Бюджетное финансирование инвестиций




Амортизационные отчисления как источник финансирования инвестиций

Как экономическая категория амортизация основных средств представляет собой, во-первых, элемент затрат, включаемый в издержки производства и обращения, и, во-вторых, накапливаемый финансовый источник средств, предназначенный для воспроизводства основных фондов (капитальных вложений).Амортизационные отчисления являются важнейшим источником финансирования инвестиций. Они призваны обеспечить не только простое, но и в определенной мере расширенное воспроизводство. В развитых странах мира амортизационные отчисления до 70-80% покрывают потребности предприятий в инвестициях. С переходом экономики нашей страны на рыночные отношения значение амортизационных отчислений как источника финансирования инвестиций также повысилось. В первую очередь это связано с ежегодной переоценкой основных фондов и убыточностью многих предприятий. Применение ускоренных способов начисления амортизации позволяет за более короткий срок накопить достаточные амортизационные отчисления, а затем их использовать для реконструкции и технического перевооружения производства, т. е. у предприятия появляются большие инвестиционные возможности. Второй выигрыш предприятия при ускоренной амортизации заключается в том, что себестоимость продукции в первые годы эксплуатации актива увеличивается на величину дополнительной амортизации, а прибыль снизится на эту же величину, а следовательно, предприятие меньше заплатит налога на прибыль. При этом в мировой практике бухгалтерского учета используется преимущественно способ равномерного начисления амортизации, а ускоренная амортизация применяется как исключение в особых случаях эксплуатации объектов основных средств в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, сокращающих сроки их эксплуатации. Ускоренная амортизация используется для наиболее активной части основных фондов (станков, машин, оборудования) в результате целенаправленной финансовой политики государства, устанавливающего на определенных этапах развития экономики страны льготы для предприятий в виде своеобразного налогового кредита, возмещаемого в определенные сроки, с отражением в финансовой отчетности суммы отложенного налога на прибыль. Это связано с тем, что неравномерная, ускоренная амортизация в период ее начисления увеличивает затраты предприятия и уменьшает прибыль по сравнению с той суммой, которая была бы получена при равномерной амортизации, образуя тем самым задолженность по отложенному налогу на прибыль. Для более эффективного использования амортизационных отчислений в качестве инвестиционных ресурсов на предприятиях необходимо проводить амортизационную политику. Она включает в себя политику воспроизводства основных фондов, политику в области экономического обоснования применения тех или иных методов исчисления амортизационных отчислений, выбор приобретенных направлений использования амортизационных отчислений на предприятии и другие элементы.

 

Бюджетное финансирование инвестиций

Государственные капитальные вложения осуществляются в процессе выполнения государством его функций: экономической, оборонной, правоохранительной, созидательной, экологической, социальной и др. Посредством капитальных вложений государство может реально влиять на структурную перестройку экономики, обеспечивая повышение эффективности народно-хозяйственного комплекса, ликвидацию имеющихся диспропорций в развитии отдельных отраслей и регионов, сохранение единого экономического пространства.

Финансирование может осуществляться путем оплаты определенных затрат (объектов) предприятий и отраслей в целом, предоставления дотаций, субсидий, компенсации. Государственное финансирование предусматривает непосредственное выделение соответствующих денежных сумм хозяйствующим субъектам.

В 2002 г. более 60% средств, предусмотренных Федеральной адресной инвестиционной программой, было направлено на решение важнейших социальных проблем федерального уровня: на реализацию федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты»; на продолжение финансирования федеральных целевых программ «Культура России», «Дети России», «Федеральная программа развития образования». В производственном секторе средства Федеральной адресной инвестиционной программы были направлены в основном на реализацию федеральных целевых программ: «Энергоэффективная экономика», «Национальная технологическая база».

Государственный кредит может быть предоставлен субъектами государственного управления отечественным и иностранным юридическим и физическим лицам. Государственный кредит может предоставляться конкретному заемщику либо через банковскую систему, либо соответствующим органом государственного управления непосредственно.

Кроме того, все более важное значение в государственной поддержке инвестиций приобретают государственные гарантии по реализации инвестиционных проектов. Эта форма поддержки признается самой эффективной в условиях рыночной экономики. Бюджетному финансированию присущ ряд принципов: получение максимального экономического и социального эффекта при минимуме затрат; целевой характер использования бюджетных ресурсов; предоставление бюджетных средств стройкам и подрядным организациям в меру выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований.

Низкий объем налоговых поступлений, растущие обязательства перед бюджетной и социальной сферами, перед внешними кредиторами постоянно приводят к тому, что приходится отказываться от инвестиционных расходов, перебрасывая высвобождающиеся средства на выплату зарплаты и пенсий и погашение государственного долга.

Создание благоприятных налоговых условий для развития производства обуславливает целесообразность более активного внедрения в практику инвестиционного налогового кредита. В соответствии со ст. 66 Налогового кодекса РФ (НК РФ) под инвестиционным налоговым кредитом понимается такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, предусмотренных Кодексом, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой сумм кредита и начисленных процентов. Согласно ст. 67 НК РФ инвестиционный налоговый кредит предоставляют, как правило, с целью государственной поддержки социально значимых инвестиционных проектов.

Инвестиционный налоговый кредит является наиболее выгодным в коммерческом плане: во-первых, он предоставляется на срок от одного года до пяти лет; во-вторых, ставки при инвестиционном налоговом кредите устанавливаются от одной второй до трех четвертых ставки рефинансирования, установленной Банком России.

 

19. Лизинг, как метод финансирования инвестиционнгопроектаВ условиях конкурентной борьбы лизинг дает существенные налоговые преимущества, а, значит, снижение издержек. Лизинг — (англ, leasing — аренда) долгосрочная (на срок от 6 месяцев) аренда машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором. Лизинг осуществляется на основе долгосрочного договора между лизинговой компанией (лизингодателем), приобретающей оборудование за свой счет и сдающей его в аренду на несколько лет, и фирмой-арендатором (лизингополучателем), которая постепенно вносит арендную плату за использование лизингового имущества. По истечении срока действия договора арендатор либо возвращает имущество лизинговой компании, либо продлевает срок действия договора (заключает новый договор), либо выкупает имущество по остаточной стоимости. Международным называют лизинг, договор о котором заключается между арендатором и арендодателем, находящимися в разных странах.

 

5. ЗАЩИТА ИНВЕСТИЦИЙ — юридические или экономические нормы, меры, призванные охранять интересы инвесторов, вкладчиков капитала.

защита инвестиций в мировой хозяйственной практике является одним из методов решения проблемы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Вопрос защиты инвестиций особенно актуален в странах с нестабильной и развивающейся рыночной экономикой, в том числе и в России.

В РФ защита инвестиций, осуществляемых в реальный сектор экономии, развивается, в основном, в русле мирового процесса, но пока все еще находится ниже необходимого уровня. РФ участвует в международных соглашениях по защите инвестиций, также имеются специальные организации, занимающиеся данными вопросами, например Государственная инвестиционная корпорация (ГИК), комиссия ГД по защите прав инвесторов, Российский банк развития, привлекаются для этих целей структуры ФСБ, правительством даются поручения банкам предоставлять от имени государства гарантии отдельным инвестиционным проектам.

Защита инвестиций должна осуществляться специализированными организациями путём предоставления платных услуг по страхованию и гарантированию инвестиций от рисков.

Страхование представляет собой отношения по защите инвестиционных (собственных и заёмных) средств физических и юридических лиц при наступлении событий от коммерческих рисков (страховых случаев) за счёт средств организации, осуществившей страхование инвестиций (например: комплексные программы по страхованию компаний Ингосстрах, Росно).

Инвестиционные гарантии принимают форму поручительства на ту часть инвестиций, которая осуществляется за счёт кредитов финансовых (негосударственных) компаний (фондов, банков), по некоммерческим (политическим) рискам, т.е. поручитель обязуется перед кредитором другого лица за исполнение последним его обязательства полностью или в части при наступлении гарантийного случая. Поручитель в течение оговоренного соглашением срока обязуется из своих средств возместить кредитору понесённые инвестором потери (убытки).

В настоящий момент существуют различные специальные организации по защите инвестиций, причем как государственные, так и частные, в том числе и общественные. Подобные организации могут создаваться и функционировать как на федеральном, так и на региональном уровнях. Например, созданы и успешно функционируют такие структуры и организации как: комиссия ГД по защите прав инвесторов, Санкт - Петербургский фонд защиты инвестиций, основанный в 1995 году (некоммерческая общественная организация). Такие организации должны стать органичной частью инвестиционной инфраструктуры и способствовать привлечению как отечественных, так и иностранных инвестиций. Необходимо и дальнейшее совершенствование законодательства в данном направлении, что позволит обеспечить более надежную правовую защиту инвестиций. Учитывая современное социально – экономическое и политическое положение РФ в настоящее время основным инструментом поддержки частных инвесторов должно стать государственное страхование и гарантирование инвестиций от рисков.

 

6. Инвестиционная привлекательность предприятия – это система экономических отношений между субъектами хозяйствования по поводу эффективного развития бизнеса и поддержания его конкурентоспособности. Данные отношения оцениваются совокупностью показателей эффективности аспектов деятельности предприятия, которые разделяются на формальные показатели, рассчитываемые на основании данных финансовой отчетности, и неформальные, не имеющие четкого набора исходных данных и оцениваемые экспертным путем Если предприятие нуждается в привлечении инвестиций, руководство должно сформировать четкую программу мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности. Привлечение инвестиций в компанию дает ей дополнительные конкурентные преимущества и зачастую является мощнейшим средством роста.

Основной и наиболее общей целью привлечения инвестиций является повышение эффективности деятельности предприятия, то есть результатом любого выбранного способа вложения инвестиционных средств при грамотном управлении должен являться рост стоимости компании и других показателей ее деятельности.

Инвестиционная привлекательность предприятия для каждой из групп инвесторов определяется уровнем дохода, который инвестор может получить на вложенные средства. инвестиционная привлекательность предприятия – это, прежде всего, его возможность вызвать коммерческий или иной интерес у реального инвестора, включая способность самого предприятия “принять инвестиции” и умело ими распорядиться, то есть таким образом, чтобы после реализации инвестиционного проекта получить качественный (или количественный) скачек в области качества производимой продукции, объемов производства, увеличения доли рынка, и т.д., что, в конечном итоге, влияет на основной экономический показатель коммерческого предприятия – чистую прибыль.

 

9. Институциональный анализ. Главная задача – грамотно оценить все внутренние и внешние факторы, которые сопровождают инвестиционный проект. Это необходимо для того, чтобы рассматривать возможность реализации проекта с учетом ситуации, в которой организация на данный момент функционирует. Для целей анализа инвестиционного проекта выделяют следующие внешние факторы: – политику государства. В данном случае принято рассматривать условия импорта и экспорта сырья и товаров, положения банковского регулирования, а также законы о труде; – одобрение государства. Этот фактор является решающим для крупных проектов, которые направлены на решение задач в масштабах всей страны. К внутренним факторам принято относить анализ трудовых ресурсов, анализ возможностей производственного менеджмента и анализ организационной структуры. Институциональный анализ инвестиционных проектов имеет своей целью оценку организационной, правовой, политической и административной обстановки, в рамках которой проекты реализуются и эксплуатируются. Этот раздел не содержит, как правило, количественных оценок и не оценивается с финансовой точки зрения, но от проработки рассматриваемых в нем вопросов реально зависят успех проекта и выход на запланированный уровень доходности.

 

Информационная базаэкономической оценки инвестиций и пути ее совершенствования-- обязательный элемент методики экономического анализа. Не является исключением и сфера инвестиционной деятельности. Ее особенность -- наличие множества разнообразных источников информации, игнорирование которых может негативно отразиться на степени определенности будущих результатов инвестирования.

Понятие «поток информации» характеризуется источником данных, доступностью получения информации, временем на ее сбор и обработку, достоверностью и полнотой представленных для анализа показателей и. наконец, ее потребителями (пользователями), которые занимаются обоснованием управленческих решений и оценкой их выполнения. Можно выделить пять укрупненных групп пользователей информации в анализе долгосрочных инвестиций (АДИ): администрация предприятия-проектоустроителя; собственники этой организации; инвесторы (различные финансовые институты, физические и юридические лица, государство); сторонние наблюдатели (общественные организации, аудиторские компании); контролирующие государственные службы (налоговые и таможенные органы, ФКЦБ, КРУ, Счетная Палата и пр.). Системное описание процесса формирования базы данных инвестиционного анализа представляет в качестве исходной информации не только первоначальные данные, поступающие соответствующим исполнителям анализа (подразделениям и службам предприятия, сторонним проектным организациям) из различных источников, но и результаты экономического ана-лиза, выступающие в качестве количественных и качественных показателей, рассчитанных в каждом блоке комплексного анализа долгосрочных инвестиции. В этом случае обобщающие показатели одного блока будут одновременно являться необходимой информационной базой (частными показателями) для анализа социально-экономических явлений и ситуаций другого блока. Например, результативные выходные данные по блоку «Анализ и оценка денежных потоков инвестиционного проекта» являются входящей информацией для блока «Анализ и оценка эффективности капиталовложений».

11.Ипотечное финансирование проектов. Одной из разновидностей срочных ссуд, используемых для финансирования инвестиционных проектов, является ссуда под залог недвижимости (ипотечная ссуда). Для финансирования инвестиционных проектов могут использоваться:
• стандартные ипотечные ссуды (погашение долга и выплата процентов осуществляются равными долями);
• ипотечные ссуды, предусматривающие неравномерные процентные платежи (например, на начальном этапе взносы увеличиваются с определенным постоянным темпом, а далее выплачиваются постоянными суммами);
• ипотечные ссуды с изменяющейся суммой выплат (в льготный период выплачиваются только проценты, и основная сумма долга не увеличивается);
• ипотечные ссуды с залоговым счетом (при выдаче ссуды открывается специальный счет, на который заемщик вносит определенную сумму как гарантию выплат взносов на первом этапе осуществления проекта).
Система ипотечного кредитования предусматривает механизм накоплений и долгосрочного кредитования под невысокий процент с рассрочкой его выплаты на длительные периоды. Важной составляющей ипотечного кредитования является оценка имущества, предлагаемого в качестве обеспечения. В случае неплатежеспособности заемщика погашение задолженности будет происходить за счет стоимости залога, поэтому точность оценки залога при ипотечном кредитовании имеет особое значение.

 

35. Внутренняя норма рентабельности проекта (ВНРП)

Метод расчета эффективности инвестиций на основе расчета величины внутренней нормы рентабельности (внутренней процентной ставки) исходит из того, что инвестору должна быть заранее известна ставка процента на инвестируемый капитал; эта ставка уравнивает дисконтированную величину денежных потоков от реализации инвестиционного проекта и общих расходов по его осуществлению.

Внутренняя норма рентабельности проекта (ВНРП) - такая величина ставки процента, при которой чистая приведенная стоимость проекта будет равна нулю, т.е. приведенная стоимость ожидаемых притоков денежных средств равна приведенной стоимости оттоков: [D1 / (1+I) + D2 / (1+I)2 +...+ DT / (1+I)T= 0

В результате расчетов нужно определить такое значение i, при котором дисконтированная стоимость денежных потоков была бы равна первоначальным затратам капитала. Например, если внутренняя норма рентабельности по проекту равна 12%, это значит, что при осуществлении инвестиций за счет кредита при 12%-ной ставке ссудного капитала организация не получит ни прибыли, ни убытка, т.е. проект обеспечивает нулевую прибыль. Этот метод обладает рядом достоинств - объективностью, независимостью от абсолютного размера инвестиций, оценкой относительной прибыльности проекта, информативностью. Кроме того, он легко может быть приспособлен для сравнения проектов с различными уровнями риска: проекты с высоким уровнем риска должны иметь большую внутреннюю норму доходности. Недостатки данного метода заключаются в сложности расчетов и возможной субъективности выбора нормативной доходности, большой зависимости от точности оценки будущих денежных потоков.

IRR=r1 + f(r1)/(f(r1) – f(r2)) * (r2-r1)

 

36. Индекс рентабельности инвестиций. PI (ProfitabilityIndex) ИР рассчитывается как отношение чистой текущей стоимости денежного притока к чистой текущей стоимости оттока (включая первоначальные инвестиции). PI = ∑ (CF/ (1+r)K:IС критерий РI имеет преимущество при выборе одного проекта из ряда имеющих примерно одинаковые значения NPV, но разные объемы требуемых инвестиций. В данном случае выгоднее тот из них, который обеспечивает большую эффективность вложений. В связи с этим данный показатель позволяет ранжировать проекты при ограниченных инвестиционных ресурсах.

К недостаткам метода можно отнести его неоднозначность при дисконтировании отдельно денежных притоков и оттоков.

PI > 1 – проект следует принять PI < 1 – отвергнуть PI = 1 – ни прибыли ни убытков

 

37. Срок окупаемости (англ. Pay-BackPeriod) — период времени, необходимый для того, чтобы доходы, генерируемые инвестициями, покрыли затраты на инвестиции. Этот показатель определяют последовательным расчетом чистого дохода (англ. PresentValue) для каждого периода проекта. Точка, в которой PV примет положительное значение, будет являться точкой окупаемости. Однако у срока окупаемости есть недостаток заключается он в том, что этот показатель игнорирует все поступления денежных средств после момента полного возмещения первоначальных расходов. При выборе из нескольких инвестиционных проектов, если исходить только из срока окупаемости инвестиций, не будет учитываться объем прибыли, созданный проектами. PP Рассчитывается по формуле= Инвестиции/(Денежный приток за 1 период+амортизация)

 

38. Метод расчета чистого приведенного эффекта основан на сопоставлении величины исходной инвестиции (IC) с общей суммой дисконтированных чистых денежных поступлений, генерируемых ею в течение прогнозируемого срока. Поскольку приток денежных средств распределен во времени, он дисконтируется с помощью коэффициента r, устанавливаемого аналитиком (инвестором) самостоятельно исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет или может иметь на инвестируемый им капитал.

Допустим, делается прогноз, что инвестиция (IC) будет генерировать в течение n лет годовые доходы в размере P r P2, Общая накопленная величина дисконтированных доходов (PV) и чистый приведенный эффект (NPV) рассчитываются по формулам:

 

Если NPV > 0, то проект следует принять; если NPV< 0, то проект надо отвергнуть; если NPV = 0, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

Если проект предполагает не разовую инвестицию, а последовательное инвестирование финансовых ресурсов в течение m лет, то формула для расчета NPV модифицируется следующим образом:

 

где i – прогнозируемый средний уровень инфляции.

 

Социальный (социально-культурный) анализ, т.е. исследование воздействия проекта на жизнь местных жителей. Социальный анализ проекта является обязательной частью работы аналитиков по подготовке и реализации проекта, поэтому он проводится на всех стадиях его жизненного цикла.

При идентификации проекта необходимо определить приемлемость проекта для местного населения, обнаружить группы населения, которых касается проект, выделить среди них заинтересованных и неприятелей. Разработка концепции проекта требует от аналитика определения соответствия цели проекта социальной ориентации и удовлетворение потребностей населения региона, в котором он будет реализовываться. В ходе разработки концепции проекта необходимо обнаружить социальные проблемы региона и определить возможность их решения при осуществлении проекта.

На стадии обоснования и разработки проекта выполняется наиболее трудоемкая и ответственная работа по сбору, обработке информации относительно демографического и социально-экономического состояния территории проекта. Целью проведения данных исследований является установления целевых групп (этнических, социальных), выяснения их специфических особенностей по разным параметрам и определение возможностей улучшения социальной среды благодаря проекту.

Аналитикам проекта важно выбрать набор социальных индикаторов, которые разрешают определить нормативное состояние проекта, социальный аспект, дают возможность следить за динамикой развития социальной среды проекта и проектировать социальные показатели. Аналитики, которые прогнозируют социальные индикаторы, должны помнить, что многие из показателей имеют тесную взаимосвязь.

41. Сравнительная экономическая эффективность капитальных вложений служит для выявления экономичного варианта решения конкретных хозяйственных и технических задач. Она показывает, насколько один вариант лучше другого. Сравнительная экономическая эффективность капитальных вложений рассчитывается при сопоставлении нескольких вариантов проектов либо при выборе новой техники. Показателем сравнительной экономической эффективности капитальных вложений является минимум приведенных затрат. Преимуществом обладает тот вариант, который дает наибольшую эффективность, наиболее благоприятное сочетание капитальных вложений и текущих затрат. Однако зачастую бывает, что один вариант требует меньших капитальных вложений, а другой – меньших текущих затрат. В этом случае требуется сопоставление капитальных вложений с экономией на текущих затратах и сравнение полученной величины эффективности с ее нормативным показателем.

 

42. Субъекты инвестиционной деятельности — это инвесто­ры, заказчики, подрядчики, пользователи объектов ка­питальных вложений и другие лица. Поступающий от проекта внутренний валовой про­дукт (ВВП) общества делится между участвующими в проекте субъектами [фирмами (акционерами и работни­ками), банками, бюджетами разных уровней]

Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и/или привлеченных средств в соответст­вии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

В составе инвесторов могут быть акционеры и креди­торы.Акционер — инвестор, владеющий акциями предпри­ятия (организации), осуществляющего проект. Кредитор (заимодавец) — инвестор, предоставляю­щий заемные средства для реализации проекта..

Заказчики — уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществля­ют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и/или иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы. За­казчик, не являющийся инвестором, наделяется права­ми владения, пользования и распоряжения капиталь­ными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и/или государствен­ным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подрядчики — физические и юридические лица, ко­торые выполняют работы по договору подряда и/или государственному контракту, заключаемому с заказчи­ками в соответствии с Гражданским кодексом Россий­ской Федерации.

Пользователи объектов капитальных вложений — фи­зические и юридические лица, в том числе иностран­ные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международ­ные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капиталь­ных вложений могут быть инвесторы.

Субъект инвестиционной деятельности вправе со­вмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и/или государственным контрак­том, заключаемыми между ними.

 

43. Капитальные вложения — это часть доходов, используемых на расширенное воспроизводство. В наиболее общем смысле капитальные вложения — это определенное количество общественного труда, выделенное на воспроизводство основных фондов. Источники финансирования капитальных вложений тесно связаны с финансово-кредитным механизмом инвестиционной сферы, где происходит их практическая реализация.

Капиталовложения в основные средства финансируются на территории РФ за счет:

собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвесторов (чистой прибыли; амортизационных отчислений; сбережений граждан и юридических лиц; средств, выплачиваемых органами страхования в виде возмещения потерь от стихийных бедствий, аварий и т.д.);

заемных финансовых средств инвесторов (банковских кредитов, облигационных займов и др.);

привлеченных финансовых средств инвесторов (средств, полученных от эмиссии акций, паевых "и иных взносов физических и юридических лиц в уставный капитал);

денежных средств, централизованных добровольными союзами (объединениями) предприятий и финансово-промышленными группами;

средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозмездной и возмездной основах; средств бюджетов субъектов РФ;

средств внебюджетных фондов (например, дорожного фонда);

средств иностранных инвесторов.

В состав собственных средств инвесторов входят прибыль и амортизационные отчисления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: