста­новились основой его произведений — сказок, которые он напишет позже.

Тема

Тема этого небольшого стихотворения — любовь и нежность, которую испы­тывает поэт к своей няне. Эти чувства можно назвать сыновними, а в образе няни увидеть материнские черты.

Главная мысль (идея)

Поэт хочет выразить нежность и признательность дорогому человеку, обри­совать образ няни самыми точными и яркими красками.

Поэтика

Жанр стихотворения — послание. Пушкин использует свой излюбленный стихотворный метр: четырех- и пятистопный ямб. Система рифмовки — пе­рекрестная с чередованием мужских и женских рифм.

Образ няни создается с помощью нежных и трогательных эпитетов: «Подру­га дней моих суровых, голубка дряхлая моя».

Глаголы, которыми Пушкин описывает заботы няни, также создают образ любовных и трепетных отношений поэта и этого человека: ждешь, горюешь, глядишь в забытые вороты, тоска, предчувствия заботы теснят грудь...

Чтобы передать образ ожидания, беспокойство няни о нем, поэт показывает одну деталь:

И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках.

И это изображение оказывается очень точным, психологичным, передающим напряжение и грусть ожидания.

Действие описывается в настоящем времени, таким образом поэт как бы оста­навливает время — это ожидание длится всегда: любовь, забота, тревога няни (матери) о своем питомце никогда не исчезает.

«Вакхическая песня»

Время написания

Стихотворение написано в 1825 году.

Тема

В стихотворении звучит тема пира, который для Пушкина всегда связан с темой дружбы.

Главная мысль (идея)

Дружба — самый высший и радостный дар. В стихотворении лирический герой призывает своих друзей, пирующих с ним за одним столом, верить в свои силы, в торжество света и разума.

Поэтика

Жанр стихотворения — античная «вакхическая песня», исполняемая на пи­ру. Можно расценить жанр этого произведения как дружеское послание.

Стихотворный метр — двух-, трех- и четырехстопный амфибрахий. Систе ма рифмовки — кольцевая, параллельная, перекрестная. Ритм стихотворения меняется, он энергичен и подвижен.

Тема пира часто появляется в поэзии Пушкина. Друзья, объединенные в ве­селый круг за праздничным столом, представляют для поэта самую дорогую картину, самое желанное состояние души. Пир для Пушкина — символ брат­ства, соединяющего людей. Также и идея борьбы, единомыслия, политического союза связана для поэта с товариществом, братством.

Стихотворение разделено на три части и состоит из риторических вопросов и восклицаний призывов, обращенных к пирующим:

Что смолкнул веселия глас?

Раздайтесь, вакхальны припевы!...

...Полнее стакан наливайте!

На звонкое дно

В густое вино

Заветные кольца бросайте!

Подымем стаканы, содвинем их разом!

В стихотворении много эпитетов: нежные девы, звонкое дно, густое вино, заветные кольца, солнце святое, ясный восход зари, ложная мудрость, бессмерт­ное солнце ума. Они придают стихотворению праздничность и яркость.

Смысловым центром частей служат здравицы. Поэт славит то, что составляет смысл жизни для него: любовь (Да здравствуют нежные девы / И юные жены,

любившие нас!), творчество (Да здравствуют музы, да здравствует разум! / Ты, солнце святое, гори!), свет во всех его проявлениях (Да здравствует солнце, да скроется тьма!) В современном русском языке форма «Да здравствует!» звучит торжественно, не воспринимается как архаическая. В пушкинскую эпоху эта форма употреблялась только в торжественной речи и сохраняла возвышенную окраску. Троекратное ее повторение в стихотворении усиливает торжественное звучание текста.

«Зимняя дорога»

Время написания

Стихотворение было написано в декабре 1826 года, когда друзья Пушкина — участники восстания декабристов — были казнены или сосланы, да и сам поэт находился в ссылке в Михайловском.

Тема

Поэт передает состояние лирического героя: грусть и скуку, которые сопровож­дают путника на зимней дороге.

Главная мысль (идея)

Картины «скучной» зимней дороги созвучны с печальным душевным состоя­нием лирического героя, мечтающего о покое и уюте. В стихотворении испод­воль присутствует размышление над «дорогой жизни», скрыты тревожные, не­спокойные мысли, которые навеваются печальным зимним пейзажем.

Поэтика

Жанр стихотворения —



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: