Философия Циолковского опирается на ряд принципов.




· Первый принцип - панпсихизм, заключающийся в признании чувствительности всей Вселенной. Циолковский пытался также найти некий материальный элемент, из которого состоит всё во Вселенной. Этот элемент он нашёл в атоме, но изначально наделил его чувствительностью и назвал "чувствующим атомом.

· Второй принцип - монизм, базирующийся на допущении того, что материя едина и основные свойства ее во Вселенной одинаковы. Согласно этому принципу материальное и духовное начала Вселенной едины, едины также живая и неживая материя, человек и Вселенная.

· Третий принцип — это принцип бесконечности. Согласно этому принципу мир, Вселенная, могущество космического разума бесконечны. Он писал, что нет ни одного места во Вселенной, где не было бы пространства, времени и материи, которые при этом являются бесконечными, непрерывными и вечными.

· Четвертый принцип — принцип самоорганизации, основывающийся на допущении у Вселенной способности содействовать своей организации, дающей ей возможность бесконечно долго существовать во времени. И хотя сам термин “самоорганизация” Циолковским не применялся, но свойственность его философии вытекает из этого принципа и понимания им эволюции Вселенной.

 

Циолковский не получил фундаментального образования, а потому одной стороны ему был свойственен реализм (тогда имелось в виду материалистическое мировоззрение), а с другой стороны, по его мнению, существует судьба, которая управляет жизнью человека. Конечной причиной всего является внеземная, внематериальная причина, а именно бог. Позже он отказывается признавать в качестве первопричины бога и пишет, что вера в бога не совместима с наукой.

Циолковский также утверждал, что всё во Вселенной пронизано силами жизни и разума, и даже существует внеземной разум. Эти внеземные разумные существа всему во Вселенной дали положительный эволюционный ход. Землю же они оставили в качестве заповедника, где всем живым организмам была предоставлена возможность развиваться естественным путём.

В работе "Цели звёздоплавания" Циолковский также поднял проблему бессмертия всего человечества. Он считал, что бессмертие неразрывно связано с космической экспансией и созданием ракет, то есть техническим развитием, а также лучшей социальной организацией людей.

 

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) - академик, естествоиспытатель, рабтавший на стыкегеологических и биологических наук и наук об атомах.

Основные труды: "Биосфера", "Живое вещество и биосфера", "Размышления натуралиста", "Научная мысль как планетное явление".

Вернадскому принадлежит создание учения о биосфере и ноосфере. По Вернадскому биосфера - это сфера жизни, плёнка жизни, которая окружает земную поверхность. Космизм Вернадского состоит в том, что Земля с космосом связана через биосферу, через неё осуществляется обмен веществом, энергией и информацией. Вернадский говорит, что нынешнее состояние биосферы - не конечное. Неизбежно научная мысль охватит всю планету и человечество перейдёт в новое качество, а биосфера при этом перейдёт в ноосферу.

Ноосфера - высшая стадия биосферы, когда человечество научно организует свою деятельность с целью гармонизации отношений между обществом и природой.

По Вернадскому, существуют следующие необходимые условия становления ноосферы: охват Человека научной мыслью (это ещё не выполнено, мешают религиозные предрассудки); заселение всей поверхности Земли (выполнено - арктические станции есть; резкое развитие связи между странами (выполнено - ООН, ЮНЕСКО и др. организации; резкое преобразование средств связи (выполнено - спутниковая связь, интернет); расширение биосферы и выход человека в космос (минимальное выполнение - МКС); разработка новых источников энергии (выполняется - атомные электростанции); равенство людей всех религий и всех рас (не выполняется); ликвидация давления политических и религиозных организаций на научную мысль (выполнено не до конца) и др.

В. И. Вернадский в основе рассуждений имел идею: если мы хотим полуить адекватное представление о мире, то должны включать в нашу деятельность атические и эстетические моменты. нельзя отрывать материальное и духовное началы друг от друга. Когда они объединятся, совпадут, общее дело даст прогрессивное направление развития.

 

Другим представителем философии русского космизма является Александр Леонидович Чижевский (1897-1964).

Основные труды: "Земное эхо солнечных бурь", "Физические факторы исторического процесса".

Чижевский пытался выявить физические факторы социальных процессов, все остальные до него пытались выявить экономические, политические и идеологические факты. Он показал, что все процессы на нашей Земле (даже социальные и человеческая история) связаны с процессами, которые происходят в космосе. В основном с ритмическими процессами в космосе, а именно с пятнообразующей деятельностью Солнца, то есть периодами солнечной активности. Он поднял все письменные источники человечества на тот период времени, и выявил закономерность, что период минимума солнечной активности благоприятно сказывается на развитии науки и искусства, период подъёма связан с выдвижением различных политических деятелей и основанием ими различных политическими движений. Период максимума связан с различными социальными катаклизмами: войнами, переселениями народов, революциями, приводит к различным заболеваниям человечества, эпидемиям чумы и психологическим болезням. Космические ритмы влияют на весь биологический мир, а не только на человечество.

Солнечная активность влияет на электромагнитное поле Земли, которое влияет на физиологию, а затем и на психологию человека. То есть в эти периоды человек теряет часть своей способности адекватно отвечать на раздражители.

Но, по мнению Чижевского, для того чтобы произошел этот общественный катаклизм должны существовать и определеные социальные, экономические и политические предпоссылки, кроме того влияние на процессы истории человечества оказывают и ритмы всей Вселенной. В труде "Земное это солнечных бурь" говорит, что мы можем изучать все процессы на земле, но мы должны расширять горизонт сознания и учитывать влияние космоса.

Еще одним видным философом- космистом был Булгаков. В основном своем труде "О философии хозяйства" он высказал идею о том, что для организации хозяйства на высоком уровне необходимо ориентироваься не только на получение хорошего урожая, но и на этические нормы, на красоту (эстетическое удовольствие). Тогда это будет прогрессирующее хозяйство. Сейчас эта книга привлекает все большее внимание, т.к. сейчас мы имеем дело с генетические модифицированными продуктами, что не приносит пользы. Наука развивается плодотворно тогда, когда она не замыкается, а объединяет в себе и другие компоненты. Современная постклассическая наука объединяет и классическую науку, и неклассическую, и этические нормы.

 

19. Основные черты философии экзистенциализма.

Экзистенциализм, или философия существования – одно из трех основных направлений философии XX века. Характеризуется антисциентистской (отрицающей главенствующую роль науки) направленностью, ориентирован на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в современном мире.

Э. разрабатывался в эпоху после Первой мировой войны, во время и после Второй мировой. Смерть миллионов остро поставила вопрос о смысле человеческого бытия, отношениях между личностью и обществом. Оптимистическая надежда на разум, вера в прогресс потерпела крах, поэтому экзистенциалисты говорят об ограниченности рационального и научного мышления, считая главным средством познания эмоциональную интуицию, чувства и переживания. Экзистенциалисты исходят из положения о неразрывности субъектно-объектного описания: сознание есть всегда сознание о чем-либо, все чувства возникают по поводу какого-то предмета или события.

Э. не представляет собой единого учения. Каждый из ее главных представителей создает особую систему взглядов. Среди представителей – известные писатели и мыслители: Ж.-П. Сартр, А. Камю. Экзистенциальные мотивы встречаются в творчестве Т. Манна, Г. Гессе, Хемингуэя, Ремарка. Предвестником э. считается Ф.М. Достоевский.

Родоначальниками исходных концепций Э. были идеи С.Кьеркегора (1813-1855) и Э.Гуссерля (1859-1938). В их учениях содержалось утверждение, что экзистенция не есть бытие конкретного человека, а субъективный мир переживаний, недоступный рациональному познанию.

Основные работы: «Бытие и Время» М. Хайдеггер 1927, «Философия» К. Ясперс 1927, Ж.-П. Сартр «Бытие и ничто» 1943.

Существует условное подразделение Э. на атеистический ( Хайдеггер, Сартр, Камю ) и религиозный (Ясперс, Бердяев, Марсель).

 

Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса)

Хайдеггер: «Всякое толкование мира неизбежно является очеловечиванием », т.е. познание осуществляется с позиций опр. системы ценностей, целенаправленно и эмоционально. Средство толкования бытия – экзистенциалыэмоционально окрашенные понятия. Основной - бытие-в-мире, означает, что бытие человека и мир неразделимы (способ раскрытия истинной сущности бытия, по Хайдеггеру, - поэзия).

Проблема свободы у Сартра: «Человек не может быть то свободным, то рабом, он полностью и всегда свободен или его нет». Всегда существует свобода выбора. Человек осужден быть свободным и такая свобода превращается в свою противоположность – жесткую необходимость. Если человек абсолютно свободен, он абсолютно за все ответственен.

 

20. Проблема человека и смысла жизни в европейской философии ХХ века

Начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, когда новым факторам жизни человека стала научно-техническая революция, и человеческая личность рискует обесцениться "в тисках" информационно-техногенного общества.

Об основных направлениях философии, в которых рассматривалась проблема человека.

Экзистенциализм как "восстание" против гегельянской всеобщности.

В экзистенциализме, согласно Р. Мэю, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса, который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты.

Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой.

Сёрен Обю Кьеркегор выделил три стадии восхождения личности к подлинному существованию: эстетическую, которой правит ориентация на удовольствие; этическую — ориентация на долг; религиозную — ориентация на высшее страдание, отождествляющее человека со Спасителем.

В ХХ в. экзистенциализм взрос на почве пессимистического взгляда на технический, научный и нравственный прогресс, обернувшийся кошмаром мировых войн и тоталитарных режимов. Война с фашизмом стала эпохой расцвета Э. В своей основе Э. — это нонконформизм, призывающий личность делать выбор в сторону истинных человеческих ценностей.

Принято делить Э. на религиозный и атеистический. Представители первого и более раннего направления Э. — Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Габриель Марсель. Представители второго, расцветшего во время второй мировой войны — Жан-Поль Сартр и Альбер Камю.

Основная проблема экзистенциализма: проблема духовного кризиса, в котором оказывается человек, и того выбора, который он делает, чтобы выйти из этого кризиса. Признаками кризиса могут быть такие понятия, как страх, «экзистенциальная тревога», тошнота, скука. «Человеку открывается вдруг зияющая бездна бытия, которая раньше была ему неведома, когда он жил спокойно, прозябая в сутолоке повседневных дел. Теперь покоя нет, остался только риск решения, которое не гарантирует успеха». Это и есть «подлинное существование», спокойно-трагическое в мире религиозного экзистенциализма и безнадежно-трагическое в мире атеистического экзистенциализма.

 

Основные темы и проблемы экзистенциалистской философии: человек в эпоху социального кризиса, существование человека и его сущность, бытие человека и бытие мира, человек как уникальное существо и власть усредняющего начала, бытие между жизнью и смертью. Психологическая эмоциональная "нагруженность" экзистенциального мышления. "Экзистенциалы": "страх", "забота", "свобода" и их мировоззренческий смысл.

 

Выдающиеся представители философии экзистенциализма: М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю. Жизнь и сочинения Ж.-П. Сартра. Основные понятия и положения философии Сартра: "для-себя-бытие" и "бытие-для-другого"; онтология свободы (у Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное. Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение — смириться или бороться за свое освобождение, а что будет дальше — зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа.); свобода как выбор самого себя; экзистенциальный выбор; свобода и ответственность; экзистенциализм как гуманизм.

Философия А. Камю: жизнь и сочинения; атеизм Камю и полное первоначальное одиночество человека в его философии; проблема абсурда и “философское самоубийство”; человек как "человек бунтующий" - бунт как способ бытия человека. Высшим воплощением абсурда, по Камю, являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества — фашизм, сталинизм и т. п. Будучи гуманистом и антиавторитарным социалистом, он полагал, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» могут породить только ещё большие насилие и несправедливость.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: