Поэтика, композиция, идея




Из русской литературы второй половины XIX века

Знать:

° образную природу словесного искусства в русской литературе второй половины XIX в.;

° содержание изученных литературных произведений русской литературы второй поло­вины XIX в.;

° основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов русской литературы вто­рой половины XIX в.

Уметь:

° воспринимать и анализировать художественный текст;

° выделять смысловые части художественного текста, идею, проблематику изученного про­изведения; давать характеристику героев русской литературы второй половины XIX в.; выражать свое отношение к прочитанному;

° писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

А. Н. Островский. Одна пьеса по выбору

Островский Александр Николаевич (1823—1886)

...Только два сорта и есть, податься не­куда: либо патриот своего отечества, ли­бо мерзавец своей жизни. А.Н. Островский

Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в Москве, в семье чиновника гражданской палаты. Его юность прошла в мещанско-купе­ческом районе Замоскворечье.

Впоследствии, когда он стал знаменитым драматургом, «открывшим» в своих произведениях целый новый мир с новыми героями времени — людьми купе­ческого, мещанского сословия, его стали называть «Колумбом Замоскворечья».

А. Н. Островский учился на юридическом факультете Московского универси­тета. Первоначально его деятельность была связана именно с судебной сферой: в 1843—1851 годах он служил писцом в московских судах. Именно эта служба дала драматургу богатый материал для его пьес.

В 1850 году вышла первая комедия Островского — «Свои люди — сочтемся!» (первоначальное название — «Банкрут»). В этом произведении рассказывалось о неприглядных нравах и делах в среде русского купечества. Комедия была запрещена к представлению на сцене, а ее автор по личному распоряжению им­ператора Николая I был уволен со службы и находился под надзором полиции.

Островский продолжал писать пьесы; выбранная им тема — изображение но­вых хозяев русской жизни — стала главной темой его драм и комедий.

С 1856 года начинается сотрудничество Островского с журналом «Современ­ник», издававшемся Н. А. Некрасовым.

Драматургу также посчастливилось найти и свой театр: на протяжении более чем 30 лет пьесы А. Н. Островского ставились в московском Малом театре. До сих пор репертуар этого театра в основном составляют пьесы Островского.

В 1859 году, основываясь на впечатлениях от поездок по городам верхней Волги, Островский создает свою знаменитую драму «Гроза».

Н. А. Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве», анализируя это про­изведение, подчеркнул увиденное в нем революционное звучание: признаки на­зревавшего в стране глубинного протеста против традиционного уклада жизни.

С конца 60-х годов XIX века из-под его пера выходит цикл сатирических ко­медий: «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы». Главный мотив этих произведений — развен­чание иллюзий, вызванных в обществе государственными реформами.

В последние годы творчества А. Н. Островский пишет социально-психологи­ческие драмы и комедии на новую тему: речь в них идет о трагических судь­бах богато одаренных, тонко чувствующих женщин в мире цинизма и корысти: «Бесприданница», «Последняя жертва», «Таланты и поклонники» и др.

В 1886 году А. Н. Островский скончался в своей усадьбе Щелыково Кинешем- ского уезда Костромской губернии.

За годы творчества им написано более 80 пьес. Можно сказать, что его уси­лиями был создан репертуар русского национального театра.

Драма «Бесприданница»

Время и история создания

Драма была задумана 4 ноября 1874 года в Москве и завершена 16 октября 1878 года.

Сюжет

Первое действие. Действие драмы «Бесприданница» происходит в большом волжском вымышленном городе Бряхимове.

Кофейная на берегу Волги. Начинается действие с диалога двух купцов, из которого мы узнаем о драматических событиях, которые будут иметь развитие в последующих действиях. Таким образом, получается обширная экспозиция.

Кнуров («из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек с огром­ным состоянием», как сказано о нем в ремарке) и Вожеватов («очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, по костюму европе­ец) обсуждают новость: предстоящее замужество красавицы и бесприданницы Ларисы Огудаловой. Ее жених — бедный чиновник Карандышев. Оба в недо­умении от выбора Ларисы. Но он объясняется собственным желанием Ларисы.

Далее следует рассказ о несчастье этой девушки, пережившей сильнейшее увлечение «блестящим барином» Паратовым. Он вскружил ей голову, отбил всех женихов и внезапно уехал. Ларису к замужеству подталкивает, помимо личной драмы, те унижения, которые терпит она в результате попыток матери непременно найти ей жениха. Череда скандалов вынуждает ее объявить, что она выйдет замуж за первого, кто посватается. Так и появился Карандышев — дав­ний и неудачливый поклонник.

Вожеватов весьма иронически отзывается о женихе Ларисы, а затем сообща­ет, что ждет Паратова, который продал ему свой пароход «Ласточка».

Появляются Огудаловы, Лариса и мать, с женихом — Карандышевым. Он важничает и как равный обращается к Кнурову с приглашением на обед, чем вызывает недоумение богатого купца. Огудалова поясняет, что обед в честь Ла­рисы, и она присоединяется к приглашению. Карандышев не чувствует неумест­ности своего пребывания в этом обществе и странности своего положения «выну­жденного» жениха. Он осуждает образ жизни Огудаловых, чем обижает Ларису.

Лариса честно говорит ему о том, что выбрала его в будущие мужья только потому, что хочет сбежать от такой жизни. Разговор заходит о Паратове. Каран­дышев завидует этому блестящему барину и снова заставляет страдать Ларису, упоминая о том, как тот с ней поступил. Лариса возмущена попытками жениха сравнить себя с Паратовым, заявляет: «Сергей Сергеич — идеал мужчины».

Во время разговора раздаются пушечные выстрелы, Лариса пугается, но Ка­рандышев объясняет: «Какой-нибудь купец-самодур слезает со своей баржи». Между тем из разговора Вожеватова и Кнурова известно, что пальба в честь приезда Паратова. Огудаловы и Карандышев уходят.

Появляется Паратов. На вопрос Кнурова, не жаль ли ему продать «Ласточ­ку», Паратов отвечает: «Что такое “жаль”, этого я не знаю. <...> найду выгоду, так все продам, что угодно».

Выясняется, что Паратов женится на невесте с золотыми приисками и при­ехал проститься с холостяцкой волей. Он приглашает купцов на пикник за Вол­гу. Кнуров и Вожеватов сообщают, что обедают у жениха Ларисы.

Паратов некоторое время грустит об участи Ларисы и решает нанести ей визит.

Второе действие происходит в доме Огудаловых. Кнуров упрекает Огуда- лову, что она отдает Ларису за бедного человека, предрекает, что Лариса не вынесет жалкой жизни и, вероятно, вернется к матери. Он предлагает себя в «друзья», а фактически «покупает» согласие матери отдать ему Ларису при таком развитии событий ему на содержание. Он дает деньги Огудаловой на под­венечный наряд Ларисы, говоря, что она должна блистать даже в этом своем положении. Кнуров уходит.

Появляется Лариса, она говорит матери, что хочет как можно скорее уехать в деревню. Выясняется, что весь город гудит от радостного ожидания: приехал Паратов. Лариса в страшном смятении. Огудалова беспокоится: не поторопи­лись ли они со свадьбой и не упустили ли более выгодную партию.

Появляется Карандышев, которого Лариса просит как можно скорее уехать в деревню. Но тот не хочет спешить: ему надо «повеличаться», похвастаться Ла­рисой, удовлетворить свое самолюбие, которое так долго страдало от унижений.

Лариса упрекает его за это, нисколько не скрывая, что не любит его, а только надеется полюбить. Карандышев уходит.

Приезжает Паратов. Испуганная Лариса просит мать отделаться от его визи­тов. Огудалова ласково принимает Паратова, спрашивает, почему он внезапно исчез из города, узнает, что он ездил спасать остатки именья, а теперь вынуж­ден жениться на невесте с полумиллионным приданым.

Несмотря на просьбу Ларисы не принимать Паратова, Огудалова зовет Ларису, между ней и Паратовым происходит объяснение наедине. Паратов упрекает Ларису, что она скоро его забыла, Лариса признается, что продолжает любить его и выходит замуж, чтобы избавиться от унижений перед «невозможными женихами». Самолюбие Паратова удовлетворено.

Появляется взволнованный приходом соперника Карандышев. Между ни­ми происходит ссора: Паратов намеренно задевает и унижает жениха Ларисы. Огудалова улаживает скандал и заставляет Карандышева пригласить на обед и Паратова. У того созревает план на этом обеде отомстить Карандышеву за его притязания быть наравне с «высшим» обществом и за то, что он претендует на Ларису.

Третье действие происходит в доме Карандышева, убранном бедно, но с боль­шими претензиями. Появляется Лариса с матерью. Они обе чувствуют нелов­кость своего положения, обсуждают ужасный обед, унизительное непонимание Карандышевым того, как он жалок и смешон, как оскорбляет Ларису своими жалкими притязаниями на роскошь. Огудалова говорит, что гости нарочно под­паивают Карандышева и смеются над ним.

Появляются Кнуров, Паратов и Вожеватов. Они обсуждают дрянной обед и ужасные вина. Их план подпоить Карандышева и посмеяться над ним удался. Появляется Карандышев, он важничает и хвастает, не замечая, что над ним смеются. Его посылают за коньяком. В это время цыган Илья сообщает, что все готово для поездки за Волгу.

Мужчины говорят между собой, что хорошо бы взять Ларису. Паратов берет­ся ее уговорить. Гости оставляют Паратова наедине с Ларисой. Он говорит ей соблазнительные слова, уверяя в своей любви, обещает бросить все, чтобы стать ее рабом. Паратов зовет ее с собой на пикник по случаю продажи парохода. Лариса очарована его словами, она надеется вернуть его, поэтому соглашается поехать с ним. Появившийся Карандышев произносит тост за Ларису, в которой ему дороже всего то, что она «умеет разбирать людей» и потому выбрала его. Карандышев пьян, его посылают еще за вином, а тем временем мужчины и Ла­риса покидают дом.

Вернувшись, Карандышев узнает об отъезде Ларисы на пикник. Он оскорб­лен, понимает, что над ним посмеялись, и грозит отомстить. Схватив пистолет, он убегает.

Четвертое действие происходит так же, как и первое, в кофейной. Появляет­ся Карандышев с пистолетом, ожидая возвращения его обидчиков. Он прячется.

Появляются вернувшиеся с пикника Кнуров и Вожеватов. Они понимают, что Лариса теперь находится в самом уязвимом положении: Паратов, воспользовав­шись ею, бросает ее на произвол судьбы. Свадьба с Карандышевым невозможна. Они цинично решают, кому из них достанется Лариса, чтобы сделать ее своей содержанкой и поехать с нею на выставку в Париж. Спор свой они разрешают, играя в орлянку. Лариса достается Кнурову. Вожеватов дает слово устраниться. Их торг подслушивает Карандышев.

Появляется Лариса с Паратовым. В процессе их разговора выясняется, что у Паратова не было намерения сделать Ларису женой, поскольку он обручен. Лариса оскорблена и унижена. Она в отчаянии. Паратов пытается избавиться от нее, предлагая ей ехать домой к матери. Он оставляет Ларису. В отчаянии Лари­са бросается к Вожеватову с просьбой о сочувствии и совете, но тот уклоняется.

Появляется Кнуров, который предлагает Ларисе совместную поездку в Па­риж и содержание на всю жизнь. Лариса подавлена свалившимся на нее горем и унижением. Она молчит. Кнуров уходит, прося ее подумать.

В отчаянии Лариса стоит над обрывом, она восклицает: «Как бы теперь ме­ня убил кто-нибудь...» Появляется Карандышев. Лариса прогоняет его, говоря о своем презрении. Карандышев рассказывает Ларисе, что Кнуров и Вожеватов разыгрывали ее в орлянку, как вещь. Лариса потрясена, она говорит: «Уж если быть вещью, так дорогой, очень дорогой». Она намеревается идти к Кнурову. Карандышев пытается ее остановить. Лариса отвергает попытки Карандышева взять ее под свою защиту и покровительство. Она хочет уйти. Его словам о люб­ви к ней она не верит. Доведенный до отчаяния и униженный Карандышев стреляет в нее. Умирающая Лариса с благодарностью принимает этот выстрел, кладет револьвер около себя и говорит сбежавшимся на выстрел, что никто не виноват: «Это я сама». За сценой слышно цыганское пение.

Последние слова Ларисы: «...Вы все хорошие люди... я вас всех... всех люблю».

Герои

Героям драмы Островский дает полные характеристики, особенно акценти­руя внимание на их социальном статусе, возрасте, манере держаться.

Драматург указывает, что Кнуров — «из крупных дельцов последнего вре­мени... с громадным состоянием», Вожеватов — «один из представителей бога­той торговой фирмы», Карандышев — «небогатый чиновник», Паратов — «бле­стящий барин, из судохозяев». Об имущественном положении Ларисы говорит название пьесы. Все эти указания не случайны. Социальное положение героев Островского предопределяет и особенности их психологии, и их судьбу.

Карандышев

Карандышев Юлий Капитоныч — «молодой человек, небогатый чиновник» — так говорит о нем автор. Рядом с богачами и барами этот герой должен бы поте­ряться. Но слишком велико его самолюбие и желание утвердиться в мире, где все решает капитал. Лариса для него — это своего рода приз, который ему слу­чайно и незаслуженно достается, возможность восторжествовать над шикарным и богатым соперником.

Он говорит Ларисе о своей любви, но видит в ней средство достижения своей цели, удовлетворения амбиций. Карандышев тщеславен настолько, что ощуща­ет себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу.

Он убивает Ларису со словами: «Так не доставайся же ты никому!» Это акт присвоения, последняя попытка восторжествовать над соперниками, превосхо­дящими его во всем.

Огудалова Лариса

Огудалова Лариса Дмитриевна — главная героиня пьесы, бесприданница, она описана автором лаконично: «одета богато, но скромно». Характер этой героини тонко прорисован Островским, психологически точен и, конечно, трагичен. Ее судьба вызывает сочувствие и автора, и зрителя. Лариса — яркая, талантли­вая, красивая девушка. О том, чтобы владеть ею, думают многие в этом городе. Кнуров и Вожеватов, говоря о ней, называют ее бриллиантом, который требу­ет хорошей отделки и хорошего ювелира. Мать пытается устроить ее судьбу

с помощью «приличного» брака, а получается, что торгует своей дочерью. Лариса «простовата», как говорит о ней Вожеватов. Она тяготится материнскими хлопотами и не участвует в махинациях Хариты Игнатьевны.

Любовь Ларисы к Паратову можно объяснить ее неумением разбираться в людях, непониманием истинных причин их поступков. Но сама Лариса искренна. Она тяжело переживает расставание с Паратовым и не видит для себя дальнейшей возможности любви и счастья, поэтому соглашается стать невестой Карандышева, чтобы обеспечить себе пусть и бедную, но достойную жизнь. Но втайне она чувствует себя несправедливо приговоренной к той жизни, которую ей способен дать мелкий чиновник.

С новым появлением Паратова чувства Ларисы приходят в смятение. Ей кажется, что в романтический мир путь лежит через такой же романтический, безрассудный и эффектный поступок — побег на пикник с Паратовым из дома жениха. Ею руководит не разум, а чувство. И надежда на благородство возлюбленного. Она делает выбор в пользу иллюзии, а не реальности. Ее поступок ведет к гибели.

Дальнейшие события открывают Ларисе глаза на ее подлинное положение — приза, который оспаривают друг у друга мужчины: «Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя... я вещь!» Умирая, она благодарит своего убийцу — Карандышева за то, что он дал ей возможность уйти из мира, в котором растоптан высокий идеал: «Я любви искала и не нашла... Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова...»

Паратов

Паратов Сергей Сергеевич — «блестящий барин, из судохозяев, лет за 30» — такова характеристика, данная Островским. Паратов, которого Лариса называет идеалом мужчины, на самом деле беспечный, широкий, вальяжный прожигатель жизни, красавец-мужчина, барин. Ведет его по жизни нежелание ничем поступаться ради своего статуса, благополучия, эгоизма. «У меня ничего заветного нет», — говорит Паратов.

Во внешнем блеске этого героя драматург видит только позу, в нем нет подлинной эмоциональной жизни, нет ясности чувств. В Паратове легко сочетаются барские черты с неприглядным расчетом, а также с демократичными чертами: он любит подчеркивать свою близость к народу, хвастается дружбой с бурлаками. Это основано на очень точном ощущении его «амплуа» богатого и рокового барина, в котором он выступает. Он даже откровенную низость умеет подать как что-то необычайно благородное: совершив по отношению к Ларисе подлость, он пытается отделаться от нее в финале пьесы красивыми сентенциями: «Допускаете ли вы, что человек, скованный по рукам и по ногам неразрывными цепями, может так увлечься, что забудет все на свете, забудет и гнетущую его действительность, забудет и свои цепи?» Для Паратова в этот момент важно только как можно эффектнее выглядеть, сохранить маску.

Поэтика, композиция, идея

Главный конфликт пьесы «Бесприданница» определяется в названии. Трагедия Ларисы Дмитриевны Огудаловой именно в том, что она бедна.

Достоинства Ларисы: ее красота, обаяние, талант — не являются «капиталом» в том мире, где она живет. Основной конфликт этого произведения, таким образом, социальный.

Но объяснить драматизм пьесы только социальным злом недостаточно. «Бесприданница» стала одним из выдающихся образцов мировой драматургии благодаря глубокому психологизму действующих лиц.

Лариса в «Бесприданнице» не является всего лишь жертвой обстоятельств. Можно сказать, что, помимо внешних столкновений героев, происходит также внутренний конфликт в каждом из них. В Ларисе борются чувство любви и чувство собственного достоинства, стремление к идеальному и необходимость жить в притворстве. В ее матери — любовь и забота по отношению к дочерям и мошеннические наклонности, необходимость хитрить, чтобы устроить судьбы детей, и т. д.

Герои «Бесприданницы» обладают сложными и противоречивыми характерами. Автор ставит перед своими героями непростой выбор. И в этом выборе проявляются и цельность, и сила характера, и его глубина.

Лариса — жертва не только сложившихся обстоятельств (циничных замыслов Кнурова и Вожеватова или самолюбивых притязаний Паратова и Карандышева), но и собственных заблуждений, иллюзий, ошибок, за которые надо расплачиваться.

Согласно учению древнегреческого философа Аристотеля, цель трагедии — очищение души («катарсис»). Потрясенный неожиданным ходом событий, герой постигал истинный их смысл, ему открывалось нечто существенное в себе самом. Именно это переживает в ходе развития событий пьесы и Лариса: «Никто не виноват... Живите, живите все!.. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь... вы все хорошие люди... я вас всех... всех люблю», — твердит умирающая Лариса, и слова эти очищают не только ее душу, но и нашу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: