Задание 1. Соберите «рассыпавшийся» текст из двух абзацев. Объясните, какими средствами связности вы руководствовались при составлении.
1. Естественно, что все числа делятся без остатка на единицу или на самоё себя. 2. Со временем слово «примус» превратилось в пример и стало означать задачу с числами. 3. Греческие математики очень любили поиграть с числами, эти игры занимают умы математиков и по сей день. 4. Но есть такие числа, которые не имеют других множителей, кроме единицы и самого себя. 5. Так, многие числа можно разделить на меньшие, то есть расположить на множители. Например, 24 = 2х3х4. 6. Например, числа 2, 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23, 29 и т. д. не делятся ни на какое другое число. 7. А затем приобрело более широкий смысл. 8. Этот ряд продолжается до бесконечности, и вопросы теории таких чисел занимают математиков до сих пор. 9. Такие натуральные числа называются простыми числами. 10. (Еще в 50-е годы были составлены таблицы простых чисел, доведенные до 10 млн). 11. По-латыни их называли «нумерус примус» – первое число.
Задание 2. Охарактеризуйте приведенные аннотации к книгам с точки зрения структуры и содержания. Выделите формулы (клише), используемые при составлении аннотации. Предложите ваши изменения, дополнения, исправления.
1. Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – М.: Наука, 2001. – 557 с.
Словарь содержит систематизированные данные о наиболее употребительных грамматических вариантах, дающих представление о нормах грамматики литературного языка в их стилистическом разнообразии. Особое внимание уделяется трудным случаям, возникающим в практике использования грамматических форм и конструкций. В словаре приводятся комментарии к каждому типу вариантов и список специальных трудов и справочников.
Для преподавателей, аспирантов и студентов вузов, преподавателей и учащихся средних школ, редакторов, научных работников – специалистов по русскому языку, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами культуры современной русской речи.
2. Граудина Л. К., Дмитриева О. Л., Новикова Н. В., Ширяев Е. Н. Мы сохраним тебя, русская речь! – М.: Наука, 1995. – 104 с.
В книге говорится о культуре речи как о новой актуальной дисциплине в современном языкознании. Авторы обращают внимание читателя на «болезни» современного речевого общения (штампы, канцелярит, любовь к «ярлыкам» и претенциозным заимствованиям, отсутствие культуры спора, забвение культурно-речевых традиций) и дают практические рекомендации по овладению культурой речи.
Для самого широкого круга читателей, которым небезразлична судьба родного слова.
3. Панфилова А. Д. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учеб. пособие. – СПб.: Знание, 1999. – 496 с.
Учебное пособие, подготовленное кандидатом педагогических наук, профессором РГПУ им. А. И. Герцена Альвиной Павловной Панфиловой, выполнено на основе анализа теоретического и практического опыта по налаживанию эффективного делового взаимодействия, описанного в отечественной и зарубежной литературе.
В книге освещается широкий спектр проблем деловой коммуникации в профессиональной деятельности: особенности делового общения в новых экономических условиях, вербальные и невербальные средства коммуникации, психотипы участников делового взаимодействия и их специфика, формы делового общения и др. Несомненный интерес для читателей представляют практические рекомендации для профессионального общения при ведении переговоров и торгов, деловых бесед и споров с оппонентами, пресс-конференций и самопрезентаций, публичных выступлений.
Книга может быть полезной для студентов, изучающих вопросы деловой коммуникации, предпринимателей, банкиров, менеджеров, маркетологов, юристов, психологов, экономистов, лингвистов, социологов, специалистов по паблик рилейшнз, рекламе и купле-продаже.
Задание 3. Подберите два-три отрывка из произведений научной литературы (разных областей науки). Найдите в них характерные черты научной речи и различия, обусловленные областями науки.
Задание 4. Составьте аннотацию, план, тезисы, конспект научной статьи М. Р. Львова «О профессиях, связанных с речью».
Речь нужна всем, и можно сказать, что главная профессия, связанная с речью, – это сама жизнь человека. Но есть профессии трудовые – старинные и новые, которые требуют и высокого уровня владения речью, и знания ее теории, хотя бы некоторых аспектов теории речи. Это, во-первых, профессии, предметом которых служит речь, и профессии, в которых речь служит средством, орудием. К первой группе относятся профессии редактора, актера, оратора, учителя, преподающего родной или иностранный язык, риторику, культуру речи; переводчика, писателя, журналиста. Для этой категории специалистов речь выполняет роль не только предмета, но и средства. Ко второй группе относятся политики, преподаватели, лекторы по неязыковым предметам, психологи-консультанты, режиссеры, радио- и телеведущие, обозреватели, юристы, дипломаты. В этом перечне, разумеется, представлены не все профессии.
Для профессионального успеха бывает особенно важно владеть определенными сторонами или разделами теории и практики речи: так, переводчику, особенно синхронному, важно в совершенстве владеть речью на двух языках как минимум, причем перекодировать содержание переводимой речи не по порядку слов, а целыми предложениями, блоками высказываний и перекодировать моментально. Ему необходима также теория билингвизма.
Политик должен быть хорошим оратором, знать теорию и практику риторики, иметь хорошо поставленный голос, владеть быстротой реакций, уметь разгадывать скрытую мысль в речи своих оппонентов. Жизнь показывает, насколько важно для политика владеть культурой речи, как, впрочем, и общей культурой, быть эрудитом.
Актер должен развить в себе безотказную память, готовность памяти, способность входить в образ, ему необходимо тончайшее владение голосом, интонациями, жестами, мимикой. Необходимо знание литературы и ее теории, поэтики, сценической речи.
Дипломату, помимо общей культуры речи, высокого уровня ее развития, нужно знание нескольких языков, не только знание, но и чутье этикета, моментальные речевые реакции и умение разгадывать мысль собеседника еще в большей степени, чем политику.
Логопеду необходимо знание физиологии механизмов речи, типичных ее нарушений, произносительных недочетов, а также сведения по гигиене органов речи. (Львов М. Р. Основы теории речи. – М.: Наука, 2000. – С. 170–171.)