Лермонтов Михаил Юрьевич (1814—1841)




...Что без страданий жизнь поэта?

И что без бури океан?

Он хочет жить ценою муки,

Ценой томительных забот.

Он покупает неба звуки,

Он даром славы не берет.

М. Ю. Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в ночь на 15 октября 1814 го­да. Русская ветвь рода Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта, выходца из Шотландии. К началу XIX века род Лермонтовых утратил былую славу. Отец Михаила, Юрий Петрович, был пехотным капитаном в отставке. Он женился на Марии Михайловне, единственной дочери Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, урожденной Столыпиной, которая была против этого брака.

Мать Лермонтова умерла в 1817 году. Бабушка Лермонтова перенесла на вну­ка всю свою любовь к умершей дочери, но тем хуже стала относиться к зятю, вражда к которому длилась всю жизнь. Уже на 9-й день после смерти жены Юрий Петрович вынужден был покинуть сына и уехать в свое поместье. Арсень­ева переехала вместе с внуком в имение «Тарханы» Пензенской губернии.

В 1828 году Лермонтов поступает в Московский университетский Благород­ный пансион, затем он поступает в Московский университет, где пробыл менее двух лет. В Петербургский университет Лермонтов не попал: ему не зачли двух­летнее пребывание в Москве. По совету своего друга Столыпина он поступает в школу гвардейских юнкеров в ноябре 1832 года.

Когда в январе 1837 года разнеслась весть о смерти Пушкина, негодование охватило поэта. Так появилось стихотворение «Смерть поэта», оканчивавшееся словами: «И на устах его печать». Позже, в порыве гнева на «светскую чернь», оправдывавшую убийцу Пушкина, он написал страстный вызов «надменным потомкам» (последние 16 стихов). Стихотворение возмутило власти, поскольку было понято как «воззвание к революции».

25 февраля 1837 года, по Высочайшему повелению, Лермонтов был наказан: переведен в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе.

Время пребывания на Кавказе не прошло даром. Поэт изучал местную при­роду, культуру, язык. На Кавказе им было создано много набросков пейзажей. Продолжилась литературная деятельность Лермонтова. К концу 30-х годов Лер­монтов уже определил основные принципы своего творчества: свободолюбивые, романтические мотивы и скептические оценки современности нашли отражение в таких стихах, как «Дума», «Выхожу один я на дорогу», «И скучно и груст­но...» и др.

Кавказские впечатления жизни легли в основу многих произведений поэта: поэм «Мцыри», «Демон», а также романа «Герой нашего времени», самого зна­чительного произведения Лермонтова.

В двух военных походах — в Малую и Большую Чечни — Лермонтов обра­тил на себя внимание начальника отряда «расторопностью, верностью взгляда, пылким мужеством» и был представлен к награде золотою саблею с надписью: «За храбрость».

В январе 1841 года Лермонтов, возвращаясь из отпуска в Санкт-Петербурге, остановился в Пятигорске. Там жила большая компания веселой молодежи, знакомая поэту по Петербургу. В этой компании находился и отставной майор Н. С. Мартынов, любивший оригинальничать, рисоваться, обращать на себя внимание. Черты этого человека угадываются в Грушницком, персонаже ро­мана «Герой нашего времени». Лермонтов часто зло и едко высмеивал его за напускной байронизм, за позерство. Между ними произошла роковая ссора, за­кончившаяся 27 июля 1841 года дуэлью и гибелью Лермонтова.

Похороны Лермонтова, несмотря на все хлопоты друзей, не могли быть со­вершены по церковному обряду. Официальное сообщение о его смерти гласило: «15 июня около 5 часов вечера разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался лечившийся в Пятигорске М. Ю. Лермонтов». Весной 1842 года прах поэта был перевезен в Тарханы, где 23 апреля 1842 года Лермонтов был похоронен в фамильном склепе Арсеньевых. В 1899 году в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.

«Парус»

Время создания

Стихотворение «Парус» было написано в 1832 году.

Тема

В стихотворении поднимается одна из основных тем лермонтовской лири­ки — тема одиночества.

Главная мысль (идея)

Стихотворение «Парус» — символическое изображение тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру.

Поэтика

Жанр стихотворения — элегия. Стихотворный метр — пяти- и четырех­стопный ямб, система рифмовки — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм.

Стихотворение является ярким примером романтической поэзии. Его по­строение, образы, лексика подчеркнуто романтичны.

Три строфы «Паруса» имеют похожую конструкцию: первые два стиха рису­ют картину природы, а вторые — изображают внутреннее состояние лирическо­го героя, «наблюдателя».

В первой строфе «наблюдатель» и парус находятся далеко друг от друга: один на берегу, а другой «в тумане моря». Ключевое слово, которое сближает обоих героев, — «одинокий».

Картина изображения спокойная, но не совсем ясная. Парус привлекает вни­мание лирического героя именно своим одиночеством, потому что одинок и он сам. Состояние смятенности лирического героя передается вопросительными интонациями третьего и четвертого стихов.

В душе лирического героя возникает надежда, что там, «в тумане моря», «в стране далекой», может быть спасение от одиночества, от тех душевных мук, пережитых «в краю родном».

Во второй строфе изображение меняется. Оно как бы приближается. Лириче­ский герой находится под парусом. Он слышит игру волн, свист ветра и скрип мачты: «наблюдатель» как бы переместился «с берега» в открытое море и сам управляет парусом. Он ищет спасение от одиночества именно в борьбе со сти­хией.

Он не бежит от счастья, которого не было в его смятенной душе, и не ищет счастья в океане. Ключевым словом становится здесь «увы», выражающее разо­чарование, показывающее, что нельзя убежать от самого себя.

В третьей строфе дана гармоничная, светлая и яркая картина мира. В ней и «струя светлей лазури», и «луч солнца золотой».

Но это соотносится с состоянием лирического героя по контрасту. Мир приро­ды равнодушен, лишен страстей, наполняющих душу человека.

По ходу стихотворения меняется и пространство: в первой строфе оно распо­ложено горизонтально и параллельно ровной морской глади; во второй строфе оно уже колеблется ветром, волнами, а в третьей строфе словно становится «на ребро», воспринимается в вертикальном измерении.

Мир реальный как бы «растет», он простирается уже от водной глади до са­мого солнца, но ничто не может успокоить смятенную душу. Все кажется лири­ческому герою наполненным мятежными страстями. Слово «мятежный» во вре­мена Лермонтова означало «беспокойный», «мечущийся» и не ассоциировалось со словом «мятеж» в «революционном» значении. Лирический герой Лермонто­ва страдает от разлада не столько с окружающим миром, сколько с самим собой.

«Смерть поэта»

Время создания

Основная часть «Смерти поэта» была написана 28 января 1837 года. Пушкин умер 29 января, но слухи о его гибели распространялись в Петербурге накануне. 7 февраля были написаны заключительные строки, которые начинаются словами «А вы, надменные потомки...». Эти строки Лермонтов адресовал людям, которые оправдывали поведение Дантеса и Геккерна. За дни, отделяющие первую часть стихотворения от заключительных строк, произошло много событий. Лермонтов сумел полнее оценить масштаб национальной трагедии и обоснованно обвинить высшую знать в гибели поэта.

Тема

Основные темы стихотворения: конфликт поэта и толпы; божественный дар поэта и его обреченность на гибель.

Главная мысль (идея)

Хотя речь в стихотворении идет о трагической судьбе конкретного человека, Лермонтов трактует происшедшее как проявление вечной борьбы добра и света со злом и жестокостью. Судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще. По мнению автора, причина гибели Пушкина в том, что светское общество не понимает «его свободный, смелый дар», вследствие чего поэт обречен на одиноче­ство, которое не может вынести. Чуждый для поэта мир — причина его гибели.

Поэтика

Жанр — лирическое стихотворение, соединяющее черты элегии (первая часть) и сатиры (последние 16 строк). Стихотворение написано четырехстопным ямбом, но во второй части он сменяется вольным (четырех-, пяти-, шестистоп­ным) ямбом, к которому Лермонтов часто прибегал в своей лирике.

В стихотворении выделяются три относительно самостоятельные части.

Первая часть — описание чувств, вызванных гибелью поэта. Его убийство — неизбежное следствие его давнего одинокого противостояния «свету». В первой строфе этой части изображен романтический образ Поэта.

Очень важен такой образ: «невольник чести». Это цитата из поэмы Пушкина «Кавказский пленник». В нем отражены биографические подробности смерти Пушкина. И в то же время речь идет не столько о светской чести, сколько о че­сти поэта, не способного изменить своей правде, своему данному свыше дару. Таково понимание чести Лермонтовым.

Еще одно ключевое слово второй строфы — «убийца». Он не противник, не неприятель, не дуэлянт. У убийцы «пустое сердце», он заброшен к нам «по воле рока», это не столько конкретное лицо, сколько исполнитель «приговора судьбы».

Следующая часть стихотворения — именно элегия, наполненная отсылками к пушкинским произведениям. Например, «сраженный, как и он, безжалостной рукой» — аналогия с Ленским.

Вторая часть построена на антитезах, противопоставляющих «светскую чернь» поэту. В ней слышна скорбь автора о преждевременной смерти поэта:

Убит!., к чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор!

Конец пятой строфы перекликается с первой: «жажда мести» — «жажда мщенья», «оклеветанный молвой» — «коварный шепот насмешливых невежд», «угас светоч» — «приют певца угрюм...».

Финальная часть стихотворения — гневная и обличительная речь, обращен­ная к «светской черни». Лирический герой прямо выражает свое отношение с помощью перифраз: «надменные потомки известной подлостью прославлен­ных отцов», «жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы пала­чи!», «наперсники разврата».

Пафос стихотворения выражают такие приемы: восклицания («Погиб По­эт!», «Убит!»), повторы (значение «убит» повторяется в целом ряде слов: «пал», «угас, как светоч», «увял», «взят могилой», «сраженный», «умер», «замолкли звуки чудных песен»), переносы («он мучений / Последних вынести не мог», «Его убийца хладнокровно / Навел удар...»), паузы, повторы-подхваты («Один, как прежде... и убит! Убит!...», «Что ж? Веселитесь...»), эпитеты («гордой го­ловой», «свободный, смелый дар», «пустое сердце», «миг кровавый», «ревности глухой» и т. д.); метафоры («пустых похвал хор», «жалкий лепет оправданья», «злобно гнали дар», «На ловлю счастья и чинов заброшен», «И прежний сняв венок — они венец терновый, Увитый лаврами, надели на него» и т. д.). Кроме того, есть здесь сравнение («как светоч»).

«Бородино»

Время создания

Стихотворение написано в 1837 году.

Тема

Изображение подвига народа в Отечественной войне 1812 года. Размышления о судьбе народа в истории.

Главная мысль (идея)

Поэт утверждает мысль о народе как главном деятеле истории. По словам В. Г. Белинского, ключевой мыслью «Бородино» является «жалоба на настоя­щее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошлому, пол­ному славы и великих дел».

Поэтика

Жанр стихотворения — историческая баллада. Стихотворный метр — чере­дование пятистопного и трехстопного ямба. В стихотворении «Бородино» Лер­монтов применяет семистрочную строфу с рифмовкой аабвввб.

О подвиге народа, о великом историческом сражении рассказывает простой солдат, его рассказ имеет удивительную цельность. Солдат сумел в своем расска­зе увидеть не просто батарею, на которой был, и не только один участок боя. Он видит историю, но не с командного пункта и не с вершины вечности, а со своей батареи. Простое «я» рассказчика перерастает в «мы»:

Забил снаряд я в пушку туго,

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат, мусью!

В эту же секунду «я» рассказчика слилось с массой атакующих:

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

В одном слове поэт отражает всю психологию наполеоновского солдата, при­выкшего и приученного к легким победам и быстрым захватам чужого добра:

...И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз...

Ликованию наполеоновских солдат Лермонтов противопоставил святую ре­шимость русского солдата сражаться насмерть, до последнего:

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

Из деталей поэт создал картину психологического напряжения солдат перед смертным, неотвратимым боем.

Лермонтов выбирает сказовую манеру батального повествования — его герой описывает события обычным народным, языком.

Важен также рефрен, являющийся ключевым для понимания стихотворения:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя,

Богатыри — не вы!

Поэт подчеркивает противопоставление славного героического прошлого с со­временным ему миром, в котором разочарование и опустошенность лишает че­ловека сил.

Можно сказать, что народный дух стихотворения «Бородино» и есть вопло­щение настоящего служения высокому идеалу, в поисках которого находится лирический герой Лермонтова.

«Дума»

Время создания

Стихотворение было опубликовано в январском номере «Отечественных записок» за 1839 год.

Тема

Главная тема стихотворения — человек и общество, судьба поколения. После поражения декабристов преследуется свободомыслие. Наступает эпоха «Нико­лаевского безвременья». Общественное поведение людей меняется, появляется стремление замкнуться в себе, скрыть свои мысли и чувства, уйти в тень. Сти­хотворение Лермонтова — взгляд на поколение, которое «...под бременем позна- нья и сомненья в бездействии состарится...».

Главная мысль (идея)

Новое поколение не тревожат вопросы добра и зла; оно проявляет «позорное малодушие перед опасностью», является «презренными рабами перед властью». Участь разочарованных людей безотрадна:

Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Равнодушие к жизни — это духовная смерть человека. Такова горькая оценка Лермонтовым своего поколения.

Поэтика

Стихотворение «Дума» можно назвать элегией, в которой гражданская тема становится глубоко личной.

Стихотворный метр — семи- и шестистопный ямб, система рифмовки — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм.

Тон стихотворения сдержанный, но в нем слышна горечь. Поэт безжалостно перечисляет все то, мимо чего прошло в своей жизни его поколение, все его потери. В стихотворении проявлен контраст между высотой чувства и отрицаю­щей мыслью.

Каждое четверостишие — законченное предложение. С одной стороны — это констатация состояния поколения, с другой — приговор («его грядущее иль пу­сто, иль темно...», «...в бездействии состарится оно...»).

В стихотворении много метафор («старость души», «жизнь-путь» и т. д.). В первой части стихотворения используется традиционная лексика элегического романтизма («печально», «томит», «вянем») и слова философского и общественно-политического значения («познанья», «сомненья», «добру», «злу», «рабы»). Выразительны резкие оценочные эпитеты («постыдно», «позорно»). Многие строки стихотворения афористичны («И ненавидим мы, и любим мы случайно...»).

Характерно такое построение строфы: сначала следует утверждение-приговор:

Перед опасностью позорно-малодушны,

И перед властию — презренные рабы...

Затем следует яркое образное сравнение, продолжающее эмоционально раз­витие этой же мысли:

Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты — его паденья час!

Во второй части стихотворения появляется элегическая лексика. Эффект вы­разительности достигается с помощью игры «прозаизмов» и «поэтизмов» («оста­ток» — «чувства»). Контраст усиливается употреблением слов: «ненавидим» — «любим», «холод» — «огонь».

В последней части вновь меняется лексика. Теперь она носит философский оттенок: «ни мысли плодовитой», «судья», «гражданин» и т. д.

Лермонтов не отделяет себя от своего поколения, поэтому в стихотворении нет слов «я» и «вы», но есть слово «мы». Именно в этом заключается трагедия поэта, неотделимая от трагедии времени.

«Когда волнуется желтеющая нива...»

Время написания

Стихотворение написано в 1837 году.

Тема

Тема стихотворения — мысли и чувства, вызванные созерцанием природы, описание душевного покоя и возникновение чувства причастности человека к Богу.

Главная мысль (идея)

В стихотворении описан «путь» извне внутрь — из материального мира в ду­ховный и далее — от души к мирозданию, к ощущению Бога, который присут­ствует в красоте мира, им сотворенного, и в душе человека.

Поэтика

Жанр стихотворения — элегия.

Это произведение Лермонтова является образцом такой поэтической формы, как период. По мнению исследователя творчества Лермонтова С. Сухарева, это такая организация стихотворения, когда «...одно сложноподчиненное предложение занимает четыре строфы: первые три четверостишия соответствуют вводной, “восходящей” части периода (протасис) — придаточным предложениям времени с союзом “когда”; заключительное четверостишие содержит основную, “нисходящую” часть периода (аподосис) — главное предложение с двукратным союзом “тогда”».

Стихотворный метр — семи- и шестистопный ямб. Система рифмов­ки — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм. В стихотворении соблюдается симметрия частей и строгий порядок.

Поэт использует такой прием, как анафора, начиная каждую строфу со слова «когда», а в последней строфе повторяя в двух первых строках слово «тогда».

Большое место в произведении автор отводит эпитетам, рисуя одухотворенную картину окружающего мира. В первой строфе «цветовые» эпитеты (желтеющая нива, свежий лес, малиновая слива, зеленый листок) смешаны с эпитетами, дающи­ми ощущение воздуха (свежий лес, сладостная тень). Во второй строфе у «цветовых» эпитетов характер иной (румяный вечер, утра час златой, ландыш серебристый — это уже не столько цвет, сколько свет. В третьей строфе «цветовых» эпитетов нет, но есть «студеный ключ»: перед нами атмосфера, окружающая предмет. Характер остальных эпитетов этой строфы меняется — это описание восприятия окружающего мира человеком (смутный сон, таинственная сага, мирный край).

Последняя строфа — кульминация стихотворения. Если в трех первых перед нами раскрывалось, постепенно одушевляясь, понятие «мир», то в заключительном четверостишии появляются два других понятия: «я» и «Бог»:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,—

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога.

Происходит как бы соединение и гармонизация всех этих частей мироздания: человека, Творца и творения. Тревога в душе человека сменяется ощущением гармонии и счастья.

С. Сухарев пишет: «Композиционное равновесие лермонтовского стихотво­рения идеально: в части “когда...” три ступени, по которым мы словно уходим из мира внешнего и углубляемся в мир духовный; в части “...тогда” тоже три ступени, по которым мы словно возвращаемся из мира внутреннего в мир внешний, и за ними четвертая ступень — “с Богом в небе”».

«Ангел»

Время написания

Стихотворение написано в 1831 году, когда поэту было 16 лет.

Тема

Тема стихотворения — описание того, как ангел приносит человеческую ду­шу в мир и как долго она «томится» там, тоскуя по своему прежнему воплощению в небесах. Иными словами, автор говорит о том, что человек рождается с душой, у которой уже есть опыт жизни в идеальном мире.

Главная мысль (идея)

Несоответствие человеческого мира «страданий и слез» миру идеальному, от­куда души приходят на землю. Поэт описывает тоску романтического героя по идеалу, по «песням небес».

Поэтика

Жанр стихотворения — элегия.

Стихотворный метр — трех- и четырехстопный амфибрахий. Система риф­мовки — параллельная, с мужскими рифмами.

В первых двух строфах описывается полет ангела и его тихая песня. Пред­ставлен мир идеальный, небесный:

И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой.

Ангел поет «...о блаженстве безгрешных духов,...о Боге великом...».

В следующих строфах рассказывается о том, как эту песню слышит еще не родившаяся человеческая душа и запоминает ее «ангельские» звуки. Песня, звучащая отныне в этой душе, не дает ей покоя на земле. Душа «долго томится на свете,...желанием чудным полна». В ней живет память и тоска по тому миру, откуда ангел принес ее «для мира страданий и слез». Душа мечтает о возвраще­нии в идеальный мир, к ангельским песням.

Стихотворение построено на романтическом противопоставлении «там» (идеального небесного мира) и «здесь» (мира земного, полного фальши, лжи, страданий). Лирический герой стихотворения соотносит себя с этой душой, тоскующей по идеалу.

Поэтом также используется характерная романтическая возвышенная лек­сика, словосочетания, включающие в себя романтические эпитеты: небо полу­ночи, святая песня, мир страданий, младая душа, чудное желание, безгрешные духи, звуки небес.

Выбранный метр стихотворения — амфибрахий — делает его музыкальной балладой, наполненной таинственностью и печальным лиризмом.

«Листок»

Время написания

Стихотворение написано в 1841 году.

Тема

В основе стихотворения — характерная для романтизма тема поиска стра­дающей и одинокой души спокойствия и тепла во враждебном мире.

Главная мысль (идея)

Чувство «изгнанничества», испытываемое лирическим героем, превращает его жизнь в бесконечный поиск «идеала». Он чувствует свою несовместимость с радостным торжествующим миром вокруг него, он находится в конфликте с миром и самим собой, так как «до времени созрел».

Поэтика

Жанр стихотворения — романтическая баллада.

Стихотворный метр — пятистопный амфибрахий. Система рифмовки — параллельная, с женскими рифмами.

Образ одинокого листка, оторвавшегося от «ветки родимой», — один из излюбленных образов-символов, образов-аллегорий в поэзии романтизма. Мы можем встретить его в стихах французского поэта А. Арно, английского роман­тика Дж. Байрона, русских поэтов В. А. Жуковского, А. С. Пушкина.

Лермонтов придает этому образу и этой теме — оторванности человека от об­щества, от родины — свои, особенные черты.

Стихотворение написано в жанре баллады, в нем есть сюжет: оторванный от родного дуба листок пытается обрести новую «родину», он летит к стройной чинаре и пытается рассказать ей о своем одиночестве и пережитых страданиях. Чинара отвергает его, говоря о том, что ей, в ее сияющем и радостном мире, желтый ссохшийся листок ни к чему:

...Ты пылен и желт — и сынам моим свежим не пара.

Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?

Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!..

Герои стихотворения ведут диалог, в котором проявляется характер каждого персонажа. Речь листка — мольба:

...Я бедный листочек дубовый,

До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя...

Речь чинары полна спеси и гордыни:

...Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!

Я солнцем любима, цвету для него и блистаю...

Таким образом, в стихотворении представлены и противопоставлены харак­теры персонажей.

Основной прием, используемый в этом стихотворении, — контраст. Отчая­вшемуся, потерявшему родину, страдающему от одиночества герою противо­поставлен персонаж, полный самодовольства, чванства и эгоизма. Эти миры несовместимы. Мир листка-«странника» — это бесприютность, горе, беспо­койство: «увял он от холода, зноя и горя», «увял я без сна и покоя». Мир чина­ры — мир забвения, отгороженности от реальной жизни: «Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?»

Словами чинары: «На что мне тебя?.. / Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!..» — стихотворение заканчивается. Это оставляет ощущение недосказан­ности. Судьба героя не решена. Что будет с листком-странником? Наверное, он так и останется гонимым «жестокой бурей», так и будет одинокий бесцельно скитаться по свету. Но так и не найдет, не обретет желанного покоя.

Листок в стихотворении созрел до срока. Это повторяющийся мотив в поэзии Лермонтова, например в стихотворении «Дума». Это символ лермонтовского по­коления, которое, как и листок, созрело преждевременно и не находит в жизни цели. В путешествии листка на юг, в упоминании Черного моря и чинары уга­дывается автобиографический мотив изгнанничества самого поэта.

«Нет, не тебя так пылко я люблю...»

Время написания

Стихотворение написано в 1841 году. Оно обращено к дальней родственнице Лермонтова Екатерине Быховец, которая напомнила поэту Варвару Алексан­дровну Лопухину, его возлюбленную.

Тема

Стихотворение посвящено теме любви.

Главная мысль (идея)

Лермонтов стремится передать переживания, вызванные любовью: восприя­тие реальной любви и возлюбленной — это замена иного, абсолютного, а потому невозможного в действительности чувства.

Поэтика

Жанр стихотворения — любовная элегия.

Стихотворный метр — пяти- и шестистопный ямб. Система рифмовки — кольцевая, с чередованием мужских и женских рифм.

В стихотворении не создается образ любимой женщины, нет признания ей в любви. Поэт описывает свои переживания, свою тоску по исчезнувшей воз­любленной. Стихотворение начинается с отрицания-отвержения, подчеркнутого анафорой («нет», «не»):

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье...

Сквозь чуждые лирическому герою женские черты лишь проступают черты его прежней возлюбленной:

...В твоих чертах ищу черты другие,

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.

Поэт в последней строфе, как и в первой, снова употребляет анафору, как бы завершая, замыкая этот круг своих переживаний. Начиная с отрицания, вглядевшись в немилое лицо, лирический герой пытается уловить в нем черты своего идеала — и не находит его.

Лирический герой сосредоточен прежде всего на своем чувстве тоски и утра­ты. Это характерный мотив любовной лирики Лермонтова.

По словам В. С. Соловьева, «во всех любовных темах Лермонтова главный интерес принадлежит не любви и не любимому, а любящему “Я”, — во всех его любовных произведениях остается нерастворенный осадок торжествующего, хотя бы и бессознательного, эгоизма».

Лермонтов использует в стихотворении лексику, характерную для роман­тизма, романтические эпитеты и устойчивые сочетания: «подруга юных дней», «прошлое страданье», «огонь угаснувших очей», «погибшая молодость», «дол­гий взор», «красы блистанье», «таинственный разговор», «живые уста».

Романтический мотив потери идеала, утраты возможного счастья, разоча­рования звучит в этом стихотворении особенно сильно.

«Поэт»

Время создания

Стихотворение было написано в 1838 году.

Тема

В стихотворении поднимается тема поэта и его предназначения.

Главная мысль (идея)

Для автора поэт подобен пророку, существу, близкому к Богу. Поэт — прови­дец, он находится над толпой, обладает особой властью и может менять судьбы людей.

Поэтика

Жанр стихотворения — элегия. Стихотворный метр — шести- и пятистоп­ный ямб, система рифмовки — перекрестная, с чередованием мужских и жен­ских рифм.

Данное стихотворение композиционно разделено на две части.

Первая часть — описание кинжала. Он предназначался человеком для от­важных битв, служил грозным боевым оружием:

Наезднику в горах служил он много лет,

Не зная платы за услугу;

Не по одной груди провел он страшный след И не одну прорвал кольчугу.

Боевому оружию не нужны были украшения. Он прекрасен своей простотой, его украшали его деяния.

Но хозяин кинжала погибает, и судьба грозного оружия резко меняется. Он больше не выполняет своего предназначения. Теперь он, пыльный и заброшен­ный, валяется ненужной безделушкой «в походной лавке армянина».

И теперь он висит на стене, став пустым украшением:

Игрушкой золотой он блещет на стене —

Увы, бесславный и безвредный!

Кинжал теряет свою ценность — свое предназначение. Лирический герой с горечью взирает на некогда грозное оружие, теперь висящее на стене пустым украшением. Со смертью хозяина наступила и его смерть. Он больше не испол­няет своего долга.

В описании славного прошлого кинжала нет эпитетов, относящихся непосред­ственно к нему. Но есть определения, характеризующие его подвиги: «страшный след», «речам обидным». Эпитеты появляются, когда поэт говорит о наступив­шем бесславии: «заброшенный», «бедный», «бесславный и безвредный». Срав­нение «игрушкой золотой» помогает автору подчеркнуть ненужность кинжала.

Вторая часть стихотворения — сравнение с первой частью. Участь поэта сравнивается с участью кинжала:

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

Так же, как и в первой части, поэт вспоминает о предназначении поэта, о том, кем он был раньше.

Бывало, мерный звук твоих могучих слов

Воспламенял бойца для битвы,

Он нужен был толпе, как чаша для пиров,

Как фимиам в часы молитвы.

В прошлом голос поэта звучал, «как колокол на башне вечевой во дни тор­жеств и бед народных». Нынче поэзия так же, как ставшее игрушкой оружие, не выполняет своего предназначения.

Лермонтов с горечью говорит о том, что в его время поэты отреклись от борь­бы, от своей миссии, предпочитая «золотую отделку». В финале он обращается с вопросом к современным поэтам и к самому себе, поскольку он не отделяет себя от своего поколения: «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?»

Поэт должен зажигать словом сердца людей. Силу своей мечты автор переда­ет с помощью сравнений и эпитетов: «мерный звук могучих слов», «нужен, как чаша для пиров», «нужен, как фимиам в часы молитвы», «носился, как божий дух», «мыслей благородных», «звучал, как колокол на башне вечевой».

Лексика и тон стихотворения возвышенные, торжественные, что соответству­ет содержанию — это призыв к деятельности, к исполнению поэтом своего предназначения.

«Три пальмы»

Время создания

Стихотворение написано в 1839 году.

Тема

«Три пальмы» — философское произведение. В нем поднимается вопрос о том, нужно ли покорно подчиняться судьбе или следует бороться с ней.

Главная мысль (идея)

Смысл есть в каждом существовании, вот только замысел Всевышнего нам не ведом.

Поэтика

Жанр стихотворения — философская баллада, притча. Стихотворный метр — четырехстопный амфибрахий, система рифмовки — параллельная, с чередованием мужских и женских рифм.

Стихотворение начинается с яркой пейзажной зарисовки, наполненной крас­ками («под сенью зеленых ветвей», «под кущей зеленой», «роскошные листья»), звуками (слышим журчание «звучного ручья»), осязательными ощущениями («холодная волна» родника, «знойные лучи»). Прилагательные противопостав­лены друг другу — жар лучей уравновешивается прохладой родника.

Поэт несколько раз подчеркивает, что пальм три. В стихотворении нет речи об одиночестве. Пальмы, обитательницы райского уголка, страдают не от одиночества, а от отсутствия, как им кажется, смысла в их жизни:

...странник усталый из чуждой земли Пылающей грудью ко влаге студеной Еще не склонялся под кущей зеленой.

Ропот пальм услышан. И вот уже не одинокий путник, а целый караван устремляется «под сень зеленых листов».

Следующая картина, как и первая, занимает три строфы. Вторая пейзажная зарисовка еще более наполнена красками: «в дали голубой», «песок золотой», «пестрели коврами покрытые вьюки», «узорные полы походных шатров», «смуг­лые ручки», «черные очи», «вороной конь», «белой одежды красивые складки». Мы слышим «нестройные звуки» звонков, крики и звуки музыки. Это создает ощущение праздничности, полноты жизни. Но при этом «природные» цвета го­стей оказываются темными: ручки «смуглые», очи «черные», а конь «вороной». Нарастает тревожность в описании.

Следующие три строфы — повествование о пребывании «нежданных гостей» в тени пальм. «Веселый караван» нашел защиту от знойных лучей, а пальмы, как им представляется, наконец-то обрели смысл жизни:

И гордо кивая махровой главою,

Приветствуют пальмы нежданных гостей,

И щедро поит их студеный ручей.

Гордость пальм «насыщена», они оценены по достоинству, получили возмож­ность «действовать», приносить пользу...

И резким диссонансом с этой картиной звучит следующая: показана безра­достная картина мучительной гибели «питомцев столетий»:

Одежду их сорвали малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем.

Поэт олицетворяет пальмы: использует такие существительные, как «оде­жда» (вместо «листья»), «тела» (вместо «стволы»).

На следующее утро караван продолжил свой путь, бесстрастно, невозмутимо. Для описания этого поэт использует прилагательное «урочный» («определен­ный, условленный»).

Последняя строфа стихотворения является ключом ко всему произведению. «И ныне...» — так она начинается. Непонятно, о каком времени идет речь. Стихотворение имеет подзаголовок: «Восточное сказание». Значит, эта история запечатлена в вечности как напоминание о том, что промысел Всевышнего был скрыт от пальм, и их «роптание» привело к гибели. Они потеряли все то, чем были богаты, из-за своей гордыни.

И ныне все дико и пусто кругом —

Не шепчутся листья с гремучим ключом:

Напрасно пророка о тени он просит —

Его лишь песок раскаленный заносит...

«Молитва»

Время создания

Стихотворение написано в 1839 году для княгини Марии Щербаковой, кото­рой Лермонтов был увлечен.

Тема

Тема стихотворения — возникновение в душе человека высоких чувств.

Главная мысль (идея)

В произведении передается состояние «душевного просветления», которое противопоставлено «трудной минуте жизни». Поэт возносит молитву, восхи­щаясь, удивляясь и радуясь чувству, которое приводит героя к «светлым душев­ным порывам».

Поэтика

Жанр стихотворения — элегия. Стихотворный метр — четырехстопный и трехстопный ямб, система рифмовки — перекрестная, с чередованием муж­ских и женских рифм.

В начале стихотворения возникает образ печали и смуты: трудная минута, в сердце — грусть... Это подчеркивается выразительным глаголом «теснится».

В такую минуту и обращаются к Богу: «одну молитву чудную твержу я наи­зусть...» Какую молитву твердит лирический герой — тайна. Так же таинствен­на для самого героя и сила воздействия слов молитвы: «есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная святая прелесть в них». Все эпите­ты в этих строчках очень выразительны: на них строитс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: